СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование Игр

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моделирование Игр»

Моделирование игр


1. Конструирование с помощью приемов из «Грамматики фантазии»

Мы знаем одну очень хорошую книгу. Она так и называется «Грамматика фантазии». Ее автор - итальянский писатель Джанни Родари - рассказывает о том, как научиться фантазировать «по правилам», описывает несколько методов, дающих возможность придумывать все что угодно - от сказок до новых проектов. Мы попробуем с помощью некоторых из них создавать новые игры. Знакомьтесь:

САЛАТ - создание одного целого из нескольких ингредиентов (составляющих). Попробуем «состряпать» салат из ... игр. Возьмем обычные «Кошки-мышки» и «Белого медведя» (или «Сеть»). Возьмем по части правил из каждой игры, хорошенько перемешаем и получим новую игру.

«Кошки-мышки-2»

Играют не менее 15 человек Все становятся а крут, «Кошка» и «мышка» - пары игроков, которые держатся за руки и не должны их расцеплять в течение игры. «Кошка» догоняет «мышку». Когда «кошка» осалит одну из «мышек», осаленная «мышка» присоединяется к «кошке», а вторая выбирает себе пару из круга. Если пара «мышек» разрывается, она возвращается в круг и выбирает себе замену. Если разрывается «кошка», то меньшая часть становится в круг, а большая остается и продолжает «охоту». Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «мыши»,

ПЕРЕВИРАНИЕ так сказать, «игра наоборот» или «игра на новый лад». Как это? Очень просто. Переврав игру «Американский студент» и попросив играющих объяснить загаданное слово не жестами, а с помощью ассоциаций, наводящих слов, или предложим показывать слово всей команде для одного человека, мы получим новую форму.

Игра в шашки в «поддавки» - тоже результат перевирания.

Еще один прием - ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ - введение в игру добавочного правила, нового элемента. Элементом может быть введенная роль, какой-либо новый предмет - все, что угодно. При этом правила игры в целом остаются прежними, только для Пятого элемента придумывают добавочное правило. Так была придумана игра «Снежный ком с ассоциацией», когда, представляясь, играющий называет, помимо имени, еще и предмет, с которым он себя ассоциирует.

И, наконец, последний прием - БИНОМ ФАНТАЗИИ. Этот способ позволяет придумать новую игру по двум ее составляющим, не имеющим, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу. Это могут быть две роли, два предмета (средства игры), просто два слова. Положим БИНОМ в основу названия игры. Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите выражение типа «агрессивная вешалка». Какие правила могут быть у игры с таким нелепым - на первый взгляд, названием? Надо -заметить, что чем интересней, неожиданней получится название, тем больше у вас будет шансов придумать новую увлекательную игру.

Чтобы придумать такое название, выберите любую букву и напишите по 10 существительных и 10 прилагательных, начинающихся с этой буквы. Далее попробуйте составить интересные словосочетания из придуманных слов, выберите 2-3 самых неожиданных и пофантазируйте, как можно поиграть в игру с таким названием.

Биномом могут быть и средства игры (придумайте нелепые пары - теннисная ракетка и ласты, шарик и простыня), и действующие лица - их названия и имена можно задумать, а потом произнести по очереди или написать на карточках и вытаскивать пары карточек. Поэкспериментируйте! Уверены, у вас получится что-нибудь интересное.

С испольюванием этих приемов можно придумывать бесконечно. Так, не имея под рукой объемистых пособий и сборников, вы можете постоянно обновлять свой багаж все новыми и новыми играми. Кроме того, изменять можно и уже переделанные игры. Представляете, сколько это будет?


2. Конструирование игр по элементам игры

В книге П.Пидкасистого и Ж.Хайдарова «Технология игры в обучении и развитии» (Москва, изд-во Педуниверситета, 1996г.) представлен интересный, своеобразный взгляд на игру. Так, по их определению, игра - специально организованная деятельность субъектов, в которой игроки преследуют единую цель, исходя из одинаковых начальных условии, действуя идентичными средствами, соблюдая эквивалентные правила и добиваются при этом строго фиксированных результатов, по которым ведется соревнование, оценивается общий и личный успех. Это далеко не единственное определение, данное игре исследователями. С ним можно соглашаться, его можно оспаривать, но нас как конструкторов сейчас интересуют элементы игры, которые выведены его авторами. Данная ниже структурная схема даст нам более четкое представление о взаимосвязи этих элементов.

А - ФИ - СИ – ОПИ - МИ - ПИ - Ц - ТР

Арбитр

Здесь использованы следующие символы-сокращения, введенные также авторами

А - игрок, участник игры.

ФИ - Формы Игры (в книге «Технология игры...» классификация игр по форме осуществляется исходя из количества участников и способов их взаимодействия друг с другом и со средствами игры):

индивидуальная - игровые действия одного человека по им самим придуманным правилам, без стремления прийти к конкретному результату (пение, танец, актерская игра, игра с мячом),

одиночная - деятельность игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения цели (видеоигры, пасьянс, головоломки),

парная - игра одного человека с другим человеком (шашки, теннис, «Крестики-нолики»):

групповая - игра 3 и больше соперников, преследующих одну и ту же цель в СИМ (карточные игры, телевикторины, «Города», «Контакт»).

