СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель психологически безопасной образовательной среды современной школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель психологически безопасной образовательной среды современной школы»

Модель психологически безопасной образовательной среды современной школы


Лоренгель Елена Александровна

Одним из критериев качества образовательного процесса является его безопасность – отсутствие недопустимого риска нанесения ущерба здоровью, чести и достоинству его субъектов, а одной из важнейших задач образовательной среды – создать безопасные условия для успешного обучения и воспитания студентов. Однако по-прежнему не в полной мере разработаны модели безопасной образовательной среды. Это препятствует налаживанию эффективной социальной кооперации между образовательным учреждением, работодателями выпускников, общественными организациями и т.д.

Эффективность организации психологически безопасной образовательной среды предопределяется реализацией основных методологических подходов: системно-деятельностного, аксиологического, культурологического [2].

Модели безопасной образовательной среды основана на базисных ценностях, которые определят новые роли и функции в организации ценностного взаимодействия между учителем и учеником.

Такими базисными ценностями являются:

-ценности личностного роста и благополучия: к ним отнесем самоопределение, индивидуальность, самореализацию, непрерывность образования, адекватность человека среде и ситуации, мобильность, здоровье, конкурентноспособность выпускника;

-ценности гражданского общества: к ним отнесем свободу, демократии,

социальную справедливость, толерантность, этичность, культурное разнообразие, социальную ответственность;

-организационные ценности - принятие решений на основе интересов и мнений, свобода в осуществлении научных и методологических исследований, стандартизация образовательных программ, доступность в образовании) [1].

Среди теоретических моделей психологически безопасной образовательной среды можно выделить следующие: коммуникативно - ориентированная (В.В. Рубцов и др.), эколого-личностная (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.А. Левин), антрополого- психологическая (В.И. Слободчиков), экопсихологическая (В.И. Панов), социокультурная (С.В. Тарасов) [37].

В.В. Рубцов и его сотрудники разработали коммуникативно - ориентированную модель образовательной среды. По их мнению, образовательная среда- это форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходное основание - это участие ребенка в совместной деятельности, разделенной с взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса [38].

В.В. Рубцов образовательную среду определяет как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».

В.В. Рубцов выделяет основные структурные компоненты образовательной среды: «внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся» и т.д.[37].

Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В. А. Левиным. По мнению автора, термин «образовательная среда» обозначает

«систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и

пространственно-предметном окружении» [5]. Образовательная среда может обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Этот комплекс включает три структурных компонента:

  • пространственно-предметный компонент;

  • социальный: характер;

  • психодидактический.

Г.А. Ковалев пишет, что содержание социального компонента образовательной среды составляют такие программные элементы, как психологический настрой, психологический климат, социально- психологическая обстановка, «дух» школы. «Социальный компонент образовательной среды связан с особенностями социальной организации среды (макро условия), с возрастными, этническими половыми, особенностями (микроусловия), но одновременно это и характер общения субъектов образовательной среды» [42].

Антрополого-психологическая модель образовательной среды описана и предложена В. И. Слободчиковым. В качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Автор выделяет три разных принципа организации среды: единообразие, разнообразиеи вариативность. Образовательная среда, по В. И. Слободчикову, представляет собой «динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося» [43].

Психодидактическая модель образовательной среды образовательной организации предложена коллективом авторов: В.П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Левиным и др. Авторы, исходят из концепции личностно- ориентированного образования, подчеркивают возрастающую роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником

приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательной организацией [5].

Построение модели образовательной среды производится в соответствии: с познавательными интересами учащихся; с учетом возможностей педагогического коллектива образовательной организации; структуры региональной образовательной системы; традиций и особенностей социокультурной среды.

Эко-психологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В. И. Пановым. Исходным основанием модели эко-психологической образовательной среды у В.И. Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

В трудах В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными. В качестве основных структурных компонентов образовательной среды В. И. Панов выделяет: деятельностный компонент, коммуникативный компонент, пространственно-предметный компонент. В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место- ситуация» и др. [33].

