СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многозначные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Многозначные слова»

Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях.

Заимствованные слова. Устаревшие слова

Цель: актуализировать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Назовите орфограммы.

— Назовите слова, которые вышли из употребления. (Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь, око, перст, рыбарь.)

— Какие слова появились в языке сравнительно недавно? (Йогурт, компьютер, фломастер и т. д.)

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.

(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.)

— К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками. Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.

— Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)

— Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом предложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.)

— Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)

— Прочитайте следующую пару предложений.

Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки. Сегодня у нас был очень тяжёлый день.

— Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)

— Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимологическом словаре.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)

— Как называются такие слова? (Заимствованные.)

— Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)

(Три ученика зачитывают соответствующие статьи. Можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

— Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)

— Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику - Упр. 62 (с. 44).

— Прочитайте стихотворение.

— Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)

— Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иностранных слов.)

— Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение.

(На данном этапе урока можно использовать школьный словарик иностранных слов.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Упр. 63 (с. 45).

— Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.

— Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)

— А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра I русский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)

— С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.

— Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.

— Что означает это слово?

— Составьте предложение со словом шофёр.

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 65 (с. 46).

— Какие слова называются многозначными?

— Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.

— Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)

— Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова. (Работа в парах.)

— Расскажите о значении многозначных слов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова чай. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 66 (с. 46). (Просмотр мультфильма «Золотой мальчик».)

— Почему персонажи мультфильма не поняли друг друга? (Словосочетание золотой мальчик употребляется в переносном значении.)

— Объясните значение этого словосочетания.

— Прочитайте словосочетания, данные в упражнении.

— Найдите среди них те, в которых слова употребляются в переносном значении.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Разберите слова по составу: вариант 1 - серебристый, вариант 2 — железный.

(Проверка.)

Упр. 67 (с. 46). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным 3) многозначным

2) однозначным 4) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) рысь, кисть, щенок

2) ручка, ёрш, кастрюля

3) корень, ключ, кнопка

4) лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.

1) в помещении стало светло

2) мама хорошо освещена

3) мама радуется

4) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

1) горячий песок 3) горячее сердце

2) крутой склон 4) золотые часы


(Коллективная проверка.)


— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие слова называются многозначными?

— Что значит «прямое и переносное значения слов»?

— Что такое устаревшие слова?

— Какие слова называются заимствованными?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 45), 68 (с. 46).