коллективная - игра по командам (футбол, «Бой за знамя»);

массовая - тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью (лотерея),

планетарная - некоторые популярные виды спорта в программе Олимпийских игр).

СИ - Средства Игры - предметы и материалы, с которыми действует играющий в процессе игры (например, в футболе - мяч, поле с воротами; в «Бое за знамя» - особым образом размеченное поле, «знамена» двух команд)

ОПИ - Основное Правило Игры, конкретное игровое действие, направленное к цели, за успешное выполнение которого игроку (команде) присуждается очко. Так ОПИ в футболе - забить мяч в ворота противника, в «Крестиках-ноликах» - выстроить свои символы (X или 0) на поле по вертикали, горизонтали или диагонали.

МИ - Механизм Игры - полное описание правил игры, строгий порядок выполнения игровых действий, начиная со старта до фиксации полученных результатов.

ПИ - Процесс Игры - оживший механизм игры в реальных действиях игроков: если МИ - описание игры, то ПИ - сама игра.

Ц - Цель игры - наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам и зафиксированный арбитром в момент окончания игры.

ТР - Таблица Результатов.

Арбитр - судья, осуществляющий контроль за соблюдением правил, ведущий счет,

Попробуем для примера разобрать по данной схеме какую-нибудь известную нам игру. Возьмем футбол. Здесь:

А - команда,

ФИ - коллективная.

СИ - травяное игровое поле с воротами, мяч,

ОПИ - забить мяч в ворота соперника,

МИ - команды перемещаются в пределах поля (в основном бегом, передавая друг другу мяч, до достижения цели игры; правилами предусмотрены: положение вне игры, угловой, пенальти и т.д.,)

ПИ – матч, состоящий из двух таймов,

Ц - забить мяч или как можно больше мячей в ворота противника,

ТР - фиксирование счета на момент каждого гола.

Людмила Животягина, Елена Картавцева (Воронежская региональная общественная детская организация «Искра»)

3. Конструирование интеллектуальных игр

Интеллектуальными здесь будем называть игры, не являющиеся подвижными (спортивными).

Для того чтобы сконструировать интеллектуальную игру, необходимо использовать сочетание нескольких обязательных частей, соблюдая следующий алгоритм:

Решить, что вы конструируете - игру или игровую программу, Заложить основу интеллектуальной игры (программы), Определиться с тематикой вашей игры (программы). Она может быть выражена через название, внешнее оформление, костюмы игроков и ведущего, а также через пакет вопросов для данной игры. Определиться с системой выбора вопросов из пакета. Заложить систему начисления баллов. Четко определить и «развести» когда кончится игра, как на данный момент будет определяться победитель. Заложить систему случайностей.

Теперь об этих пунктах более подробно:

1. Единственное различие между интеллектуальной игрой и интеллектуальной игровой программой в том, что в основу программы положено несколько разных игр или конкурсов.

2. По сути, каждая интеллектуальная игра - набор вопросов, требующих однозначных, верных ответов. Но простое задавание вопросов не похоже на игру, поэтому интеллектуальные игры в своей основе часто имеют правила известных игр

Вот примеры имитации действий и правил известных игр, придуманные в ходе «мозгового штурма», проведенного в самарском клубе «Радуга». Их вы можете положить в основу вашей игры:

ИМИТАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫХ ИГР

сбор кубика Рубика «городки»

покупка товара «уголки»

путешествие «классики»

завоевание земель «шашки»

ремонт квартиры «домино»

складывание мозаики «третий лишний»

строительство дома спортивные игры

взлет самолета и др. карточные игры и др.

3. Теперь вам нужно определить, как вы будете выбирать вопросы из пакета. Это можно делать по-разному:

а) По сложности вопросов.

• Каждый последующий вопрос сложнее предыдущего. Например, «Взломщик».

• Все вопросы в пакете распределены по сложности и задаются в зависимости от того, что выпало случайно. Например, «Морской бой».

• Все вопросы в пакете распределены по сложности и задаются по выбору игроков.

б) По тематике (области знаний).

• Все вопросы в пакете распределены по тематике и задаются в зависимости от того, что выпало случайно. Например, «Путешествие».

• Все вопросы в пакете распределены по тематике и задаются по выбору игроков. Например, «Угадай мелодию».

в) По жребию.

Например, «Что? Где? Когда?»

Необходимо отметить, что только ведущему игры известно, насколько его выбор соответствует правилам выбора вопросов, принятым в этой игре. Это не способ «надувательства» игроков, а лишняя возможность дольше поддерживать интерес к игре, как зрителей, так и проигрывающей команды, что тоже очень важно. Не призываем вас подтасовывать результаты игры, но не стоит забывать и о педагогической роли ведущего интеллектуальных игр и об их зрелищной стороне.