В данной модели считается, что образовательная среда как условие и средство развития индивидуальности обучаемого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих следующие возможности:

  • социализации учащихся и воспитанников в соответствии с возрастными этапами развития (проживания Детства), индивидуальными потребностями и в соответствии с социально-экономическими и культурологическими ценностями жизни в человеческом обществе;

  • развития у учащихся субъектных качеств, т.е. способности быть субъектом осваиваемых видов деятельностей и субъектом своего физического, познавательного и личностного развития;

  • включения учащихся в различные виды совместной деятельности между собой и взрослыми (игровой, учебной, коммуникативной, художественной, спортивной, допрофессиональной и др.) как необходимого условия удовлетворения природной и социальной потребности в развитии природных задатков и способностей;

  • развития актуального уровня способностей учащихся и актуализации зоны их ближайшего развития (по Л. С. Выготскому);

  • проявления творческой природы развития психики в форме индивидуальности психических процессов, психических состояний, сознания и поведения обучающихся, представляющих содержательную сторону развития всех сфер психики. Не только познавательной(интеллектуальной), но и других сфер, составляющих структуру сознания: телесной (соматопсихической), эмоциональной, личностной и духовно- нравственной, включая способность к произвольной регуляции своих действий и состояний;

  • экологичности (природосообразности) образовательных технологийи их практической реализации в смысле их соответствия природным, физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям возрастного развития учащихся. Соответственно этому

образовательная технология и образовательная среда в целом должны создавать на каждой ступени обучения условия, соответствующие их возрастным и индивидуально- психологическим особенностям развития [32].

Многие авторы в своих работах выделяют основные характеристики образовательной среды: скорость изменения среды, полизависимость содержательность наполнения среды, изменчивость, интенсивность, широта степень осознаваемости, устойчивость, модальность (Л. И. Туктаева, В. А. Левин, и др.).

С. В. Тарасов рассматривает среду любой образовательной организации, содержащей в себе компоненты:

  • пространственно-семантический компонент: архитектурно- эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.); символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.);

  • содержательно-методический компонент: содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.);

  • коммуникационно - организационный компонент: особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);

  • коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей,

инициативных групп и др.) [45].

Автор определяет типологию образовательной среды по следующим основаниям: по стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная среда, гуманистическая - технократическая среда и т.д.); по характеру отношений к социальному опыту и его передаче (традиционная - инновационная среда, национальная - универсальная среда и т.д.); по степени творческой активности (творческая - регламентированная); по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая среда - замкнутая среда).

Таким образом, существуют различные подходы к моделированию образовательной среды. Подводя итоги проведенному анализу, отметим, что в рамках нашего исследования используется рассмотренное выше определение образовательной среды, сформулированное В. А. Левиным: под образовательной средой будем понимать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5].

Представленные выше анализы различных моделей образовательной среды, позволяет нам сделать вывод, что модель психологически безопасной образовательной среды современной школы- это результат системного взаимодействия всех компонентов безопасности, создающие условия для безопасности участников образовательного процесса. Структурно- функциональная характеристика модели безопасной образовательной среды образовательной организации, включает в себя цель, задачи, субъектов взаимодействия, научно-методологические подходы и принципы, компоненты, функции процесса формирования безопасной среды, условия функционирования модели, механизмы управления, этапы реализации модели, ожидаемые результаты, критерии эффективности и предполагаемые риски.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Алисов, Е. А. Разработка и обоснование концепции формирования экологически безопасной образовательной среды [Текст] / Е. А. Алисов // Ученые записки Курского Государственного Университета. – 2011. – № 1.

– 17 с.

  1. Баева, И. А. Основные подходы к раскрытию понятия

«Образовательная среда», типология и структура образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова // Педагогическая психология / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.

  1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И. А. Баева, Л. А. Гаязова // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2012. – № 3. – http://psyedu.ru/ (10.01.2018г)

  2. Баева, И. А. Диагностическая, консультативная и коррекционная работа с обучающимися, социально-психологическое обучение. Психологическаябезопасность в образовании [Текст]: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002 – 119 с.

  3. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений [Текст] /С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280 с.

  4. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды вразличных типах образовательных учреждений [Текст] :дис канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Ю. Беляев. – М., 2000. – 157 c.

  5. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Текст]/ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.

  6. Выгодский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] ; Психологический очерк/ Выгодский Л.С.- Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991 – 93 с.

  7. Гаязова, Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение [Текст] / Л. А. Гаязова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – № 142. – 42 с.

  8. Гаязова, Л. А. Безопасность образовательной среды и подходы к ее оценке[Текст] / Л. А. Гаязова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. – № 148.С.44-51.

  9. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Сфера, 2003. - 512 с.

  10. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю. 3. Гильбух. - М.: Просвещение, 2005. - 80 с.

  11. Дерябо, С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды [Текст] / С. Д. Дерябо. – М. : Молодая гвардия, 1997. – 17 с.

  12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: Лантерна Вита, 2004. - 150 с.

