3 класс IV четверть
Тема
МИР МУЗЫКИ БЕТХОВЕНА
Цель: знакомство с жизнью и творчеством Людвига Бетховена через разнообразный мир его произведений.
Задачи: создать условия для восприятия музыки разного эмоционально-образного содержания,
развивать умение слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные интонации,
различать произведения разных жанров, осознавать значение средств музыкальной выразительности,
способствовать вовлечению в коллективную работу по воплощению музыкальных образов.
Музыкальный материал: Л. Бетховен Симфония №5 (1 и 4 часть), пьеса «К Элизе», песня «Сурок».
Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал; Антуан Ватто «Савояр с сурком», портрет Л. Бетховена.
Х о д урока.
Слайд №1
I. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим изучать творчество Л. Бетховена, познакомимся с его произведениями, узнаем о его жизни и исполним песню композитора. Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?
II. Работа по теме урока.
Слайд № 2 Фильм о композиторе (просмотр видео).
Давайте послушаем произведения композитора. Одной из самых знаменитых симфоний Людвига Ван Бетховена является «Симфонией № 5». Сам композитор сказал о главном лейтмотиве симфонии «Так судьба стучится в дверь». Это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком. Кто победит в этой битве? Давайте послушаем и хлопками выделим основную тему симфонии.
Слайд №3 Слушание первой части «Симфонией № 5».
Действительно, в 1-й части победа пока остается за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы.
Послушайте, как звучит финал, последняя, 4-я часть.
Что мы услышим – победу человеческого духа или поражение? (Слушанием финал симфонии.)
Кто же победил? (Финал звучит как победное шествие, воспевающее радость жизни.)
Помимо симфоний Бетховен написал много фортепианных пьес. Мир его музыки очень разнообразен. Послушайте следующее произведение и постарайтесь понять, кому или чему оно посвящено.
Слайд №4
С л у ш а н и е «К Элизе». Пьеса называется «К Элизе». В ней звучит любовь, нежность, трепетность. Бетховен посвятил эту пьесу своей ученице Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными, нежным красивым голосом и рано стала выступать с концертами.
Расскажите, какие интонации вы услышали?
Какими средствами автор передал настроение музыки?
Давайте сравним образы сочинений Бетховена, Симфонию № 5 и пьесу «К Элизе».
III. Вокально-хоровая работа.
Слайд №5
Посмотрите на картину. Кто там изображен? (Показ репродукции картины Антуана Ватто «Савояр с сурком».) Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте написал стихи о мальчике, который ходит по ярмарке со своим дрессированным сурком.
Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке определить, о чем поют дети? (Слушание).
Чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.
Слайд №6
Давайте разучим эту песню, но сначала распоемся. (Распевание и разучивание песни).
Какие еще песни, выученные в течение года, вы хотели бы исполнить? (Исполнение).
Слайд №7
IV. Итог урока.
Подумайте, какие события в вашей жизни вы могли бы соотнести с услышанными произведениями Бетховена?
Какие произведения наиболее близки вам по духу? Почему?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Справились мы с ними? Что нового вы узнали?
Может ли музыка научить понимать людей?
При помощи цветовых пятен передайте настроение одного из произведений.