СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК по программе Даниловой Г.И. Мировая художественная культура 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 классов»

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского

Липецкой Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 10 КЛАССОВ













УЧИТЕЛЯ: АПАРИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы


1. Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

3. Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.

4. Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.

5. Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.



Нормативные правовые документы, программы (примерные или авторские) на основании которых разработана рабочая программа


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).

3. Федеральный перечнь учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


Информация о количестве учебных часов , на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количества часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ экскурсий

проектов, исследований и др.


Учебный план НОУ Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского на 2015-2016 учебный год предусматривает 1 час изучения предмета в 10 классе. Количество учебных недель: 35.


Требования к результатам освоения программы


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития; организация личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

( абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643)


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Художественная культура первобытного мира (1 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (5 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (18 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (11 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.


Учебно-тематический план


Тема

10 класс

1

Древние цивилизации

1

2

Культура античности

5

3

Средние века

11

4

Культура востока

8

5

Возрождение

9

6

Итоговый урок «XVII вв.»

1

Итого

35


Информация об используемом учебнике, дополнительной литературе и др.


1.Данилова Г.И. Мировая художественная культура 10 класс.- Дрофа, 2013.

2. ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебнику МХК для 10 класса и одобренное Министерством образования и науки РФ - «Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003


Календарно-тематический план

10 класс (1 полугодие)

Учитель Апарина Вера Александровна

п\п

Тема урока

Количество уроков по теме

Дата прохождения

Контрольные мероприятия

План

факт

Древние цивилизации

1

«Пирамиды» - жилища вечности фараонов

1

01-6.09



2

Изобразительное искусство Египта

1

07-13.09


Подготовка сообщений

3

Искусство доколумбовой Америки

1

14-20.09


Самостоятельная работа

Культура Античности

4

Архитектура Древнего Рима

1

21-27.09


Подготовка сообщений

Средние века

5

Архитектурный облик Древней Руси

1

28-04.10



6

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры

1

05-11.10



7

Архитектура Московского княжества

1

12-18.10


Рефераты по теме

8

Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль

1

19-25.10



9

Изобразительное искусство Средних веков

1

26-01.11


Самостоятельная работа

Культура Востока

10

Индия – «страна чудес»

1

9-15.11



11

Художественная культура Китая. Архитектура

1

16 -22.11



12

Художественная культура Китая. Живопись

1

23-29.11


Подготовка сообщений

13

Художественная культура ислама

1

30-06.12



Возрождение

14

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

1

07-13.12



15

Золотой век Возрождения Бунтующий гений Микеланджело.

1

14-20.12


Рефераты по теме

16

Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

1

21-27.12



17

Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров

1

28-03.01


Самостоятельная работа


Календарно-тематический план

10 класс (2 полугодие)

Учитель Жданова Ирина Петровна


п\п

Тема урока

Количество уроков по теме

Дата прохождения

Контрольные мероприятия

План

факт

Древние цивилизации

1

Первые художники Земли

1

18-24.01


Самостоятельная работа

2

Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта

1

25-31.01



3

Художественная культура Древней Передней Азии

1

01-07.02



Культура Античности

4

Золотой век Афин

1

08-14.02


Сообщения по теме

5

Театральное искусство Античности

1

15-21.02



Средние века

6

Мир византийской культуры

1

22-28.02



7

Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.

1

29-06.03



8

Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.

1

07-13.03


Рефераты по теме

9

Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль

1

14-20.03


Самостоятельная работа

10

Изобразительное искусство Средних веков

1

21-27.03



Культура Востока

11

Музыкальное и театральное искусство Индии

1

04-10.04


Самостоятельная работа

12

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

11-17.04



Возрождение

13

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

1

18-24.04



14

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных»

1

25-01.05


Рефераты по теме

15

Возрождение в Венеции

1

02-08.05



16

Музыка эпохи Возрождения

1

09-15.05



17

Театр эпохи Возрождения

1

16-22.05


Сообщения по теме