Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.
Цель урока - закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.
Задачи:
- Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
- Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
- Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).
Методы обучения:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);
- логические методы-аналитические;
- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);
- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).
2. Стимулирование и мотивация учения:
- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;
3. Контроль и самоконтроль:
- письменный контроль, индивидуальный.
Форма проведения урока: исследовательский, с применением модульной технологии.
Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.
Цель урока - закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.
Задачи:
- Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
- Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
- Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).
Методы обучения:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);
- логические методы-аналитические;
- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);
- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).
2. Стимулирование и мотивация учения:
- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;
3. Контроль и самоконтроль:
- письменный контроль, индивидуальный.
Форма проведения урока: исследовательский, с применением модульной технологии.
Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.
Цель урока - закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.
Задачи:
- Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
- Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
- Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).
Методы обучения:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);
- логические методы-аналитические;
- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);
- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).
2. Стимулирование и мотивация учения:
- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;
3. Контроль и самоконтроль:
- письменный контроль, индивидуальный.
Форма проведения урока: исследовательский, с применением модульной технологии.
Просмотр содержимого документа
«Многоатомные спирты»
Класс 10- физико-математический (базовый уровень)
Учебно-методический комплект:
Н.Н.Гара Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
Рабочая программа
Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013
Тема урока:
Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.
Цель урока - закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.
Задачи:
Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).
Методы обучения:
1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);
- логические методы-аналитические;
- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);
- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).
2. Стимулирование и мотивация учения:
- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;
3. Контроль и самоконтроль:
- письменный контроль, индивидуальный.
Форма проведения урока: исследовательский, с применением модульной технологии.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся
На рабочих столах учащихся подготовлены:
- информационные карты;
-ящики с реактивами: растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), вода дистиллированная, глицерин, жевательные резинки;
-пробирки, два химических стакана, штатив для пробирок;
- образцы косметических средств;
- справочники.
3. Вступительное слово учителя.
Учитель: За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс большую пользу человечеству..»
- За счёт какого изобретения у Альфреда Нобеля образовался приличный капитал?
- Как объяснить следующее четверостишье?
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
-О каком веществе идёт речь?
- На поставленные вопросы вы сможете ответить, изучив тему «Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов».
За урок в результате самостоятельной познавательной деятельности вы должны узнать многое о многоатомных спиртах. Изучение темы пойдёт по технологической карте, которая лежит у вас на рабочих местах. Я буду выступать только консультантом и инструктором в вашей работе. Работая с текстом учебника, справочниками, выполняя практическую работу, вы ответите на поставленные вопросы и сделаете выводы.
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | |
