Просмотр содержимого документа
«"Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий"»
Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий
- Моделирование –
- целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.
- упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.
- Результат моделирования –
- новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
- Моделирование выполняет функцию УУД только тогда, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете или явлении.
План применения моделирования как универсального учебного действия:
1.Первоначальное ознакомление с объектом путем наблюдения отдельных его составляющих; постановка опытов, работа с наглядными пособиями, текстом и т.д.
2. Анализ полученных детьми восприятий и представлений в ходе обсуждения, нахождение общих признаков, сторон изучаемых предметов и явлений, определение ведущих этапов, существенных признаков объекта;
3.Построение каждым учеником идеальной (мысленной) модели в ходе самостоятельной работы;
4.Коллективное обсуждение вариантов моделей. Ученик, предлагающий свою модель, может изобразить ее на бумаге (доске) и использовать как наглядность к своей сначала мысленно построенной, а затем словесно излагаемой модели;
5. Выбор формы предъявления модели (схема, рисунок, таблица, символ, материальная модель и т.д.). Данный этап может быть и коллективным, и индивидуальным - это зависит от возраста учащихся и частоты применения моделирования в учебном процессе;
6.Самостоятельное моделирование объекта, явления.
Определите, какой картине принадлежит следующая модель
трава
озеро
лес
камень
девочка
кот
ласточка
полевая мышь
5
Моделирование изменения движения.
Объемное моделирование
Елочное украшение «Объёмная звезда»
Графическая модель звезды
Алгоритм изготовления звезды
- Обведи на бумаге 2 модели звезды
- Вырежи обе звездочки
- Отогни назад места склейки
- Продави линии, обозначенные пунктиром
- Склей обе половинки, вставив в середину ниточку
7
2
1
5
3
4
8
9
10
6
7
14
13
12
11
Перед вами реальные объекты и их модели.
Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки.
Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.
7
Дайте названия следующим моделям
Укажите объект моделирования.
Какие еще модели можно составить к данному объекту?
10
- Внимательно рассмотрите рисунок
- Подберите нужную модель к каждому рисунку
- Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель?
3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5
10