В подавляющем числе случаев ведущий именно так и поступает - мы никогда не узнаем, насколько соответствует сложность музыкального вопроса в «Угадай мелодию» тем баллам, которые были выбраны участниками игры, или действительно ли в «Счастливом случае» задается вопрос, соответствующий цифре бочонка и т.п. Наиболее ярко подобные действия выражены у ведущего «Брейн-ринга», при просмотре передачи которого видно, как он каждый раз перебирает карточки с вопросами, прежде чем решить, какой из них задавать в данный момент.

Известно не много игр, в которых у ведущего нет возможности задавать вопросы в зависимости от своего желания (или от течения игры). Это, например, «Что? Где? Когда?».

4. Следующее условие, которое необходимо учесть, - будет ли ваша игра тематической, т.е. посвященной одной теме (учебному разделу, предмету) или нет.

Тематические игры (телепрограммы) - «Поле чудес». «Умники и умницы», «Галопом по Европам», «Угадай мелодию» и др.

В принципе любая интеллектуальная игра может быть тематической, стоит вам потрудиться над составлением вопросов к ней одной тематики. Но у некоторых игр уже названия говорят об этом. Например, «Музыкальный тайник», «Угадай мелодию», «Стадион Гиннеса».

5. Теперь, когда вам известна игра (или действие), которую вы положили в основу интеллектуальной игры, решите, как вы будете начислять баллы за правильные ответы на вопросы и снимать их за неправильные (что совсем необязательно).

Практически во всех играх и игровых программах существует обычная система начисления баллов: в некоторых играх баллы напрямую заменяются какими-нибудь предметами, а в других она хорошо завуалирована.

Примеры замены баллов на что-то другое хорошо заметны в таких телепрограммах, как «Зов джунглей» (кости и бананы). «Игра для шалунов и их родителей» (солнцезащитные очки), «Звездный час» и «Умники и умницы» (шаги к победе) и т.п. Система начисления баллов может строиться по-разному. Она может быть:

а) Постоянной - когда за каждый правильный ответ, независимо от его сложности и тематики начисляется одинаковое количество баллов. Например, «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

б) По сложности задаваемых вопросов. Чем сложнее вопрос, тем больше баллов можно получить за правильный ответ на него. Например, «Морской бой».

в) Случайной. Когда вопрос задается независимо от выпавшего числа баллов. Например, «Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.

г) От соотношения заданных вопросов и правильных ответов. Например. «Пятью пять».

д) Дополнительной. Может существовать помимо основной еще и дополнительная система начисления баллов. Например, денежный IQ в «Что? Где? Когда?», звезды в «Звездном часе», ордена Шелкового умника в «Умниках и умницах» и т.п.

Постарайтесь сделать для своей игры такую систему начисления баллов, чтобы она соответствовала тематике или названию вашей игры (на музыкальной игре можно собирать ноты, на игре «Остров сокровищ» - клады или черные метки и т.п.) и обязательно была зрелищной. И последнее - не всегда желательно, чтобы команда знала, до какого числа баллов идет игра, хотя обязательно надо объявить, что послужит ее окончанием.

Примером может послужить разработка системы начисления баллов для игры «Эврика». Для показа начисления баллов авторы взяли круглый аквариум, наполовину заполнили его водой и за каждый правильный ответ бросали в него от 1-го до 3-х одинаковых предметов (яблок, банок с «Пепси-колой» и т.п.). Игра заканчивалась в тот момент, когда у одной из команд вода станет выплескиваться через край аквариума. Ведущему было известно, что это произойдет после погружения в воду 15 предметов (т.е. игра идет до 15 баллов), а команды это не знали. Такой вариант оценки более эмоционален и, поэтому, более выигрышен.

6. Ваша игра практически готова. Теперь определите, что будет являться окончанием игры и как вы определите ее победителя.

7. Для поддержания интереса к игре со стороны игроков и зрителей, для внесения неопределенности при выявлении победителя, закладывают ряд случайностей. Это особенно важно в случае, если «игра идет в одни ворота», т.е. одна команда вчистую выигрывает у другой.

В большинстве интеллектуальных игр случайности заложены еще в правилах той игры, которую взяли за основу.

Например, рулетка в «Поле чудес» («банкрот», «переход хода» и т.п.), стрельба в «Морском бое» (можно промахнуться, нарваться на мину и т.д.).

В некоторых играх случайности закладываются организаторами. Это дорожки в «Умниках и умницах», бочонки в «Счастливом случае», определение цены вопроса в «Угадай мелодию» и т.п.

И последнее - вам необходимо решить несколько организационных вопросов:

• как будет переходить ход от одной команды к другой;

• будут ли разрешены замены в командах во время игры;

• будут ли штрафовать команды (игроков), давшие неправильный ответ, болельщиков за подсказки и пр.

По материалам работы педотряда «Радуга» (г.Самара)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!