УЭ - 0 | Интегрирующая цель: изучив данный модуль, вы: - узнаете, как производится название многоатомных спиртов по систематической номенклатуре; - принцип классификации многоатомных спиртов; - основные способы получения спиртов; - узнаете, что свойства многоатомных спиртов зависят от числа групп ОН; - убедитесь, что многоатомные спирты имеют ряд общих свойств с одноатомными спиртами; - убедитесь в родстве органических соединений. | Внимательно прочитайте цель урока. Обсудите её в парах. |
УЭ - 1 | Входной контроль. Цель: выяснить уровень знаний учащихся о одноатомных спиртах необходимых для изучения новой темы. Самопроверка. | Внимательно прочитайте цель. |
Вариант I 1.Напишите графические формулы спиртов: а) 2,2 – диметилпентанол-1; б) 2,3,4,- триметилпентанол-2; в) 3-метил-4- этилгептанол-3. 2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого: СН3 | С2Н5─ СН ─ С ─ОН | | С2Н5 СН3 Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их. 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций: С6Н12О6→С2Н5ОН→Н2→СН3ОН | Выполните задания индивидуально по вариантам. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл Максимальное количество баллов: 11 |
Вариант II. 1.Напишите графические формулы спиртов: А) 2,3-диметилбутанол-2; б) 2,2,3-триметилгексанол-3; в)2,3- диметилпентанол-3. 2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого: СН3 | СН3 ─ СН ─ С ─ ОН | | СН3СН3 Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их. 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций: пропанол -1→ С3Н6→ С3Н7ОН→С3Н7ОС3Н7 | Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл Максимальное количество баллов: 11 |
Вариант III. 1.Напишите графические формулы спиртов: а) 2-метил-3- этилгептанол-2; б) 2,2,3 –триметилбутанол-1; в) 3-этил-4 пропилоктанол-3. 2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого: СН3 | СН3 ─ СН ─ С ─ ОН | | С2Н5 СН3 Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их. 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций: ацетилен → этилен→ этанол →хлорэтан | Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл Максимальное количество баллов: 11 |
Вариант IV. 1.Напишите графические формулы спиртов: а) 2-метилпентанол -2; б) 2,2- диметилбутанол-1; в) 2,4,5 триметилгексанол-3; 2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого: ОН | СН3 ─ СН ─ С ─ СН3 | | СН3 С2Н5 Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их. 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций: С2Н4 → С2Н5Сl → С2Н5ОН → СН3-С=О | Н | Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл Максимальное количество баллов: 11 |
| Ответы на задания возьмите у учителя | Максимальное количество баллов: 11 |
УЭ - 2 | Цель: знать состав и строение многоатомных спиртов. | Внимательно прочитайте цель |
| Ответьте на вопросы: Какие соединения относятся к многоатомным спиртам? Чем по строению многоатомные спирты отличаются от одноатомных? Как вы считаете, влияет ли количество групп ОН на свойства многоатомных спиртов? | Работайте индивидуально с текстом учебника § 22, стр. 89 За каждое правильно выполненное задание -1 балл Запишите ответы в тетрадь. Обсудите ответы с соседом по парте Максимальное количество баллов: 3 |
УЭ - 3 | Цель : уметь классифицировать и называть по систематической номенклатуре . многоатомные спирты | Прочитайте внимательно цель. |
1.Назовите многоатомные спирты , формулы которых приведены по систематической номенклатуре: а) СН3 СН3 | | СН3 ─ С ─ С ─ СН3 | | ОН ОН б) СН3СН3 | | СН2 ─ С ─ С ─ ОН | | | ОН ОН ОН в) СН3 ОН | | СН2 ─ С ─ СН ─ С ─ СН3 | | | | ОН ОН ОН СН3 г) СН3 СН3 СН3 | | | СН2 ─ С ─ С ─ СН ─ С ─ СН2 | | | | | | ОН ОН ОН ОН ОН ОН 2. К каким группам многоатомных спиртов относятся приведённые вещества? 3. На каких особенностях строения основана классификация данных спиртов? | Работайте индивидуально с текстом учебника § 22, стр. 89 Ответы запишите в тетрадь За каждое правильно выполненное задание -1 балл При возникновении затруднений обратитесь к одноклассникам или учителю. Максимальное количество баллов: 6 |
УЭ - 4 | Цель: уметь составлять гомологические ряды спиртов. | Прочитайте внимательно цель |
| 1.Как вы считаете, являются ли гомологами вещества, формулы которых: СН2─ СН2 и СН2─ СН ─СН2 | | | | | ОН ОН ОН ОН 0Н 2. Составьте формулы гомологов : I вариант – этандиола (этиленгликоля) II вариант – пропантриола (глицерина) | Ответы запишите в тетрадь За каждое правильно выполненное задание -1 балл Обсудите ответы в парах Максимальное количество баллов: 5 |
УЭ -5 | Цель: - знать физические свойства глицерина; - уметь по физическим свойствам отличать его от одноатомных спиртов. | |