  13. Коджаспирова, Г.М.Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Экон-Информ, 2011. – 115 с.

  14. Коджаспирова, Г. М. Психологические основания мониторинга безопасностиобразовательной среды [Текст] / Г. М. Коджаспирова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 142. – 11 c.

  15. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда [Текст] /Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 13-23.

  16. Ковалев, Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы [Текст] / Г. А. Ковалев, Ю. Г. Абрамова // Учителю об экологии детства / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. – М. : РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. – С. 189-199.

  17. Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы[Текст] // Молодой ученый. — 2014.— №18.1. — С. 49-51

  18. Красило, А. И. Проблемы диагностики психологической

безопасности образовательной среды. Часть 1 [Текст] / А. И. Красило // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 28-38.

  1. Лактионова, Е. Б. Психологические характеристики образовательной среды [Текст] / Е. Лактионова, Л. Регуш, А. Орлова, Е. Алексеева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 184 с.

  2. Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды[Текст] / Е. Б. Лактионова. – СПб. : Изд-во ВВМ, 2013. – 310 с.

  3. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. [Текст]/ Э. Ландау — М., 2005. — 144 с.

  4. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

  5. Лейтес, Н.С. Об умственной одарённости [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Эксмо,2002. - 214 с.

  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 189 с.

  7. Лютова, Н .П. Модель развития образовательной среды как условие успешной социализации учащихся основной школы [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. С. 9-12

  8. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности [Текст] /

A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

  1. Матюшкин, А.М. Творческая одарённость (проблема, концепция, значение исследований) [Текст] / А.М. Матюшкин // Общественные движения и социальная активность молодёжи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». - М.: Изд-во МГУ, 1991. - С. 149-159.

  2. Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь [Текст]/ В.А. Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 544 с.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Медведевым [Текст] // Образовательное право.

– 2010. - №3-4. – С.4-5; // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. - №3. – С.73-78; Справочник классного руководителя– 2010. - №3. – С.7-9.

  1. Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг [Текст] : учеб. пособие /И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 92 с.

  2. Панов, А. И. Системно-деятельностный подход в образовании [Текст] :методические рекомендации / А. И. Панов. – Томск, 2002. – 36 с.

  3. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 2004. - 462 с.

  4. Ревеш, Г. Раннее проявление одарённости и её узнавание [Текст] / Г. Ревеш / пер. И. М. Присмана. - М.: Класс, 2001. - 289 с.

  5. Рензулли, Дж. С. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей [Текст] / Дж. С. Рензулли // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Академия, 1997. - 304 с.

  6. Рубцов, В. В. Психологический климат как характеристика образовательнойсреды школы [Текст] / В. В. Рубцов, И. М. Уланская, О. В. Яркина // Экспериментальные площадки в московском образовании. – М. : МИПКРО, 1998. – 56 с.

  7. Рубцов, В. В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования [Текст] / под ред. В. В. Рубцова. – Новосибирск :Новь, 1996. – 120 с.

  8. Савенков, А.И. Детская одарённость: теоретические основы развития

/ А.И. Савенков. - М.: Эксмо, 2007. - 150 с.

  1. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / А. И. Савенков — М.: Сентябрь, 2010-208 с.

  2. Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей [Текст] / А. К. Сатынская - 2010. - №6. - Библиогр.: 12 с.

  3. Слободчиков, В. И Образовательная среда : реализация целей образованияв пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования : культурные модели школ. – Вып. 7. – М. : Просвещение, 1997. – С. 177-184.

  4. Слободчиков, В. И. Психологические основы личностно- ориентированного образования [Текст] / В. И. Слободчиков // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 4. – С. 63-72.

  5. Тарасов, С. В. Школьник в современной образовательной среде [Текст] /С. В. Тарасов. – СПб. : Образование-культура, 2000. – 72 с.

  6. Теплов, Б.М. Способности и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1961. - С. 9-38.

  7. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 2О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г. – № 2. – 170 c.

  8. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков [Текст] / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2004. - С. 243- 264.

  9. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст]. - Томск: Изд-во «Барс», 1997. - 392 с.

  10. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] . – М.: Знание, 1974. – 63 с.

  11. Юркевич, В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность [Текст]

/ В.С. Юркевич. - М.: Модэк, 2006. - 136 с.

  1. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию[Текст] / В. А. Ясвин. – М. : Изд-во «Смысл», 2001. – 365 с.

  2. Ясвин, В. А. Экспертиза образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин,М. А. Ушакова. – М. : Сентябрь, 2000. – 128 с.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!