СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 Кошехабльского района, а. Кошехабль, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на базовом уровне и примерной программы по мировой художественной культуре (составитель Г.И.Данилова).

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.

Курс Х класса «Мировая художественная культура от истоков до 17 века» включает следующие разделы: «Древние цивилизации», «Культура античности», «Художественная культура Средних веков», «Культура Востока» и «Художественная культура Ренессанса».

В курс ХI класса «Мировая художественная культура от середины 17 века до наших дней» входят темы: «Художественная культура 17-18 веков», «Художественная культура 19 века» и «Художественная культура конца ХХ века».

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

-в 10 классе - 34 учебных часа


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ курса

10 класс (34 часа)

Древние цивилизации (6 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Культура античности (4часа). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельностиСравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (10 час). София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельностиВыявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Востока (6часов). Индия-страна чудес. Художественная культура Китая. Искусство страны восходящего солнца. Художественная культура ислама. Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Художественная культура Ренессанса (9 час). Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельностиСравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

специфике, и направлениях.

Учебно-тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В авторской программе

В рабочей программе

1

Древние цивилизации

6ч.

6ч.

2

Культура античности

4ч.

4ч.

3

Средние века

10ч.

10ч.

4

Культура Востока

6ч.

6ч.

5

Возрождение

8ч.

8ч.


Всего:

34 часа

34 часа





Тематическое планирование

10 класс (1ч. в неделю)

Раздел

№ур.

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Древние цивилизации,

6часов

1

Первые художники Земли

1ч.



2

3

Архитектура страны фараонов

2ч.



4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1ч.



5

Художественная культура Древней Передней Азии.

1ч.



6

Искусство доколумбовой Америки.

1ч.



Культура античности,

4 часа

7

Золотой век Афин.

1ч.



8

Архитектура Древнего Рима.

1ч.



9-10

Театральное и музыкальное искусство античности.

2ч.




Средние века,

10 часов

11

Мир византийской культуры.

1ч.



12,

13,

14

Архитектурный облик Древней Руси.

3ч.



15,

16

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

1ч.



17,

18

Архитектура западноевропейского Средневековья.

2ч.



19

Изобразительное искусство Средних веков

1ч.



20

Театральное искусство и музыка Средних веков

1ч.



Культура Востока,

6 часов

21,

22

Индия - «страна чудес».

2ч.



23,

24

Художественная культура Китая.

2ч.



25

Искусство Страны восходящего солнца

(Япония).

1ч.



26

Художественная культура ислама.

1ч.



Возрождение,

8 часов

27

Флоренция-колыбель итальянского Возрождения.

1ч.



28,

29,

30

Золотой век Возрождения.

3ч.



31

Возрождение в Венеции.

1ч.



32-33

Северное Возрождение.

2ч.




34-35

Музыка и театр эпохи возрождения.

2ч.






                             Итого:

34ч.
















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.













Учебно-методическое обеспечение


Программа

Учебник

Методические пособия

Контрольные материалы

Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: От истоков до VII века.  10 класс» и «Мировая художественная культура: От VII века до современности. 11 класс» / Г.И.Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2012. – 124,[4]с.

1.Мировая художественная культура: от истоков до VII века.  10 кл. общеобразоват.учреждений гуманитарного профиля.-М.:Дрофа, 2004.-336с.:ил.

2. Мировая художественная культура: от VII века до современности. Профильный уровень: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова._М.:Дрофа, 2006.- 339[1]с.:ил.

1.ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 и 11 классов и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003г).

2.Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

3.Иллюстрированные альбомы с репродукциями памятников архитектуры и произведений художников

  1. Мировая художественная культура. Энциклопедия школьника

1.К.М. Хоруженко. Тесты по МХК. – М.: Владос, 2000г.

2. Т.В. Челышева, Ю.В. Янике. Тесты по МХК. – М.: Владос, 2000г.

3.Карточки с текстами тестов и контрольных работ

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.Единая коллекция – http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации – http://viki.rdf.ru/

4.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

5. Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов (Республиканский Мультимедиа-Центр, 2003)

6.Эрмитаж (Искусство Западной Европы) 1998 ЗАО «Интерсофт» Москва

7.Энциклопедия изобразительного искусства

8.Азбука искусства. Как понимать картину

9.Шедевры русской живописи




Лист внесения изменений.

п/п

Дата внесения

 изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа

(№ приказа)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!