СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Модель игровой образовательной среды ДОО. Центр театрализованной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

 

Просмотр содержимого документа
««Модель игровой образовательной среды ДОО. Центр театрализованной деятельности»»







«Модель игровой образовательной среды ДОО.

Центр театрализованной деятельности»























2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………… 6

ЗАКЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………........ 15

















































ВВЕДЕНИЕ



Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, занимаются, отдыхают, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. В такой среде ребенок – дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка и становится основой для его самостоятельной активности.

Во – первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во – вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Развивающая среда, строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.

В качестве гипотезы выступило предположение, что организация центра театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении основных педагогических условий оказывает позитивное влияние на развитие игровой деятельности младших дошкольников.

Проблемное обоснование: Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Актуальность:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Цель: Создать центр театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС. Создать условия для комфортного, благоприятного и полноценного проживания детей в ДОО.

Для достижения поставленной цели исследования и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

1. Многофункциональное использование группы.

2. Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.

3. Учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в группе.

4.Обеспечение насыщенности, полифункциональности, трасформируемости, вариативности, доступности, безопасности центра театрализованной деятельности.

3. Привлечь внимание родителей к проблеме создания центра театрализованной деятельности в группе.

Вид проекта: практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный (июнь, июль, август).

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации центра театрализованной деятельности в группе.

Продукт проектной деятельности: оформление центра театрализованной деятельности в младшей группе.

Этапы реализации проекта

1 Этап – организационно-подготовительный:

- работа с родителями;

- анализ развивающей предметно-пространственной среды группы;

- формирование проблемы.

2 Этап – практический

- обновление центра театрализованной деятельности,

- приобретение необходимого оборудования

3 Этап – отслеживание результатов:

- анализ проделанной работы

Ожидаемые результаты реализации проекта.

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Обновлён центра театрализованной деятельности согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

3. У педагогов сформированы практические навыки в построении развивающей среды соответственно ФГОС.

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать;

- наличие не жестко закрепленных центров активности.

2. Современность среды:

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, куклы» и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие пространства для осуществления физической активности.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности.

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН.

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы)

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована РППС, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.



Прививаем мы детям прекрасное – значит трудимся мы не напрасно!



Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим.

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, предлагаемого материала в театральном уголке. В целях реализации индивидуальных интересов предметная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.

Обязательными составляющими театральных центров должны быть следующие атрибуты: ширма; уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.)    

     Содержание театральных центров и наличие в них различных видов театров зависит от возрастных особенностей детей.

В своей группе мы постараемся создать все условия для творческого развития детей 3-4 лет. Ведь дети уже в младшем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают мир. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, он учатся по-доброму относится к маме, к друзьям, к взрослым и даже к животным.

Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Если ребёнку посчастливилось именно в младшем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, то он всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Театрализованная деятельность у детей младшего дошкольного возраста формируется постепенно. Поэтому наша задача, вовремя создать условия для её появления и развития.

С этой целью в своей группе мы создали центр театрализованной деятельности, в котором размещены разные виды театра:

- Несколько разновидностей настольного театра: это деревянный настольный театр, театр на крышках, конусный театр.

- Специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев, мы создали театр на магнитах. Рассказывая сказку, герои выкладываются в том порядке, в каком они появляются.

- Пальчиковый театр. Кукла, надетая на палец – самая маленькая артистка нашего театрального центра. Куклы связаны из шерстяных ниток, сделаны из дерева и склеены из бумаги.

- Театр «Би-Ба-Бо». Игрушка-бибабо, или перчаточная кукла очень полезна для развития ребенка. Попадая на руку, она оживает! Становится говорящей, подвижной, эмоциональной.

- Театр резиновой игрушки представлен р.н.с. «Заюшкина избушка» и персонажами мультфильма «Кот Леопольд», который учит детей жить дружно.

- Театр на ладошке – это любимые мультяшные герои Смешарики, которые учат детей общению и способствуют развитию творческого воображения.

- Театр на прищепках помогает не только рассказать и показать сказку, но и развивает мелкую моторику ребёнка.

- Театр на дисках. В сказочном коробе живут персонажи сразу нескольких сказок: «Теремок», «Колобок», «Пых».

- Театр на пластиковых ложках - сказка «Колобок».

- Театр из носков. Из обычных носков, картона, пуговиц и ниток рождается настоящее чудо, которое доставляет детям море положительных эмоций.

- Театр-масок. Когда ребенок надевает маску, лицо не закрывается, что дает возможность без затруднений мимикой и речью передать характер персонажа, в которого он играет. При этом, дети вживаются в роль, эмоционально передавая образ своего персонажа.

В группе планируем разместить уголок ряженья. Наряжаться любят и девчонки, и мальчишки. Этот уголок позволяет детям почувствовать себя взрослыми, когда они примеряют одежду и любуются собой. Среди юбочек, косынок и сарафанов находятся элементы театральных костюмов. Очень надеюсь на то, что маленький уголок ряженья перерастёт, со временем, в «богатую» костюмерную.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие «Волшебных вещей»:

- волшебные шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой-либо вещи, сюрпризного момента);

- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

- волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

- волшебный мешочек (из которого можно достать «любую вещь»);

- волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

- волшебная скатерть (дети используют для имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.), 

- волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, умело танцевать).

И конечно, какой театр без сцены и занавеса. Я уверенна, что смогу привлечь самых активных и не равнодушных родителей к осуществлению детской мечты. И в будущем наши дети смогут «выступать» на настоящей сцене.

Центр театральной деятельности позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

 



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Важным условием развития игры является адекватная предметно-игровая среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации.

Групповое пространство используется рационально. Мебель (столы, стулья), игровой материал могут легко трансформироваться и использоваться в зависимости от ситуации в различных вариантах. Развивающая предметно-пространственная среда безопасна для пребывания ребёнка в группе (мебель закреплена, оборудование нетоксично, не представляет опасности и не причиняет вред здоровью детей).

Огромный вклад в оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы вносят родители воспитанников (приобретают мебель, дидактический материал, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, изготавливают атрибуты, ремонтируют оборудование, шьют элементы кукольной одежды, чехлы для мебели, фартуки для дежурных по столовой и по уходу за комнатными растениями, составляют проекты и многое другое).

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования.

Работая над данным проектом, я пришла к выводу, что организация центра театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении основных педагогических условий оказывает позитивное влияние на развитие игровой деятельности младших дошкольников. Что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Таким образом, выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Способствует самопознанию, самовыражению личности; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Евтушенко И. Н. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №4.

2. Коломийченко Л. В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста. Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №1.

3. Коротаева Е. В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е. В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №5.

4. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

5. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

6. Смиронова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3 // http://www.psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.



 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.