СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мировая художественная культура

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа по мировой художественной культуре разработана для обучающихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Мировая художественная культура»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по искусству на 2017-2018 учебный год (9 класс ,базовый уровень )



№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Виды и формы контроля

Тип контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать

уметь

по плану

фактич.

Введение.

1

1

В мире художественной культуры

1



Проверка работ в тетрадях

Изучения нового материала


Определения: Мировая художественная культура, культура.

называть примеры различных видов культур; использовать понятийный аппарат.

2

2

Цивилизация и культура

1



Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Определения: Цивилизация, культура.

называть примеры различных видов культур; использовать понятийный аппарат.

3

3

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком

1



Выборная проверка заполнения таблиц

Комбинированный урок

правила поведения культурного и цивилизованного человека; историю становления мировой культуры.

Правильно приводить примеры.

Воспроизводить фактический материал.

4

4

Единство и многообразие культуры

1



Тестовый конкурс

Лекция с элементами практической работы.

основные мировые культуры; понятия: Глобализация, идентичность, своеобразие культур.

различать основные мировые культуры.

Раздел 1. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций .

5

1

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

1



Экспресс- опрос

Изучения нового материала

основные мировые культурные центры;

понятия: Мировое древо, макрокосм, микрокосм, «Старшая Эдда», икебана.

локализовать основные характеристики изучаемого объекта.

6

2

Особенности художественной культуры Древнего Египта

1



Фронтальный опрос

Комбинированный урок

Понятия: Философ, Геродот, искусство, культ.

самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

7

3

Художественный канон в искусстве

1



Задание со свободным ответом Фронтальный опрос

Лекция

основные каноны планеты; основные понятия: Канон, фараон, Раннаи, рельеф.

Пользоваться о оперировать понятиями.

8

4

«Дома вечности» богов и фараонов

1



Задание со свободным ответом .Фронтальный опрос

Лекция

основные каноны погребения; основные понятия: пирамида, храм, архитектурный комплекс.

составлять рассказ, оценивать одноклассников, спорить и отстаивать свою позицию.

9

5

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

1



Составление смыслового плана

Урок – дискуссия

основные каноны художественной культуры Востока; основные понятия: символ, стела, пейзаж.

составлять рассказ, оценивать одноклассников, спорить и отстаивать свою позицию.

10

6

Греция – «колыбель европейской цивилизации».

1



Сообщения учащихся

. Урок – дискуссия

основные каноны планеты; основные понятия;


составлять рассказ, оценивать одноклассников, спорить и отстаивать свою позицию.

11

7

«Страна героев и богов»

1



Фронтальный опрос

Семинарское занятие

основные каноны Греции; основные понятия;


составлять рассказ, оценивать одноклассников, спорить и отстаивать свою позицию.

12

8

Прогулка по афинскому Акрополю

1



План- тезисы лекции.

Комбинированный урок

основные каноны Афин; основные понятия: храм, театр, дискобол.

составлять связный рассказ основанный на исторических источниках; правильно и чётко записывать основную мысль.

13

9

Художественные достижения доколумбовой Америки

1



Задание со свободным ответом

Комбинированный урок

основные каноны Афин; основные понятия: пирамида, храм, памятник.

составлять связный рассказ основанный на исторических источниках; правильно и чётко записывать основную мысль.

14

10

Своеобразие культуры ольмеков, ацтеков, майя и инков.

1



Сообщения учащихся

Урок – дискуссия

своеобразие культуры ольмеков, ацтеков, майя и инков

в споре отстаивать свою точку зрения; находить и отсевать нужную информацию.

Раздел 2. Мир и Человек в художественных образах.

15

1

Мир и Человек в художественных образах.

1



Информационно-аналитические сообщения.

Комбинированный урок

Определения: Идеал, антропоцентризм ; называть примеры.

составлять связный рассказ основанный на исторических источниках; правильно и чётко записывать основную мысль.

