СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Рыбная Ватага

Кильмезского района Кировской области

Утверждено директором школы

_________________

Приказ №___ от «__»____ 2016 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

(на 2016-2017 уч.год)

11 КЛАСС



Составитель:

Масленникова Е.Л.,

учитель МХК





д. Рыбная Ватага

2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» (базовый уровень) составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования от 05 марта 2004 г №1089, примерной программы по предмету «Мировая художественная культура» ( автор Данилова Г.И.), федерального базисного плана и примерными учебными планами в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.03.2004. №13-54-144.13., основной образовательной программы образовательного учреждения (ООПОУ).

Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образова­тельного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, воз­растных особенностей учащихся.

Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в ХI классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.

Особое внимание обращается на конструирование содержания регионального модуля «Культурные традиции родного края», который предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видиосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок и т.д.)

Курс мировой художественной культуры является завершающим в образовательной области «Искусство»: систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение МХК направлено не только на усвоение определенной системы знаний культурологического характера, но на формирование умений выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; на развитие самостоятельного художественного творчества.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя МХК

1. Концепция национальной образовательной политики РФ (приказ

МО РФ от 3.8.2006 г., № 201: http://www.businesspravo.ru).

2. Концепция художественного образования в Российской

Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403):

http://www.gnesin.ru/normativy/concept of art education.html.

3. Образовательный стандарт основного общего образования по

искусству // Вестник образования. – 2004. - №13, 15.

4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные

программы // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования // Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004.

6. Типовые программы (УМК) по «Мировой художественной

культуре».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

11 класс

Тематическое планирование предмета МХК (34 ч)

Раздел


Тема и количество часов на её изучение

1.Художественная культура XVIIXVIII вв.

11часов

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв. 1

Архитектура барокко. 1

Изобразительное искусство барокко. 1

Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1

Шедевры классицизма в архитектуре России. 1

Изобразительное искусство классицизма и рококо. 1

Реалистическая живопись Голландии. 1

Русский портрет XVIII века. 1. (Урок с использованием учебного кейса).

Музыкальная культура барокко. 1

Композиторы Венской классической школы. 1

Театральное искусство XVII – XVIII вв. 1

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII – XVIII вв.» 1

2.Художественная культура XIX в.

9 часов.

Романтизм. 1

Изобразительное искусство романтизма. 1

Реализм – художественный стиль эпохи. 1

Изобразительное искусство реализма. 1

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма). 1

Многообразие стилей зарубежной музыки. 1

Русская музыкальная культура. 1

Пути развития западноевропейского театра. 1

Русский драматический театр. 1

Контрольная работа по теме «Художественная культура XIX в.».

3.Художественная культура XX в.

10часов.

Искусство символизма. 1

Триумф модернизма. 1

Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. 1

Мастер русского авангарда. 1

Зарубежная музыка XX века. 1

Русская музыка XX столетия. 1

Зарубежный театр. 1

Русский театр XX в. 1

Становление и расцвет мирового кинематографа.1

Контрольная работа по теме «Художественная культура XX в.».

4. Вятский край

1 час

Культурные традиции родного края. 1

Всего: 34 часа


Календарно-тематическое планирование уроков МХК в 11 классе (34ч)

№ урока

Тема урока

Содержание материала. Требования стандарта.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

  1. Художественная культура XVII-XVIII в.в 14часов

1

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.


Стили и художественные направления в искусстве Нового времени. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.

Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.



2

Архитектура барокко.



Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Характерные черты архитектуры барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме.

Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко.



3

Изобразительное искусство барокко.


Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение.

П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного).



4

Классицизм в архитектуре Западной Европы.


Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа, Версаля).

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного).

Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора.



5

Шедевры классицизма в архитектуре России.


«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова (по выбору).

Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору).

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д Дрезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина (по выбору).



6

Изобразительное искусство классицизма и рококо.


От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (с обобщением ранее изученного).

Творчество Ж. Л. Давида.

Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф.Буше, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. (по выбору).



7

Реалистическая живопись Голландии.


Многообразие жанров галландской живописи и её знаменитые мастера. Реализм XVII в. в живописи.

Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обобщение ранее изученного).

Рембрант – блестящий мастер портретной живописи (по выбору).



8

Русский портрет XVIII века.


Урок с использованием учебного кейса. У истоков портретного искусства.

Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. и. Шубин, М. И. Козловский (по выбору, с обобщением ранее изученного).



9

Музыкальная культура барокко.


Расцвет гомофонно-гармоническогостиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Русская музыка барокко.



10

Композиторы Венской классической школы.


Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору).

Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора (по выбору, с обобщением ранее изученного).



11

Театральное искусство XVII – XVIII вв.


Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы.

Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества (обобщение ранее изученного).

Пути развития русского драматического театра (с обобщением ранее изученного).



12

Контрольная работа по теме «Художественная культура XVII-XVIII в.в»



  1. Художественная культура XIX в. 9 часов


13

Романтизм.


Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в.

«Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма). Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер).

Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.



14

Изобразительное искусство романтизма.


Герои романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.



15

Реализм – художественный стиль эпохи.


«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие.



16

Изобразительное искусство реализма.


Социальная тематика в живописи реализма. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников – передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.



17

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма).



Основные направления в живописи конца XIX в.: Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

Постимпрессионизм В.ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.




18

Многообразие стилей зарубежной музыки.


Западноевропейская музыка романтизма.

Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору).

Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору).



19

Русская музыкальная культура.


Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Развитие русской музыки во второй половине 19 века. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского (с обобщением ранее изученного).



20

Пути развития западноевропейского театра.


«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены.

«Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.



21

Русский драматический театр.


Русский театр романтизма и его знаменитые актёры )П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин).

Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору, с обобщением ранее изученного). М. С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н Островского. Особенности театра А. П. Чехова (обобщение ранее изученного). Рождение МХТ.



22

Контрольная работа по теме «Художественная культура XIX в.».



  1. Художественная культура XX в. 11 часов

23

Искусство символизма.


Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи.

Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова – Мусатого.




24

Триумф модернизма.


Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору).



25

Архитектура: от модерна до конструктивизма.


Идеи и принципы архитектуры начала XX века.

Модерн в архитектуре . Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта. Архитектура 20 века: Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер (по выбору).

Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.



26

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.


Художественные течения модернизма в живописи 20 века. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.



27

Мастер русского авангарда.


Абстракционизм В. Кандинского.

Супрематизм К. Малевича.

«Аналитическое искусство» П. Филонова.

В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.



28

Зарубежная музыка XX века.


Музыкальный мир XX века, разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки.

Мастер музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок – музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера (по выбору).



29

Русская музыка XX столетия.


Традиции символизма и романтизм в в творчестве А. Н. Скрябина.

Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского (по выбору).

Стилистическая разнородность в музыке 20 века. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.



30

Зарубежный театр.


Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.



31

Русский театр XX в.


Театральная культура 20 века. Режиссерский театр. К. С. Станиславский и В. И. Немирович – Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» (обобщение ранее изученного).

Театральный авангард В. Э Мейерхольда и А. Я. Таирова (по выбору), с обобщением ранее изученного.

Мастера современного отечественного театра.



32

Становление и расцвет мирового кинематографа.

Синтез искусств – особенная черта культуры 20 века: кинематограф ( С.М. Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж.М. Жарр). Массовое искусство.



33

Контрольная работа по теме «Художественная культура XX в.».



34

Культурные традиции родного края.

1667 г- первое упоминание о Кильмези.1992г- основание краеведческого музея в доме купца Выгодчикова. 1929г- образование Кильмезского района. Архитекторы Вятки: И.А. Чарушин, Ф.Росляков, К.А.Тон. Зодчие: Никита и Данила Горынцевы, С. Цепелев, С. Сунцов, И.Коршунов.




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!