1.Мотивация к учебной деятельности 2 мин | Здравствуйте ребята, рада вас видеть! Сегодня мы продолжаем говорить о растительном мире нашей Земли. И начнем изучать процессы жизнедеятельности растений. Просмотрите на экран. Какой процесс жизнедеятельности иллюстрирует слайд? | Самоорганизация на учебную деятельность Отгадывают процессы жизнедеятельности | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
3.Постановка и формирование учебной проблемы, планирование деятельности 5 мин | У вас на столах рабочие листы (приложение 1). Здесь записан ряд вопросов, на которые нам с вами необходимо ответить. 1.Как вы думаете, что такое питание? (на слайде выведено определение с пропущенными словами и в рабочих листах то же самое) Питание-это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. Питание растений существенно отличается от питания животных. Оно состоит из двух взаимосвязанных типов питания (воздушного и почвенного) 2.Посмотрите на слайд и предположите, какие типы питания, характерны для растений? Что необходимо сделать дальше? Какова цель нашего урока? (изучит почвенное питание) Если затрудняются в определении цели урока, предложить задание. Ребята, обратите внимание, в стакане с водой стоит срезанное цветущее растение. Как вы думаете на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? Почему? (плод не образуется, растение погибнет, у растения нет корня, который всасывает воду и минеральные вещества из почвы) Сформулируйте тему урока Минеральное питание Такой тип питание также называют корневым или почвенным Записать тему урока на доске | Предлагают варианты пропущенных слов, записывают определение в рабочих листах Предлагают варианты ответов. Сравнивают свои ответы с правильными ответами на слайде. Дописывают схему в рабочих листах. Намечают план своих действий для достижения цели Формулируют цель урока Называют тему урока и записывают в рабочие листы | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
4.Открытие нового знания 20 мин | Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку. Для начала ответим на главный вопрос агрохимии. Как вы думаете, какие вещества поглощает корень? (воду и минеральные вещества) Корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 % состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ. Наличие минеральных веществ в почве можно доказать опытным путем Демонстрация опыта по выпариванию почвенного раствора. Бумажный фильтр вставить в воронку, закрепленную в кольце штатива, подставить под воронку стеклянный стакан, профильтровали полученную смесь. На фильтре останется почва, а в пробирке фильтрат, представляющий собой почвенный раствор. Поместим несколько капель этого раствора на предметное стекло и подержим над горелкой до выпаривания. После того как вся вода испарится, на стекле останется белый налет, представляющий собой смесь веществ, растворившихся в воде во время перемешивания. Это и доказывает наличие минеральных веществ в почве. Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос. Сколько килограмм кальция выносятся со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожай падает. Как решить эту проблему? (вносить удобрения в почву) Конечно же, вносить удобрения. Но какие? Давайте познакомимся с классификацией удобрений. Чтобы работа была более эффективной, мы разделимся на три группы. В каждой группе назначьте руководителя У вас на столах необходимый материал для работы. Это инструкция по работе, учебник, дополнительный материал. Читайте внимательно и инструкцию и приступайте к изучению материала. Время работы 7мин. На представление – 2 мин. Каждая группа работает над своими вопросами. 1 группа работает с текстом и выясняет. Какие группы удобрений существует? (учебник с. 75 ) Что относится к органическим удобрения? Какое значение имеют органические удобрения? (дополнительный материал). Заполнить схему в рабочих листах 2 группа работает с текстом учебника (стр. 76 ). Отвечают на вопросы. На какие две группы делят минеральные удобрения? Каково значение макроудобрений в жизни растений? 3 группа работает с текстом учебника (стр. 76 ). Отвечают на вопросы. Что такое микроудобрения? Каково значений микроудобрений в жизни растений? Каким образом необходимо вносить удобрения в почву? (вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определенный период развития растения в определенных дозах) | Отвечают на вопрос и записывают ответ в рабочие листы Работают с диаграммой. Ищут выход из проблемной ситуации. Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Участники группы дополняют. Работают в группах с разными источниками информации: учебник, дополнительный материал, инструкция. (3 группы по 6 человек) Работают с текстом, выделяют главное, отвечают на вопросы, готовят выступление. Участники группы дополняют. Делают выводы. Делают вывод. | Предметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Физкультминутка 1 мин | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. Это легкая забава- Повороты в влево-вправо. Как известно всем давно- Там стена, а там окно Приседайте быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. | Выполняют упражнения в течении 1 мин | Формирование ценности здорового образа жизни |
5.Применение новых знаний 9 мин | Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение. Практика Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение? (определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения) Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице. (Приложение 2 ) Вовлекает учащихся в обсуждении следующего вопроса -Где пригодится знание о минеральном питании растений и удобрениях в жизни? | Исследуют комнатные растения Отвечают на вопрос Озвучивают результаты исследования Высказывают свое мнение | Предметные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
6.Рефлексия и оценивание 4 мин | Итак, с чем вы сегодня на уроке познакомились? -Как вы открывали новые знания? -Вы реализовали поставленную цель? У вас на столах есть цветы. Оцените урок, закрасив серединку цветка. Красный – узнал много интересного, Желтый – узнал много, но хотел бы узнать больше Белый – ничего интересного для себя я не узнал Выставляет оценки за урок Сегодня вы очень хорошо поработали. На 5 прошли стажировку ………………….. На 4 прошли стажировку ………………….. | Дают ответы на вопросы Украшают вазу цветами. Определяют степень своих достижений на уроке с помощью цветов. | Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |