III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
I. Орг.момент | Приветствие, проверка готовности к уроку. |
Проверка домашнего задания | Вопросы в конце 1 параграфа (с 1 по 4). |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | На какие царства подразделяются все живые организмы? Какую роль играют растения в жизни людей? |
IV. Выявление места и причины затруднения | На слайде набор картинок растений: земляника, василек, одуванчик, роза дикая (шиповник), крыжовник, смородина, береза, дуб, липа.Разделите растения по внешнему виду (размерам) на три группы (деревья, кустарники, травы – это жизненные формы растений). Окружающая среда влияет на жизнедеятельность, продолжительность, интенсивность, направление рост и формирует внешний облик растения. Его жизненную форму. Что такое жизненная форма растения найдем в учебнике на стр. 14 и запишем в тетрадь. |
V. Построение проекта выхода из затруднения | Составление таблицы «Многообразие жизненных форм растений» Жизненная форма | Характеристика | Примеры | | | | |
VI. Реализация построенного проекта | Дерево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной. • Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. • Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами • Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу. |
VII. Первичное закрепление во внешней речи | Вопросы для проверки: 1. Растение, жизненный цикл которого, включает созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период, называется?(однолетние) 2. Какой жизненной формой представлены однолетние растения?(травы) 3. Полный жизненный цикл растения составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. На второй год появляются семена. Растения называются?(двулетние) 4. Какой жизненной формой представлены двулетние растения?(травы) 5. Обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами, называется?(многолетние) |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Растение | Жизненная форма | Шиповник | | Картофель | | Кукуруза | | Клевер | | Голубика | | Береза | | Калина | | Сирень | | Брусника | | Ива | | Морошка | | Работа в парах, заполнить столбик «Жизненная форма» |
X. Рефлексия учебной деятельности | Я это знал | | Я это не знал | | Я хочу узнать больше | | |
XI. Домашнее задание | Пар. 2 читать, ответить на вопросы 2 и 4. На дополнительную оценку собрать гербарий примеров однолетних, двулетних и многолетних растений. |
Жизненная форма | Характеристика | Примеры |
Деревья | Многолетнее растение, одревесневший ствол | Ель, сосна, кипарис, яблоня, дуб, берёза |
Кустарники | Много стволов и одно общее основание. Живет 2-9 лет, но на смену вырастает новое. | Малина, шиповник |
Кустарнички | Низкорослые многолетние растение с одревесневшими стволиками, высота 8-50 см. | Черника, брусника, голубика, вереск |
Полукустарнички | Многолетнее, часть стебля одревесневает, а часть остается травянистой. Из одревесневшей части образуются почки. Травянистая часть с листьями и плодами – живет один летний сезон и отмирает. | Полынья, шалфей, астра. |
Травы | Травянистые побеги, отмирают ежегодно. Почки зимуют на подземных органах. Двулетник образуют только вегетативные органы – корни, стебли, листья. Цветки, плоды и семена появляются на второй год – после отмирания. | Многолетние – лютик, купальница, земляника. Однолетние – тыква, огурец, василек полевой, урок. Двулетние – капуста, морковь, петрушка, борщевик, репа). |