Модель психологически безопасной образовательной среды современной школы
Лоренгель Елена Александровна
Одним из критериев качества образовательного процесса является его безопасность – отсутствие недопустимого риска нанесения ущерба здоровью, чести и достоинству его субъектов, а одной из важнейших задач образовательной среды – создать безопасные условия для успешного обучения и воспитания студентов. Однако по-прежнему не в полной мере разработаны модели безопасной образовательной среды. Это препятствует налаживанию эффективной социальной кооперации между образовательным учреждением, работодателями выпускников, общественными организациями и т.д.
Эффективность организации психологически безопасной образовательной среды предопределяется реализацией основных методологических подходов: системно-деятельностного, аксиологического, культурологического [2].
Модели безопасной образовательной среды основана на базисных ценностях, которые определят новые роли и функции в организации ценностного взаимодействия между учителем и учеником.
Такими базисными ценностями являются:
-ценности личностного роста и благополучия: к ним отнесем самоопределение, индивидуальность, самореализацию, непрерывность образования, адекватность человека среде и ситуации, мобильность, здоровье, конкурентноспособность выпускника;
-ценности гражданского общества: к ним отнесем свободу, демократии,
социальную справедливость, толерантность, этичность, культурное разнообразие, социальную ответственность;
-организационные ценности - принятие решений на основе интересов и мнений, свобода в осуществлении научных и методологических исследований, стандартизация образовательных программ, доступность в образовании) [1].
Среди теоретических моделей психологически безопасной образовательной среды можно выделить следующие: коммуникативно - ориентированная (В.В. Рубцов и др.), эколого-личностная (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.А. Левин), антрополого- психологическая (В.И. Слободчиков), экопсихологическая (В.И. Панов), социокультурная (С.В. Тарасов) [37].
В.В. Рубцов и его сотрудники разработали коммуникативно - ориентированную модель образовательной среды. По их мнению, образовательная среда- это форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходное основание - это участие ребенка в совместной деятельности, разделенной с взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса [38].
В.В. Рубцов образовательную среду определяет как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».
В.В. Рубцов выделяет основные структурные компоненты образовательной среды: «внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся» и т.д.[37].
Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В. А. Левиным. По мнению автора, термин «образовательная среда» обозначает
«систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и
пространственно-предметном окружении» [5]. Образовательная среда может обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Этот комплекс включает три структурных компонента:
Г.А. Ковалев пишет, что содержание социального компонента образовательной среды составляют такие программные элементы, как психологический настрой, психологический климат, социально- психологическая обстановка, «дух» школы. «Социальный компонент образовательной среды связан с особенностями социальной организации среды (макро условия), с возрастными, этническими половыми, особенностями (микроусловия), но одновременно это и характер общения субъектов образовательной среды» [42].
Антрополого-психологическая модель образовательной среды описана и предложена В. И. Слободчиковым. В качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Автор выделяет три разных принципа организации среды: единообразие, разнообразиеи вариативность. Образовательная среда, по В. И. Слободчикову, представляет собой «динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося» [43].
Психодидактическая модель образовательной среды образовательной организации предложена коллективом авторов: В.П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Левиным и др. Авторы, исходят из концепции личностно- ориентированного образования, подчеркивают возрастающую роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником
приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательной организацией [5].
Построение модели образовательной среды производится в соответствии: с познавательными интересами учащихся; с учетом возможностей педагогического коллектива образовательной организации; структуры региональной образовательной системы; традиций и особенностей социокультурной среды.
Эко-психологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В. И. Пановым. Исходным основанием модели эко-психологической образовательной среды у В.И. Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.
В трудах В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными. В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В. И. Панов выделяет: деятельностный компонент, коммуникативный компонент, пространственно-предметный компонент. В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место- ситуация» и др. [33].