16

2

Идеал человека в культуре народов мира.

1



Экспресс-опрос

Комбинированный урок

основные примеры идеального человека; основные понятия;


правильно и чётко записывать основную мысль.

17

3

Идеал человека в религиях мира.

1



Тестирование

Урок – дискуссия

основные примеры идеального человека; основные понятия;


правильно и чётко записывать основную мысль.

18

4

Герои и защитники Отечества.

1



Подготовка рефератов

Комбинированный урок

основные понятия: Герой, солдат, воин, отечество, хорунги, отрок, полк, война, пафос, любовь к родине, богатырь, статус, независимость, враг, самопожертво-вание, подвиг, патриотизм.

локализовать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять интересы и мотивы; сопоставлять однородные и разнородные явления.

19

5

Идеал благородного рыцарства

1



Составление тезисов.

Комбинированный урок

основные понятия: Рыцарь, сеньор, вассал, культ прекрасной дамы, замок, латы, оруженосец, герб, щит, турнир, дракон, девиз, кодекс чести, крестовые походы.

локализовать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять интересы и мотивы; сопоставлять однородные и разнородные явления

20

6

Образ женщины- матери сквозь века.

1



Составление сложного плана

Урок- практикум

основные понятия: Икона, статуэтка, холст, дети, родина, красота, самопожертвование, доброта, мудрость, материнство, любовь.

локализовать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять интересы и мотивы; сопоставлять однородные и разнородные явления.

21

7

От «Венеры» первых художников до Священного лика Богоматери.

1



Сообщения учащихся.


Урок – дискуссия

основные понятия: «Палеолитическая Венера», матриархат, патриархат, культ прекрасной дамы, Мадонна.

объяснять интересы и мотивы; сопоставлять однородные и разнородные явления.

22

8

Женщина-мать в искусстве 20 века

1



Подготовка сообщений по плану

Урок- практикум

основные понятия: Образ, символ, холст.

объяснять интересы и мотивы; сопоставлять однородные и разнородные явления

23

9

Человек в мире природы.

1



Подготовка сообщений по плану

Урок – дискуссия

Понятия: Природа, прогресс, регресс, стихии.

владеть основными формами публичных выступлений;

Оценивать, сопоставлять и классифицировать информацию.

24

10

Человек. Общество. Время.

1



Тесты

Комбинированный урок

Понятия: Человек. Общество. Время.

определять культурную принадлежность к той или иной традиции.

25

11

Пространство и время в зеркале мифов.

1



Проверка лекционных записей

Комбинированный урок

Понятия: Мифотворчество, язычество, антропоморфизм.

определять культурную принадлежность к той или иной традиции.

26

12

Человек в центре мира ( эпоха возрождения).

1



Информационно-аналитические сообщения

Комбинированный урок

Понятия: Возрождение, гуманизм, модерн.

осуществлять поиск и отбор информации;

Использовать: мультимедийные ресурсы.

Раздел 3. Художественные традиции народов мира.

27

1

Художественные традиции народов мира.

1



Фронтальный опрос.

Изучение нового материала

Определения: Эпос, лирика, драма.

называть примеры художественных традиции народов мира.

28

2

Героический эпос народов мира.

1



Тестирование

Комбинированный урок

Понятия: Эпос, миф, сказ, сага.

самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Определять: своё отношение к памятнику культуры..

29

3

Праздники и обряды народов мира.

1



Выборная проверка заполнения таблиц

Комбинированный урок

Понятия: Обряд, хадж, карнавал, праздник.

владеть основными формами публичных выступлений;

Оценивать, сопоставлять и классифицировать информацию.

30

4

Своеобразие архитектурных традиций мира.

1



Выборная проверка заполнения таблиц

Комбинированный урок

Понятия: Зодчество, архитектура, амвон, канон.

самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

31

5

Изобразительное искусство народов мира.

1



Проверка работ в тетрадях

Комбинированный урок

Понятия: Резец, мастер, мозаика, собор, миниатюра.