Выполнение лабораторного опыта № 5 « Растворение глицерина в воде». Рассмотрите выданное вам в склянке вещество, опишите его физические свойства по плану: 1.Агрегатное состояние 2.Подвижность 3. Цвет 4. Наличие запаха 5.Растворимость в воде. Ответьте на вопросы: В чём причина вязкости глицерина? В чём причина хорошей растворимости глицерина в воде? | Работайте в парах. Ответы запишите в тетрадь За каждое правильно выполненное задание -1 балл Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку Максимальное количество баллов: 3 |
УЭ -6 | Цель:- изучить химические свойства многоатомных спиртов; - научиться писать соответствующие уравнения реакций, отражающие химические свойства многоатомных спиртов, - сравнивать химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов; - прогнозировать свойства многоатомных спиртов на основании их строения. | |
1.Выпишите в тетрадь уравнения химических реакций , характерные для многоатомных спиртов: А) Общие с одноатомными спиртами; Б) Особые свойства многоатомных спиртов. 2. Как можно объяснить отличие химических свойств многоатомных спиртов от одноатомных? | Работайте индивидуально с текстом учебника § 22, стр. 89 Ответы запишите в тетрадь За каждое правильно выполненное задание -1 балл |
УЭ - 7 | Цель: выяснить способы получения многоатомных спиртов. | |
Выпишите в тетрадь уравнения химических реакций, лежащих в основе получения этиленгликоля и глицерина. | Работайте индивидуально с текстом учебника § 22, стр. 89 – 90 За каждое уравнение реакции -1 балл Результаты обсудите с классом Максимальное количество баллов: 6 |
УЭ -8 | Промежуточный контроль Цель: проверить уровень усвоения изученного на уроке материала. | |
Выполните предложенные задания по вариантам: Вариант 1. 1.Установите истинность суждений о физических свойствах многоатомных спиртов. А. Глицерин и этиленгиколь–бесцветные кристаллические вещества сладковатого вкуса. Б. глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в воде. 1) верно только А. 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны. 2.Глицерин взаимодействует с каждым веществом пары: 1) CuиCu(OH)2 2) Cu(OH)2иHNO3 3) HNO3иNaCl 4) CH3COOH и CH3COOCH3 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. С2Н2→ С2Н6 →С2Н5Сl → C2Н5ОН→ С2Н4 →С2Н4(ОН)2 Вариант 2. 1.Установите истинность суждений о физических свойствах многоатомных спиртов. А.Глицерин и этиленгликоль- бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса. Б. Глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в спирте и плохо в воде. 1) верно только А. 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны. 2.Этандиол может реагировать с: 1) гидроксидом меди (II); 2) оксидом железа (III); 3) хлороводородом; 4) водородом; 5) калием; 6) медью. (Запишите номера ответов в порядке возрастания). 3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. С2Н5ОН→ С2Н5Сl→ С2Н4→ С2Н4 Сl2→ С2Н4(ОН)2→ С2Н4О2(NO2)2 | Работайте индивидуально в тетради. За каждое правильно выполненное задание -1 балл За каждое уравнение реакции -1 балл Максимальное количество баллов: 7 Ответы на задания получите у учителя. |
УЭ- 9 | Подведение итогов урока | |
| Вернитесь к цели УЭ – 0. Достиг(ла) ли я её? Готов(а) ли я применить эти знания при изучении новой темы? С какими трудностями я столкнулся (лась) при выполнении заданий? При выполнении данной работы я работал(а) индивидуально, помогал учитель, помогали другие учащиеся, я помогал (а) другим. Оцените свою работу на уроке. Если вы набрали от 45 до 52 баллов –«5», вы усвоили тему; от 39 до 44 баллов –« 4», от 33 до 38 баллов -3, менее 33 баллов- вы не усвоили тему. Вам необходимо снова проработать материал учебника и выполнить задания. | Перенесите баллы в оценочный лист. Подсчитайте общее количество баллов набранных за работу на уроке. Поставьте себе отметку. |
УЭ - 10 | Домашнее задание. Выучить § 22,письменно в тетради для домашних работ выполнить упр. 4 (а,б), № 1,2 стр.92. Дополнительное задание. Подготовить сообщения о применении глицерина ,этиленгиколя и других многоатомных спиртов. | Запишите домашнее задание . Прослушайте пояснения учителя. |
Используемая литература.
Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013
Артёменко А.И. Применение органических соединений. М.: Дрофа, 2005
Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии ч.1,2 –М.:Центрхимпресс, 2003
Блохин И.В., Блохина Н.И. Органическая химия: Упражнения и задачи.-Тула, 2000
Боровских Т.А. Тематические тесты по органической химии. Кислород – и азотсодержащие соединения.-М.: «Экзамен», 2013 по химии. 10 класс-М.: Экзамен, 2006
Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. –Санкт-Петербург: Паритет, 2000
ПавловаН.С.Дидактические карточки задания
Радецкий А.М. Дидактический материал. Химия 10-11-М: Просвещение,2011
http://pedsovet.su/load/165-1-0-24989
http://natursciences.area7.ru/?m=6217
http://xim.uroki.org.ua/course18.html