В данной модели считается, что образовательная среда как условие и средство развития индивидуальности обучаемого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих следующие возможности:
-
социализации учащихся и воспитанников в соответствии с возрастными этапами развития (проживания Детства), индивидуальными потребностями и в соответствии с социально-экономическими и культурологическими ценностями жизни в человеческом обществе;
-
развития у учащихся субъектных качеств, т.е. способности быть субъектом осваиваемых видов деятельностей и субъектом своего физического, познавательного и личностного развития;
-
включения учащихся в различные виды совместной деятельности между собой и взрослыми (игровой, учебной, коммуникативной, художественной, спортивной, допрофессиональной и др.) как необходимого условия удовлетворения природной и социальной потребности в развитии природных задатков и способностей;
-
развития актуального уровня способностей учащихся и актуализации зоны их ближайшего развития (по Л. С. Выготскому);
-
проявления творческой природы развития психики в форме индивидуальности психических процессов, психических состояний, сознания и поведения обучающихся, представляющих содержательную сторону развития всех сфер психики. Не только познавательной(интеллектуальной), но и других сфер, составляющих структуру сознания: телесной (соматопсихической), эмоциональной, личностной и духовно- нравственной, включая способность к произвольной регуляции своих действий и состояний;
-
экологичности (природосообразности) образовательных технологийи их практической реализации в смысле их соответствия природным, физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям возрастного развития учащихся. Соответственно этому
образовательная технология и образовательная среда в целом должны создавать на каждой ступени обучения условия, соответствующие их возрастным и индивидуально- психологическим особенностям развития [32].
Многие авторы в своих работах выделяют основные характеристики образовательной среды: скорость изменения среды, полизависимость содержательность наполнения среды, изменчивость, интенсивность, широта степень осознаваемости, устойчивость, модальность (Л. И. Туктаева, В. А. Левин, и др.).
С. В. Тарасов рассматривает среду любой образовательной организации, содержащей в себе компоненты:
-
пространственно-семантический компонент: архитектурно- эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.);
-
содержательно-методический компонент: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.);
-
коммуникационно - организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
-
коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей,
инициативных групп и др.) [45].
Автор определяет типологию образовательной среды по следующим основаниям: по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная среда, гуманистическая - технократическая среда и т.д.); по характеру отношений к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная среда, национальная - универсальная среда и т.д.); по степени творческой активности (творческая - регламентированная); по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая среда - замкнутая среда).
Таким образом, существуют различные подходы к моделированию образовательной среды. Подводя итоги проведенному анализу, отметим, что в рамках нашего исследования используется рассмотренное выше определение образовательной среды, сформулированное В. А. Левиным: под образовательной средой будем понимать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5].
Представленные выше анализы различных моделей образовательной среды, позволяет нам сделать вывод, что модель психологически безопасной образовательной среды современной школы- это результат системного взаимодействия всех компонентов безопасности, создающие условия для безопасности участников образовательного процесса. Структурно- функциональная характеристика модели безопасной образовательной среды образовательной организации, включает в себя цель, задачи, субъектов взаимодействия, научно-методологические подходы и принципы, компоненты, функции процесса формирования безопасной среды, условия функционирования модели, механизмы управления, этапы реализации модели, ожидаемые результаты, критерии эффективности и предполагаемые риски.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Алисов, Е. А. Разработка и обоснование концепции формирования экологически безопасной образовательной среды [Текст] / Е. А. Алисов // Ученые записки Курского Государственного Университета. – 2011. – № 1.
– 17 с.
-
Баева, И. А. Основные подходы к раскрытию понятия
«Образовательная среда», типология и структура образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова // Педагогическая психология / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.
-
Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И. А. Баева, Л. А. Гаязова // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2012. – № 3. – http://psyedu.ru/ (10.01.2018г)
-
Баева, И. А. Диагностическая, консультативная и коррекционная работа с обучающимися, социально-психологическое обучение. Психологическаябезопасность в образовании [Текст]: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002 – 119 с.
-
Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений [Текст] /С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280 с.
-
Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды вразличных типах образовательных учреждений [Текст] :дис канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 c.
-
Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.
-
Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] ; Психологический очерк/ Выгодский Л.С.- Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991 – 93 с.
-
Гаязова, Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение [Текст] / Л. А. Гаязова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – № 142. – 42 с.
-
Гаязова, Л. А. Безопасность образовательной среды и подходы к ее оценке[Текст] / Л. А. Гаязова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. – № 148.С.44-51.
-
Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Сфера, 2003. - 512 с.
-
Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю. 3. Гильбух. - М.: Просвещение, 2005. - 80 с.
-
Дерябо, С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды [Текст] / С. Д. Дерябо. – М. : Молодая гвардия, 1997. – 17 с.