Понимать ценность художественного образования как средства развития личности.

32

6

Своеобразие музыкальной истории.

1



Экспресс-опрос

Комбинированный урок

Понятия: псалмы, хор, орган, народный инструмент, кантри.

осуществлять поиск и отбор информации;

Использовать мультимедийные ресурсы.

33

7

Театр народов мира.

1



Составление плана

Комбинированный урок

Понятия: Пьеса, роль, образ, орхестра, скена.

определять культурную принадлежность к той или иной традиции.

34

8

Самобытность танцевальной культуры.

1



Проверка лекционных записей

Комбинированный урок

Понятия: Фламенко, па, хоровод, магический танец.

самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.



































Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г.И.Даниловой для 7-9 классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю.

Учебно-методическое сопровождение:

- Данилова Г.И. Мировая художественная культура 5-9 классы. Программа для основной школы, ООО «Дрофа», Москва, 2014г.

- Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7 - 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, ООО «Дрофа», Москва, 2014 г.

В программе 9 класса темы объединены в девять содержательных блоков .

Всего программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы: формирование духовного мира школьника, высокого художественно-эстетического вкуса, полноценного опыта восприятия искусства и навыков творческой деятельности; нравственности, эстетической воспитанности силой воздействия различных искусств в их комплексе,

Задачи уроков МХК в 9 классе:

*обогащать духовный мир, воспитывать чувства учащихся , развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни;

*дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития МХК, распознать особенности образного языка различных видов искусства;

*развивать у школьников воображение, творческие способности.

*воспитывать художественно-эстетический вкус; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

* содействовать освоению знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

* научить овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

*расширять кругозор учащихся , осознанное формирование собственной культурной среды.

Основные принципы построения программы:

принцип интеграции различных видов искусств;

принцип историзма;

принцип опоры на творческий метод (стиль);

принцип формирования знаний, умений, навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

принцип художественно-педагогической драматургии урока.

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Художественно-творческая деятельность учащихся

восприятие и анализ произведений искусства и подбор ассоциативного ряда;

выражение личных впечатлений в форме эссе, рецензий на спектакль, фильм, клип, концерт, выставку, телепередачу и т.д.;

знакомство с источниками информации различного уровня (словари, справочники, энциклопедии, Интернет, первоисточники);

исследовательская работа: выбор темы, подготовка рефератов. Организационной основой урока является создание проблемно - поисковой ситуации и ее разрешения, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогической драматургии. Это то, что делает этот урок уроком искусства (продолжение принципа эмоциональной драматургии для уроков музыки по программе Д. Б. Кабалевского).

В основе курса лежит принцип интеграции, который создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Наиболее приемлемая форма проведения уроков МХК в 9 классе – это лекция, диалог, семинар, зачет. В практике преподавания МХК сложились следующие формы проверки – «обратной связи» уровня подготовленности учащихся по предмету:

высказывания учеников на уроке;

викторины по различным видам искусства;

уроки творчества;

защита рефератов;

тестирование

самостоятельные работы творческого направления;

дискуссии по проблемам развития современной художественной культуры.

Также в целях проведения контроля усвоения знаний учащимися по предмету применяются различные типы заданий (информативного, творческого характера).

Содержание программы:

Изучение учебного предмета «МХК » в 9 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы и истории, изобразительного искусства.

Курс по мировой художественной культуре на ступени общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове.

Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.
















Содержание программы.

Введение.

Знакомит с современной классификацией видов искусства. Учащимся предстоит совершить путешествие в страну чудес Древнего мира, посетить виртуальные экскурсии, а так же познакомиться с шедеврами скульптуры и архитектуры.

Раздел 1. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций ..

