СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многоатомные спирты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.

 

Цель урока -  закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся  о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от  свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)  и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

 

Задачи:

  1. Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
  2. Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
  3. Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..

 

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).

 

Методы обучения:

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);

- логические методы-аналитические;

- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);

- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).

2. Стимулирование и мотивация учения:

- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;

3. Контроль и самоконтроль:

- письменный контроль, индивидуальный.

Форма проведения урока: исследовательский,  с применением модульной технологии.

Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.

 

Цель урока -  закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся  о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от  свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)  и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

 

Задачи:

  1. Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
  2. Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
  3. Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..

 

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).

 

Методы обучения:

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);

- логические методы-аналитические;

- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);

- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).

2. Стимулирование и мотивация учения:

- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;

3. Контроль и самоконтроль:

- письменный контроль, индивидуальный.

Форма проведения урока: исследовательский,  с применением модульной технологии.

Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.

 

Цель урока -  закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся  о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от  свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II)  и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.

 

Задачи:

  1. Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.
  2. Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.
  3. Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..

 

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).

 

Методы обучения:

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);

- логические методы-аналитические;

- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);

- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).

2. Стимулирование и мотивация учения:

- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;

3. Контроль и самоконтроль:

- письменный контроль, индивидуальный.

Форма проведения урока: исследовательский,  с применением модульной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Многоатомные спирты»

Класс 10- физико-математический (базовый уровень)


Учебно-методический комплект:

  1. Н.Н.Гара Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

  2. Рабочая программа

  3. Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013






Тема урока:


Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов.


Цель урока - закрепить полученные знания о предельных одноатомных спиртах; сформировать представления у учащихся о многоатомных спиртах; развить понятие о взаимном влиянии атомов и групп атомов в молекуле, зависимости применения веществ от свойств веществ, сформировать понятие об особых свойствах спиртов через исследовательскую деятельность на уроке –взаимодействие глицерина с гидроксидом меди ( II) и обнаружение многоатомных спиртов в жевательной резинке.


Задачи:

  1. Обучающие – формирование представлений о многоатомных спиртах (классификация, номенклатура), отличие их от одноатомных предельных; ознакомление с физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, их распознаванием и применением.

  2. Развивающие – оказывать помощь в формировании познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием справочной литературы, демонстрационных и исследовательских опытов, развитии навыков анализа, прогностических качеств ума, развивать у обучающихся самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении.

  3. Воспитывающие- создать условия для развития способности учащихся использовать знания для принятия решений, прогнозировать , делать выводы, применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..



Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (модульное построение учебного занятия с доминирующей самостоятельной деятельностью учащихся).


Методы обучения:

1. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- перцептивные методы- словесные (консультация, диалог с классом), наглядные , практические (демонстрационный опыт);

- логические методы-аналитические;

- гностические методы – исследовательские (проведение лабораторной работы, исследование состава жевательной резинки);

- управление учением- работа под руководством учителя, самостоятельная работа обучающихся с учебником, карточками-заданиями, справочной литературой, письменная работа в тетрадях, выполнение лабораторных опытов).

2. Стимулирование и мотивация учения:

- стимулирование интереса к учению- занимательность, самостоятельное добывание знаний;

3. Контроль и самоконтроль:

- письменный контроль, индивидуальный.

Форма проведения урока: исследовательский, с применением модульной технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие учителем учащихся

  2. На рабочих столах учащихся подготовлены:

- информационные карты;

-ящики с реактивами: растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), вода дистиллированная, глицерин, жевательные резинки;

-пробирки, два химических стакана, штатив для пробирок;

- образцы косметических средств;

- справочники.

3. Вступительное слово учителя.



Учитель: За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс большую пользу человечеству..»

- За счёт какого изобретения у Альфреда Нобеля образовался приличный капитал?


- Как объяснить следующее четверостишье?


Я пью его в мельчайших дозах,

На сахар капаю раствор,

А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.


-О каком веществе идёт речь?


- На поставленные вопросы вы сможете ответить, изучив тему «Многоатомные спирты. Особенности свойств многоатомных спиртов».

За урок в результате самостоятельной познавательной деятельности вы должны узнать многое о многоатомных спиртах. Изучение темы пойдёт по технологической карте, которая лежит у вас на рабочих местах. Я буду выступать только консультантом и инструктором в вашей работе. Работая с текстом учебника, справочниками, выполняя практическую работу, вы ответите на поставленные вопросы и сделаете выводы.









№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий


УЭ - 0

Интегрирующая цель: изучив данный модуль, вы:

- узнаете, как производится название многоатомных спиртов по систематической номенклатуре;

- принцип классификации многоатомных спиртов;

- основные способы получения спиртов;

- узнаете, что свойства многоатомных спиртов зависят от числа групп ОН;

- убедитесь, что многоатомные спирты имеют ряд общих свойств с одноатомными спиртами;

- убедитесь в родстве органических соединений.

Внимательно прочитайте цель урока. Обсудите её в парах.

