СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие жизненных форм растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие жизненных форм растений»

Конспект урока биологии


Тема урока«Многообразие жизненных форм растений»

I. Цели урока: изучить жизненные формы растений; показать взаимосвязь жизненных форм растений с особенностями среды их обитания и продолжительности жизни.

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

  • знать – понятия «жизненная форма», «дерево», «кустарник», «кустарнички», «полукустарнички», «травы»

  • их внешнее строение и примеры растений.

  • Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений.

Личностные результаты:

  • Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения

  • формирование элементов экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение организовать выполнение заданий

  • оценивать правильность выполнения работы.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • сравнивать и анализировать информацию, умение перерабатывать полученную информацию,

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на уроке;

  • отвечать на вопросы учителя; умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • следовать правилам поведения и общения в школе.

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
  • Технология проблемно - диалогического обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Технология групповой работы

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

IV. Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа.

  • Наглядные – демонстрация презентации

V. Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

VI. Оборудование:

  • Для учителя– учебник, презентация.

  • Для учащихся – учебник, рабочая тетрадь.

VII. Литература:

  • Для учителя– Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2017г)

  • Для учащихся – Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020

VIII. Тип урока:открытие нового знания









ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания

Вопросы в конце 1 параграфа (с 1 по 4).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

На какие царства подразделяются все живые организмы?

Какую роль играют растения в жизни людей?

IV. Выявление места и причины затруднения

На слайде набор картинок растений: земляника, василек, одуванчик, роза дикая (шиповник), крыжовник, смородина, береза, дуб, липа.Разделите растения по внешнему виду (размерам) на три группы (деревья, кустарники, травы – это жизненные формы растений). Окружающая среда влияет на жизнедеятельность, продолжительность, интенсивность, направление рост и формирует внешний облик растения. Его жизненную форму.

Что такое жизненная форма растения найдем в учебнике на стр. 14 и запишем в тетрадь.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Составление таблицы «Многообразие жизненных форм растений»

Жизненная форма

Характеристика

Примеры





VI. Реализация построенного проекта

Дерево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной.

• Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.

• Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами

• Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

VII. Первичное закрепление во внешней речи

Вопросы для проверки:

1. Растение, жизненный цикл которого, включает созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период, называется?(однолетние)

2. Какой жизненной формой представлены однолетние растения?(травы)

3. Полный жизненный цикл растения составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. На второй год появляются семена. Растения называются?(двулетние)

4. Какой жизненной формой представлены двулетние растения?(травы)

5. Обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами, называется?(многолетние)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Растение

Жизненная форма

Шиповник


Картофель


Кукуруза


Клевер


Голубика


Береза


Калина


Сирень


Брусника


Ива


Морошка


Работа в парах, заполнить столбик «Жизненная форма»

X. Рефлексия учебной деятельности

Я это знал


Я это не знал


Я хочу узнать больше



XI. Домашнее задание

Пар. 2 читать, ответить на вопросы 2 и 4.

На дополнительную оценку собрать гербарий примеров однолетних, двулетних и многолетних растений.

Жизненная форма

Характеристика

Примеры

Деревья

Многолетнее растение, одревесневший ствол

Ель, сосна, кипарис, яблоня, дуб, берёза



Кустарники

Много стволов и одно общее основание. Живет 2-9 лет, но на смену вырастает новое.

Малина, шиповник

Кустарнички

Низкорослые многолетние растение с одревесневшими стволиками, высота 8-50 см.

Черника, брусника, голубика, вереск

Полукустарнички

Многолетнее, часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Из одревесневшей части образуются почки. Травянистая часть с листьями и плодами – живет один летний сезон и отмирает.

Полынья, шалфей, астра.

Травы

Травянистые побеги, отмирают ежегодно. Почки зимуют на подземных органах.

Двулетник образуют только вегетативные органы – корни, стебли, листья. Цветки, плоды и семена появляются на второй год – после отмирания.

Многолетние – лютик, купальница, земляника.

Однолетние – тыква, огурец, василек полевой, урок.

Двулетние – капуста, морковь, петрушка, борщевик, репа).



Растение

Жизненная форма

Шиповник

Кустарник

Картофель

Трава

Кукуруза

Трава

Клевер

Трава

Голубика

Кустерничек

Береза

Дерево

Калина

Кустарник

Сирень

Кустарник

Брусника

Кустарничек

Ива

Дерево

Морошка

Кустарничек