В теме рассматриваются отношения Человека и Природы на протяжении веков, а так же произведения искусства, в которых эти отношения нашли воплощение. Знакомство с пейзажной живописью русских художников 19

века и японских художников-пейзажистов, а так же с поэтическими и музыкальными произведениями, воспевающими природу. Рассматриваются взаимоотношения человека и общества, нравственные и духовные ценности и идеалы различных исторических эпох –эпохи Римской империи, эпохи Возрождения, ХХ века на примерах произведений мирового искусства.

Раздел 2. Мир и Человек в художественных образах.

В теме раскрывается понятие героического эпоса народов мира, истории его возникновения и развития. Учащиеся знакомятся с памятниками народного эпоса, главными темами и сюжетами произведений, художественными традициями эпоса.Праздники и обряды народов мира.

Тема изучает историю и традиции праздников и обрядов разных народов, классификацию праздников, подробно останавливаясь на религиозных праздниках мировых религий, а так же карнавальных праздниках в Венеции и Бразилии.

Раздел 3. Художественные традиции народов мира.

В теме подробно изучаются особенности храмовой архитектуры христианства, культовых сооружений ислама, традиционных буддийских храмов на примерах шедевров архитектуры. Так же рассматривается своеобразие жилищных построек различных народов мира, проводится творческая работа – конкурс на проект дома будущего. Изобразительное искусство народов мира. Тема обращается к наиболее значительным явлениям изобразительного искусства, оставившим заметный след в истории художественного творчества: искусству византийской мозаики, древнерусской иконописи, книжной миниатюры Востока и скульптуры народов Тропической и Южной Африки. Своеобразие музыкальной культуры. Тема знакомит с разнообразными жанрами музыки: духовной музыкой православного и католического храма, церковными песнопениями на Руси, культовой музыкой ислама, культовой буддийской музыкой, а так же различными русскими народными песнями. Рассматривается вопрос о рождении американской музыки, истоках джаза и музыке в стиле кантри. Театр народов мира. Тема изучает истоки театрального искусства некоторых народов мира, оставивших яркий след в истории мировой культуры, наиболее значительные явления театрального искусства современности. С помощью виртуальных экскурсий учащиеся побывают в крупнейших музыкальных театрах мира, посетят представление кукольного театра и познакомятся с историей возникновения и развития кукольных театров в разных странах мира. Самобытность танцевальной культуры. Тема обращается к танцевальному искусству разных народов мира, знакомит с некоторыми танцами, выразившими характер народа и особенности его жизни. Учащиеся познакомятся с зажигательным танцем фламенко, классическим индийским танцем, ритуальными танцами народов Африки, а так же с танцами народов России.
























Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать/понимать:

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии но

проблемам мировой художественной культуры;

уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады,

рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

организации личного и коллективного досуга;

самостоятельного художественного творчества.

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.










Литература и средства обучения:

  • 1. И.А. Химик «Как преподавать мировую художественную культуру», «Просвещение», 2012г.

  • 2. Л.В. Пешикова «Методика преподавания мировой художественной культуры»,изд-й центр «Владос», 2015 г.

  • 3. В. Афанасьева «Малая история искусств», Москва, «Искусство», 2014г.

  • 4. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира», Москва, «Детская литература», 2014 г.

  • 5. М.В. Алпатов «Искусство», из-во «Просвещение», 2014г.

  • 6. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» Программа для общеобразовательных школ», из-во «Дрофа», 2012г.

  • 7. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» Учебник для 7-9 классов, из-во «Дрофа», 2015г.

  • 8.Мировая художественная культура. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. составитель Куцман Н.Н. «Корифей», Волгоград 2012.

  • 9.Мировая художественная культура. Поурочные планы. Автор-составитель Галушкина Ю.Е., «Учитель», Волгоград 2014.

  • Ресурсы Интернета
























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Кол-во часов

Письменные работы



1


2


3


5





введение


Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций .



Мир и Человек в художественных образах.


Художественные традиции народов мира.


заключение

4ч.



10ч.


12ч.


8ч.


1ч.

Тест


Тест



Тест


Зачет

Всего:


34 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!