УЭ - 1

Входной контроль.

Цель: выяснить уровень знаний учащихся о одноатомных спиртах необходимых для изучения новой темы.

Самопроверка.

Внимательно прочитайте цель.

Вариант I

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2,2 – диметилпентанол-1; б) 2,3,4,- триметилпентанол-2; в) 3-метил-4- этилгептанол-3.

2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

СН3

|

С2Н5─ СН ─ С ─ОН

| |

С2Н5 СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

С6Н12О6→С2Н5ОН→Н2→СН3ОН


Выполните задания индивидуально по вариантам.

Каждое правильно выполненное задание

оценивается в 1 балл











Максимальное количество баллов: 11

Вариант II.

1.Напишите графические формулы спиртов:

А) 2,3-диметилбутанол-2; б) 2,2,3-триметилгексанол-3; в)2,3- диметилпентанол-3.

2.Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

СН3

|

СН3 ─ СН ─ С ─ ОН

| |

СН3СН3


Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

пропанол -1→ С3Н6→ С3Н7ОН→С3Н7ОС3Н7


Каждое правильно выполненное задание

оценивается в 1 балл













Максимальное количество баллов: 11

Вариант III.

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2-метил-3- этилгептанол-2;

б) 2,2,3 –триметилбутанол-1;

в) 3-этил-4 пропилоктанол-3.

2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

СН3

|

СН3 ─ СН ─ С ─ ОН

| |

С2Н5 СН3

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

ацетилен → этилен→ этанол →хлорэтан


Каждое правильно выполненное задание

оценивается в 1 балл













Максимальное количество баллов: 11

Вариант IV.

1.Напишите графические формулы спиртов:

а) 2-метилпентанол -2;

б) 2,2- диметилбутанол-1;

в) 2,4,5 триметилгексанол-3;

2. Назовите по систематической номенклатуре спирт, формула которого:

ОН

|

СН3 ─ СН ─ С ─ СН3

| |

СН3 С2Н5

Для исходного вещества приведите формулы одного гомолога и одного изомера и назовите их.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите условия протекания реакций:

С2Н4 → С2Н5Сl → С2Н5ОН → СН3-С=О

|

Н

Каждое правильно выполненное задание

оценивается в 1 балл














Максимальное количество баллов: 11


Ответы на задания возьмите у учителя

Максимальное количество баллов: 11

УЭ - 2

Цель: знать состав и строение многоатомных спиртов.

Внимательно прочитайте цель


Ответьте на вопросы:

  1. Какие соединения относятся к многоатомным спиртам?

  2. Чем по строению многоатомные спирты отличаются от одноатомных?

  3. Как вы считаете, влияет ли количество групп ОН на свойства многоатомных спиртов?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

Запишите ответы в тетрадь.

Обсудите ответы с соседом по парте


Максимальное количество баллов: 3

УЭ - 3

Цель : уметь классифицировать и называть по систематической номенклатуре . многоатомные спирты

Прочитайте внимательно цель.

1.Назовите многоатомные спирты , формулы которых приведены по систематической номенклатуре:

а) СН3 СН3

| |

СН3 ─ С ─ С ─ СН3

| |

ОН ОН







б)

СН3СН3

| |

СН2 ─ С ─ С ─ ОН

| | |

ОН ОН ОН


в)

СН3 ОН

| |

СН2 ─ С ─ СН ─ С ─ СН3

| | | |

ОН ОН ОН СН3


г)

СН3 СН3 СН3

| | |

СН2 ─ С ─ С ─ СН ─ С ─ СН2

| | | | | |

ОН ОН ОН ОН ОН ОН


2. К каким группам многоатомных спиртов относятся приведённые вещества?

3. На каких особенностях строения основана классификация данных спиртов?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

При возникновении затруднений обратитесь к одноклассникам или учителю.






















Максимальное количество баллов: 6

УЭ - 4

Цель: уметь составлять гомологические ряды спиртов.

Прочитайте внимательно цель


1.Как вы считаете, являются ли гомологами вещества, формулы которых:



СН2─ СН2 и СН2─ СН ─СН2

| | | | |

ОН ОН ОН ОН 0Н

2. Составьте формулы гомологов :

I вариант – этандиола (этиленгликоля)

II вариант – пропантриола (глицерина)


Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл

Обсудите ответы в парах


Максимальное количество баллов: 5



УЭ -5

Цель: - знать физические свойства глицерина;

- уметь по физическим свойствам отличать его от одноатомных спиртов.


Выполнение лабораторного опыта № 5

« Растворение глицерина в воде».

Рассмотрите выданное вам в склянке вещество, опишите его физические свойства по плану:

1.Агрегатное состояние

2.Подвижность

3. Цвет

4. Наличие запаха

5.Растворимость в воде.


Ответьте на вопросы:

  1. В чём причина вязкости глицерина?

  2. В чём причина хорошей растворимости глицерина в воде?

Работайте в парах.


Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл


Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку




Максимальное количество баллов: 3

УЭ -6

Цель:- изучить химические свойства многоатомных спиртов;

- научиться писать соответствующие уравнения реакций, отражающие химические свойства многоатомных спиртов,

- сравнивать химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов;

- прогнозировать свойства многоатомных спиртов на основании их строения.




1.Выпишите в тетрадь уравнения химических реакций , характерные для многоатомных спиртов:

А) Общие с одноатомными спиртами;

Б) Особые свойства многоатомных спиртов.

2. Как можно объяснить отличие химических свойств многоатомных спиртов от одноатомных?

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89

Ответы запишите в тетрадь

За каждое правильно выполненное задание -1 балл



УЭ - 7

Цель: выяснить способы получения многоатомных спиртов.


Выпишите в тетрадь уравнения химических реакций, лежащих в основе получения этиленгликоля и глицерина.

Работайте индивидуально с текстом учебника

§ 22, стр. 89 – 90


За каждое уравнение реакции -1 балл

Результаты обсудите с классом


Максимальное количество баллов: 6

УЭ -8

Промежуточный контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного на уроке материала.


Выполните предложенные задания по вариантам:

Вариант 1.


1.Установите истинность суждений о физических свойствах многоатомных спиртов.

А. Глицерин и этиленгиколь–бесцветные кристаллические вещества сладковатого вкуса.

Б. глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в воде.

1) верно только А.

2) верно только Б

3) оба высказывания верны

4) оба высказывания неверны.

2.Глицерин взаимодействует с каждым веществом пары:

1) CuиCu(OH)2

2) Cu(OH)2иHNO3

3) HNO3иNaCl

4) CH3COOH и CH3COOCH3

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

С2Н2→ С2Н6 →С2Н5Сl → C2Н5ОН→ С2Н4 →С2Н4(ОН)2

Вариант 2.


1.Установите истинность суждений о физических свойствах многоатомных спиртов.

А.Глицерин и этиленгликоль- бесцветные сиропообразные жидкости сладковатого вкуса.

Б. Глицерин и этиленгликоль хорошо растворяются в спирте и плохо в воде.

1) верно только А.

2) верно только Б

3) оба высказывания верны

4) оба высказывания неверны.



2.Этандиол может реагировать с:

1) гидроксидом меди (II);

2) оксидом железа (III);

3) хлороводородом;

4) водородом;

5) калием;

6) медью.

(Запишите номера ответов в порядке возрастания).


3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

С2Н5ОН→ С2Н5Сl→ С2Н4→ С2Н4 Сl2→ С2Н4(ОН)2→ С2Н4О2(NO2)2

Работайте индивидуально в тетради.

За каждое правильно выполненное задание -1 балл
















За каждое уравнение реакции -1 балл





















Максимальное количество баллов: 7









Ответы на задания получите у учителя.

УЭ- 9

Подведение итогов урока



  1. Вернитесь к цели УЭ – 0.

Достиг(ла) ли я её?

Готов(а) ли я применить эти знания при изучении новой темы?

  1. С какими трудностями я столкнулся (лась) при выполнении заданий?

  2. При выполнении данной работы я работал(а) индивидуально, помогал учитель, помогали другие учащиеся, я помогал (а) другим.

  3. Оцените свою работу на уроке.

Если вы набрали от 45 до 52 баллов –«5», вы усвоили тему;

от 39 до 44 баллов –« 4»,

от 33 до 38 баллов -3,

менее 33 баллов- вы не усвоили тему.

Вам необходимо снова проработать материал учебника и выполнить задания.

Перенесите баллы в оценочный лист.


Подсчитайте общее количество баллов набранных за работу на уроке.


Поставьте себе отметку.

УЭ - 10

Домашнее задание.

Выучить § 22,письменно в тетради для домашних работ выполнить упр. 4 (а,б), № 1,2 стр.92.

Дополнительное задание.

Подготовить сообщения о применении глицерина ,этиленгиколя и других многоатомных спиртов.

Запишите домашнее задание .

Прослушайте пояснения учителя.


Используемая литература.

  1. Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия.10 класс: базовый уровень.-М.: Просвещение, 2013

  2. Артёменко А.И. Применение органических соединений. М.: Дрофа, 2005

  3. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии ч.1,2 –М.:Центрхимпресс, 2003

  4. Блохин И.В., Блохина Н.И. Органическая химия: Упражнения и задачи.-Тула, 2000

  5. Боровских Т.А. Тематические тесты по органической химии. Кислород – и азотсодержащие соединения.-М.: «Экзамен», 2013 по химии. 10 класс-М.: Экзамен, 2006

  6. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. –Санкт-Петербург: Паритет, 2000

  7. ПавловаН.С.Дидактические карточки задания

  8. Радецкий А.М. Дидактический материал. Химия 10-11-М: Просвещение,2011

  9. http://pedsovet.su/load/165-1-0-24989

  10. http://natursciences.area7.ru/?m=6217

  11. http://xim.uroki.org.ua/course18.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!