Множества. Пересечение и объединение множеств
Множество - одно из основных понятий современной математики, используемое почти во всех её разделах.
Множество – это совокупность объектов, объединённых между собой по какому-либо признаку.
Например:
Множество дней недели состоит из элементов: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Множество месяцев – из элементов: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Множество арифметических действий - из элементов: сложение, вычитание, умножение, деление.
Если множество содержит конечное число элементов, то его называют конечным, а если в нём бесконечно много элементов, то бесконечным. Так множество деревьев в лесу конечно, а множество точек на окружности бесконечно. Если множество не содержит ни одного элемента, то оно называется пустым множеством и обозначается .
Два множества А и В называются равными (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов, т.е. каждый элемент множества А является элементом множества В и наоборот, каждый элемент множества В является элементом множества А.
Например, . Эти множества содержат одни и те же элементы, но записаны в разном порядке, значит, множества равны, А = В.
Множество A содержится во множестве B (множество B включает множество A), если каждый элемент из A является элементом В:
Например, . Каждый элемент множества А является элементом множества В, значит, .
Способы задания множеств.
Чтобы задать множество, необходимо знать, какие объекты принадлежат множеству, а какие нет. Если множество содержит немного элементов, то его можно задать, перечислив все его элементы. Например, множество учеников класса — список в классном журнале, множество стран — список в географическом атласе.
Если множество задано списком, то его элементы записывают в фигурных скобках через точку с запятой. Множество цифр можно записать следующим образом
Однако задать множество списком можно только тогда, когда оно содержит конечное число элементов (но и это неудобно, если число элементов множества велико). Существует универсальный способ задания множеств (в том смысле, что таким способом можно задать любое множество). Множество может быть задано с помощью характеристического свойства, т.е. такого свойства, которым обладают все элементы множества, и не обладают объекты, не принадлежащие множеству (записывают: где P(x) — характеристическое свойство).
Приведём несколько примеров:
1. Пусть A — множество остатков от деления натуральных чисел на 5, тогда
.
2. Если — множество натуральных чисел, заключённых между 3 и 12, то
3. Если то D — отрезок
4. Если — множество корней квадратного уравнения, то
Рассмотрим множество и выясним, принадлежат ли числа
этому множеству. Число , если существует такое натуральное число n, что . Решив это уравнение, находим, что . Эти числа натуральными не являются, значит, . Аналогично, решая уравнение , находим . Так как , то .
Операции над множествами.
Пересечение.
Пересечением двух множеств называют множество, состоящее из всех общих элементов этих множеств.
Найдём пересечения множеств:
A = {1; 2; 3; 6}, B = {0; 2; 4; 6; 8}, C = {1; 2; 3; 4; 6; 12}, D = {10; 15; 20}
А ∩ В ∩ С = {2; 6}
А ∩ С = {1; 2; 3; 6}
C ∩ D = Ø. Множества С и D не имеют общих элементов. Их пересечением является пустое множество.
Пересечение любого множества с пустым множеством является пустым:
А ∩ Ø = Ø.
Пересечение множества с самим собой равно самому множеству: А ∩ А = А.
Объединение.
Объединением двух множеств называют множество, состоящее из всех элементов, принадлежащих хотя бы одному из этих множеств.
Найдём объединения множеств:
A = {1; 2; 3; 6}, B = {0; 2; 4; 6; 8}, C = {1; 2; 3; 4; 6; 12}, D = {10; 15; 20}
А В = {0; 1; 2; 3; 4; 6; 8}; А С = {1; 2; 3; 4; 6; 12}; А D = {1; 2; 3; 6; 10; 15; 20}
В С = {0; 1; 2; 3; 4; 6; 8; 12}; В D = {0; 2; 4; 6; 8; 10; 15; 20}
Многие задачи удобно решать с помощью кругов Эйлера. Приведём примеры.
1. В школе зимой работали 3 секции (лыжная, хоккейная, конькобежная). Всего в секциях занималось 38 учеников. В лыжной - 21 человек, среди которых трое ещё занимались коньками, шестеро - ещё в хоккейной секции, а один - сразу в трёх секциях. В конькобежной секции было 13 человек, среди которых пятеро занимались сразу в двух секциях. Сколько человек занималось в хоккейной секции?
Лыжами занимался 21 человек, из них 6 занимались хоккеем, 3 – коньками, 1 – всеми тремя видами спорта. Значит, только лыжами занималось 11 человек. Коньками занималось 13 человек, из них 3 – занимались лыжами, 1 – всеми тремя видами спорта, 2 – хоккеем (т.к. двумя видами занимались 5 человек), значит, только коньками занималось 7 человек. Т.к. всего было 38 человек, то только хоккеем занималось 8 человек.
