5
Конспект занятия на тему: «Мир профессий»
Цель:
Расширить знания учащихся о профессиях;
Задачи:
Помочь в определении своих интересов и способностей;
Воспитать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;
Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия.
Каждое утро вы приходите в школу учиться - это ваш главный труд, а ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или как говорят ещё, имеют разные профессии.
Мир профессий – огромен, их насчитывается более 50 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий.
Не все из вас после окончания девятого класса пойдут в десятый. Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на работу? Почему? (Ответы ребят).
Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Основная часть.
Воспитатель: Так что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях. Обратимся сначала к толковому словарю, чтобы найти ответ на вопрос : Что такое профессия?
Слово “профессия” происходит от двух латинских слов: “professio” – официально указанное занятие, специальность и “рrofitero” – объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Воспитатель: Сегодня мы с вами не только познакомимся с конкретными профессиями, но и постараемся узнать и выявить ваши склонности к тем или иным профессиям. Но для начала проведем игровую разминку в виде игры.
Игра “Угадай профессию”
(О каких профессиях идет речь?)
Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).
Воспитатель: Что же нужно учитывать при выборе профессии?
Первое – это интерес. Одному интересно путешествовать , другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.
Второе, на что нужно обращать внимание, – это склонности. Склонности зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас
- Технарь, кто-то гуманитарии, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Чтобы выявить склонности, можно ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника.
Этим мы сейчас и займемся. Я буду зачитывать примеры видов деятельности, а вы в листах ответов - ставить напротив номеров этих видов деятельности знаки “+” или “-“.
(Заполнение таблицы)
Обработка результатов. Теперь надо посчитать в каждом столбце таблицы количество плюсов и минусов. Выберите столбик, в котором больше всего плюсов и меньше минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, и возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. (Воспитанники сами подсчитывают результат).
П | Т | Ч | ЗС | ХО |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Подведем итоги тестирования.
- К какому типу профессий по вашим интересам вы относитесь?
“Человек – природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)
“Человек – техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).
Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)
Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.
Итак, вы смогли определить , к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны дл работы , а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.
Игра “ Самая- самая”
Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессию:
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);
Самая денежная (банкир, модель,....);
Самая волосатая (парикмахер, ....);
Самая смешная (клоун, пародист, юморист);
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);
Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).
Физминутка «Делай так»
Просмтр видеоролика «Профессии будущего»
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором будет говориться о профессиях, которые возможно появятся в будущем.
Общая структура профессионального образования
Воспитатель: Профессию можно получить, в различного рода учебных заведениях, в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях
Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:
В справочниках для поступающих в учебные заведения;
В телефонных справочниках;
В компьютерных информационно-поисковых программах в сети
INTERNET;
В рекламных объявлениях;
В библиотеках;
В ОППК;
В районных центрах занятости;
В беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;
При встречах с учащимися и выпускниками;
При личных посещениях учебных заведений.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сегодняшнее занятие я хочу закончить таким стихотворением:
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Оценка занятия воспитанниками.