-
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: Лантерна Вита, 2004. - 150 с.
-
Коджаспирова, Г.М.Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Экон-Информ, 2011. – 115 с.
-
Коджаспирова, Г. М. Психологические основания мониторинга безопасностиобразовательной среды [Текст] / Г. М. Коджаспирова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 142. – 11 c.
-
Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда [Текст] /Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 13-23.
-
Ковалев, Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы [Текст] / Г. А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. – М. : РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. – С. 189-199.
-
Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы[Текст] // Молодой ученый. — 2014.— №18.1. — С. 49-51
-
Красило, А. И. Проблемы диагностики психологической
безопасности образовательной среды. Часть 1 [Текст] / А. И. Красило // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 28-38.
-
Лактионова, Е. Б. Психологические характеристики образовательной среды [Текст] / Е. Лактионова, Л. Регуш, А. Орлова, Е. Алексеева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 184 с.
-
Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды[Текст] / Е. Б. Лактионова. – СПб. : Изд-во ВВМ, 2013. – 310 с.
-
Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. [Текст]/ Э. Ландау — М., 2005. — 144 с.
-
Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
-
Лейтес, Н.С. Об умственной одарённости [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Эксмо,2002. - 214 с.
-
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 189 с.
-
Лютова, Н .П. Модель развития образовательной среды как условие успешной социализации учащихся основной школы [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. С. 9-12
-
Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности [Текст] /
A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.
-
Матюшкин, А.М. Творческая одарённость (проблема, концепция, значение исследований) [Текст] / А.М. Матюшкин // Общественные движения и социальная активность молодёжи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». - М.: Изд-во МГУ, 1991. - С. 149-159.
-
Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь [Текст]/ В.А. Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 544 с.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Медведевым [Текст] // Образовательное право.
– 2010. - №3-4. – С.4-5; // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. - №3. – С.73-78; Справочник классного руководителя– 2010. - №3. – С.7-9.
-
Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг [Текст] : учеб. пособие /И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 92 с.
-
Панов, А. И. Системно-деятельностный подход в образовании [Текст] :методические рекомендации / А. И. Панов. – Томск, 2002. – 36 с.
-
Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2004. - 462 с.
-
Ревеш, Г. Раннее проявление одарённости и её узнавание [Текст] / Г. Ревеш / пер. И. М. Присмана. - М.: Класс, 2001. - 289 с.
-
Рензулли, Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей [Текст] / Дж. С. Рензулли // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Академия, 1997. - 304 с.
-
Рубцов, В. В. Психологический климат как характеристика образовательнойсреды школы [Текст] / В. В. Рубцов, И. М. Уланская, О. В. Яркина // Экспериментальные площадки в московском образовании. – М. : МИПКРО, 1998. – 56 с.
-
Рубцов, В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования [Текст] / под ред. В. В. Рубцова. – Новосибирск :Новь, 1996. – 120 с.
-
Савенков, А.И. Детская одарённость: теоретические основы развития
/ А.И. Савенков. - М.: Эксмо, 2007. - 150 с.
-
Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / А. И. Савенков — М.: Сентябрь, 2010-208 с.
-
Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей [Текст] / А. К. Сатынская - 2010. - №6. - Библиогр.: 12 с.
-
Слободчиков, В. И Образовательная среда : реализация целей образованияв пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования : культурные модели школ. – Вып. 7. – М. : Просвещение, 1997. – С. 177-184.
-
Слободчиков, В. И. Психологические основы личностно- ориентированного образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 4. – С. 63-72.
-
Тарасов, С. В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] /С. В. Тарасов. – СПб. : Образование-культура, 2000. – 72 с.
-
Теплов, Б.М. Способности и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1961. - С. 9-38.
-
Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 2О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г. – № 2. – 170 c.
-
Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 243- 264.
-
Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст]. - Томск: Изд-во «Барс», 1997. - 392 с.
-
Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] . – М.: Знание, 1974. – 63 с.
-
Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность [Текст]
/ В.С. Юркевич. - М.: Модэк, 2006. - 136 с.
-
Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию[Текст] / В. А. Ясвин. – М. : Изд-во «Смысл», 2001. – 365 с.
-
Ясвин, В. А. Экспертиза образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин,М. А. Ушакова. – М. : Сентябрь, 2000. – 128 с.
-
1