2. Одна швейцарская община насчитывает 50 членов. Родной язык всех 50 членов общины – немецкий, но 20 из них говорят ещё по-итальянски, 35 из них владеют французским и ещё 10 не знают ни итальянского, ни французского. Сколько членов общины говорят и по-французски, и по-итальянски?
Решение.
50–10=40 – владеют иностранным языком (кроме немецкого).
20 + 35 = 55 и 55 – 40 = 15 – членов общины говорят и по-французски, и по-итальянски.
Приведите примеры множеств, которые встречаются в жизненных ситуациях.
Как называется: а) множество птиц; б) множество лошадей; в) множество людей в поезде; г) множество артистов, работающих в одном театре.
Назовите несколько элементов, принадлежащих множеству:
а) чисел, кратных 7;
б) квадратов натуральных чисел;
в) простых чисел, принадлежащих промежутку
г) чисел, обратных кубам натуральных чисел.
Пусть А — множество простых чисел вида , где . Верна ли запись:
а) ; б) ; в) ; г) .
Пусть В — множество корней уравнения . Верна ли запись:
а) ; б) ; в) ; г) .
Задайте перечислением элементов множество, заданное характеристическим свойством: а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ;
з) ;
и) ;
к) .
В данном множестве все элементы, кроме одного, обладают некоторым свойством. Опишите это свойство и найдите элемент, не обладающий им.
а) {сумма; разность; множитель; частное};
б) {4; 16; 22; 27; 30; 34};
в) {1; 15; 16; 25; 64; 121};
г) {синий; красный; круглый; бежевый; зелёный};
д) {4; 6; 12; 81; 441; 1113};
е) {Обь; Иртыш; Волга; Байкал; Ангара; Амур};
ж) ;
з) {шар; пирамида; параллелограмм; цилиндр; конус}.
Исследуйте, принадлежат ли числа множеству .
Определите, по какому закону составлено множество, содержащее числа:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Какие из следующих множеств пустые:
а) множество корней уравнения ;
б) множество прямых плоскости, перпендикулярных двум пересекающимся прямым;
в) множество решений неравенства ;
г) множество корней уравнения ;
д) множество отрицательных корней уравнения .
Множество А состоит из цифр числа 2 896, а множество В состоит из цифр числа 19 273. Найти пересечение и объединение этих множеств.
Множество А состоит из букв слова «пропорция», а множество В состоит из букв слова «драгоценность». Найти пересечение и объединение этих множеств.
В классе учатся 30 человек. 15 человек играют на фортепиано, из них 3 играют ещё на гитаре. 13 человек поют в хоре, из них 6 человек играют на фортепиано. 2 человека и поют в хоре, и играют на двух инструментах. Сколько человек играет только на гитаре, если известно, что все учащиеся чем-то занимаются?
Найти пересечение и объединение множеств букв, которые используются в записи слов «типография» и «фотография».
Известно, что Х – множество простых чисел, Y – множество однозначных чисел. Задайте путём перечисления элементов их пересечение и объединение.
Проиллюстрируйте с помощью кругов Эйлера соотношение между множествами А и В, если А – множество чисел, кратных 24, В – множество чисел, кратных 8.
Известно, что точки A, B, C и D расположены на одной прямой, причём пересечением множеств точек отрезков АВ и CD является: а) отрезок CD; б) отрезок СВ. Для каждого случая сделайте чертёж.
Укажите наибольший и наименьший элементы пересечения множества двузначных чисел, кратных 9, и множества нечётных двузначных чисел.
Найти пересечение и объединение множеств букв, которые используются в записи слов «машинист» и «пианист».
Известно, что А – множество простых чисел, В – множество натуральных чисел, не превосходящих 20. Задайте путём перечисления элементов их пересечение и объединение.
Проиллюстрируйте с помощью кругов Эйлера соотношение между множествами X и Y, если X – множество чисел, кратных 15, Y – множество чисел, кратных 30.
Известно, что точки E, F, K и L расположены на одной прямой, причём пересечением множеств точек отрезков EF и KL является: а) отрезок EF; б) отрезок KF. Для каждого случая сделайте чертёж.
Укажите наибольший и наименьший элементы пересечения множества двузначных чисел, кратных 7, и множества чётных двузначных чисел.
3