Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Армянска Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО Руководитель школьного методического объединения ____________ Путилина О.В. Протокол № 01 от «31» августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Пивоварова М.В. «_____»___________2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Виноходов В.А. Приказ №_____ от «_____»________2016 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МХК
11 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик программы:
Чикалова И.И. – учитель СЗД
г. Армянск – 2016 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адресность программы.
Рабочая программа составлена на основе программы курса: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. Допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
2. Объем программы.
Примерная программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 5 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 11 классе 1 час из базисного учебного плана.
3.Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 11 классе по 35 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
4. Новизна программы.
Внедрение в программу практических творческих заданий.
5.УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса):Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл. в 2-х частях. Ч. 1: [учебник] /Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,–Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: 11 кл.: в 2-х частях. Ч. 2. Русская художественная культура: [учебник] / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 11 классе обучающийся должен |
Базовые знания | Развитие познавательных умений | Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций |
знать/понимать основные эпохи в художественном развитии человечества; культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры; основные стили и направления в мировой художественной культуре; роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности; особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру; выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох; основные художественные музеи России и мира. | уметь отличать произведения искусства различных стилей; показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре; сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства; пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее. выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии). соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания. владеть основными формами публичных выступлений; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. понимания ценности художественного образования как средства развития культуры личности; осознания своей культурной и национальной принадлежности. |
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Формы контроля:
Форма контроля | Сокращение |
Самостоятельная работа | |
Устный опрос | УО |
Письменный опрос | ПО |
Словарная работа | СР |
Тест | Т |
Викторины | В |
Творческая работа | ТР |
Проект | П |
Презентация работ учащихся | ПРУ |
Сообщение | СБ |
Анализ произведений искусств | АПИ |
III.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
РАЗДЕЛ 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века.
10 часов.
Тема 1.
Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3).
Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2.
Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2)
Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема3.
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. (1)
Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4.
Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха.(1)Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5.
Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (1)
Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Тема 6.
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. (2)
Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
РАЗДЕЛ 2.
Художественная культура России19-20 века. 13 часов.
Тема 7.
Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(4)
Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.
Тема 8.
Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(4)
Символизм - художественноеи философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина
Тема 9.
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.«Русский футуризм» (3).
Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактная живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.
Тема 10.
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.(2)
Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
РАЗДЕЛ 3.
Европа и Америка: Художественная культура 20 века.
4 часов.
Тема 11.
Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1)
Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема12.
Музыкальное искусство в нотах и без нот.«Музыкальный авангард»20 века. (1) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Тема 13.
Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).
Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа.
Тема14.
Художественная культура Америки: обаяние молодости. (1)
Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
РАЗДЕЛ 4.
Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
8 часов.
Тема15.
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(2)
Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема 16.
Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(2).
Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.
Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2)
Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18.
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
Календарно - тематическое планирование уроков
мировой художественной культуры 11 класс
№ | По плану | По факту | Тема | Форма проведения | Форма контроля |
I Основные течения в Европейской художественной культуре 19 – начала 20 века (9 ч.) |
1 | 05.09 | | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО АПИ |
2 | 12.09 | | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО СБ |
3 | 19.09 | | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Творческая работа | ПО СЛР |
4 | 26.09 | | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | АПИ |
5 | 03.10 | | Импрессионизм | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Сообщения. | ПО СБ |
6 | 10.10 | | Импрессионизм | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО СБ ТР |
7 | 17.10 | | Экспрессионизм | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Творческая работа | УО АПИ |
8 | 24.10 | | Экспрессионизм | тестирование | ТК |
II Художественная культура России 19 – начала 20 века (7 ч.) |
9 | 07.11 | | Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | ПО СЛР |
10 | 14.11 | | Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Творческая работа | УО СБ ТР |
11 | 21.11 | | Шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | СР АПИ |
12 | 28.22 | | Шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Сообщения. | УО АПИ |
13 | 05.12 | | Художественная культура России пореформенной эпохи | Комплексное применение знаний и способов деятельности Практическая творческая работа | ТК |
14 | 12.12 | | Художественная культура России пореформенной эпохи | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | СБ ТР |
15 | 19.12 | | Художественная культура «серебряного века» Итоговая контрольная работа №1 | Комплексное применение знаний и способов деятельности | ИКР |
16 | 16.01 | | Художественная культура «серебряного века» | Повторение изученного | ПП |
III. Европа и Америка: художественная культура 20 века (10 ч.) |
17 | 23.01 | | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | ПО ТР |
18 | 30.01 | | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Творческая работа | СБ АПИ |
19 | 06.02 | | Неоклассицизм и поздний романтизм | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | СР |
20 | 13.02 | | Неоклассицизм и поздний романтизм | Комплексное применение знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. Сообщения. | СБ АПИ |
21 | 20.02 | | Музыкальное искусство в нотах и без | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО СБ |
22 | 27.02 | | Музыкальное искусство в нотах и без нот | Комплексное применение знаний и способов деятельности Практическая творческая работа | ТПК |
23 | 06.03 | | Театр и киноискусство 20 века | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Урок презентация, Анализ произ. иск. | ПО СЛР |
24 | 13.03 | | Театр и киноискусство 20 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности | СБ |
25 | 20.03 | | Художественная культура Америки | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Урок презентация. | УО СБ ТР |
26 | 03.04 | | Художественная культура Америки Тематический промежуточный контроль | Комплексное применение знаний и способов деятельности Проекты. | ТПК |
IV. Русская художественная культура 20 века (8 ч.) |
27 | 10.04 | | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х гг | Комплексное применение знаний и способов деятельности. Урок презентация. | УО АПИ |
28 | 17.04 | | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х гг | Закрепление новых знаний и способов деятельности | СБ |
29 | 24.04 | | Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности. Проекты. | ТПК |
30 | 24.04 | | Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века Тематический промежуточный контроль | Комплексное применение знаний и способов деятельности. Урок презентация. | СБ |
31 | 08.05 | | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» | Комплексное применение знаний и способов деятельности. Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО СБ ТР |
32 | 15.05 | | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели» | Урок презентация, Анализ произ. иск. | УО АПИ |
33 | 22.05 | | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века | Комплексное применение знаний и способов деятельности. Проекты | В СЛР |
34 | | | Обобщение, повторение тем, подготовка к итоговой контрольной работе | Урок презентация, Анализ произ. иск. | |
35 | | | Обобщающий урок. Итоговая контрольная работа №2 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности. | ИКР |
IV.Критерии оценивания
Выведение итоговых отметок осуществляется по полугодиям и за год. Оценивание осуществляется по «5» балльной системе в следующих видах:- текущее;- тематическое;- итоговое.
Текущие отметки выставляются за знание теоретического материала, умение анализировать художественное произведение, выполнять практические художественно-творческие задания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 | 4 | 3 | 2 |
1.Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
4.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |