Модерн в изобразительном искусстве
Модерн - новый, современный,
возник в конце 19 века под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма.
- В основе художественного языка- S- образная линия- декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни.
- интерес к экзотике Востока :витиеватый, причудливый арабский орнамент (узоры восточных ковров, силуэты мусульманских минаретов и мечетей, формы сосудов),
- асимметрия композиций, приоритет пустоты.
- В основе эстетики модернизма – идея синтеза искусств , стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, графике, живописи и дизайне.
- Универсальность (умели делать практически всё)
- Функциональность ( ориентированность на использование в быту, создание среды для жизни человека)
- Использование экономичных материалов : стекла , бетона, металла.
Эктор Гимар .Станция метро
Эктор Гимар. Дверь жилого дома
Хенри ван де Велде
Модерн в австрийской живописи получил название «сецессионстиль» ( отделение, уход в знак протеста против рутины академизма)
Густав Климт- австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Поцелуй (1907-1908).
Юдифь
с головой
Олоферна. 1901 г.
Три возраста женщины(1905 ).
Анри де Тулуз- Лотрек
французский живописец и график.
Афиша "Джейн Авриль". 1893 г.
"Танец в Мулен Руж". 1890 г.
БЁРДСЛИ
ОБРИ ВИНСЕНТ (1872-1898)-
гениальный английский художник, музыкант, поэт
.(умер в возрасте двадцати пяти лет )
Д ля него характерна
- виртуозная волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов;
- "деталь" заставлял стать символом.
Рисунки Бёрдсли заставляли современников буквально цепенеть. Они внушали страх и благоговение. Многим казалось, что рушится старое представление об искусстве и о мире в целом .
«Саломея»
«Кульминация»
Бёрдслей - это удивительное и загадочное явление искусства и человеческого духа.
Его отец болел туберкулёзом. Когда ему было семь лет, он уже знал, что болезнь отца передалась и сыну. В XIX веке ещё не умели бороться с этом ужасным заболеванием, поэтому Бёрдслей с раннего детства слишком хорошо понимал, что может умереть непредсказуемо рано и быстро .
Бёрдслей с детства начал писать стихи, учиться игре на фортепиано,. прекрасно знал английскую и французскую литературу уже в юном возрасте.
Ощущение смерти, неотступно стоявшей за его спиной, заставляло жить так, словно каждый день мог стать последним .
Глубокое проникновение в традиции японского искусства позволило ему создать удивительный синтез Запада и Востока в собственных рисунках .! Определённая "патологичность" многих рисунков Бёрдслея объясняется в какой-то мере тем, что он всегда стоял как бы на краю пропасти: с одной стороны - свет жизни, с другой - бездна небытия . Постоянно балансируя между этими мирами, он хорошо чувствовал их. Бёрдслей словно жил в своём времени и вне его . Это способствовало отстранённому наблюдению. Подобно Заратустре, он писал собственной кровью. " А кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть".
Как подлинный гений, Бёрдслей в рисунках вёл жизнь своих героев - отождествлял себя с ними, проникался их психологией, характерами, нравами. Только так возможно создать настоящие шедевры.
Альфонс Муха
(1860–1939), чешский живописец, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau).
- основные сюжеты- женщины с волнообразно ниспадающими волосами на декоративно цветочном фоне-
Арт- нуво женщина- цветы
Танец
Николай Рерих
(1874 – 1947)
Николай Константинович Рерих -одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Тема борьбы света и тьмы проходит через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.
Самое главное, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.
Николай Рерих
«Заморские гости»
« Семь великих тайн космоса»
«Белый и небесный»
«Воины света»
Культура - его любимое слово, и в его понимании оно звучит почитанием света. "Не роскошно, но культурно" ; "Поймите сердцем" ; "Не языком болтайте, но сердцем скажите" ; "Не предавайте" ; "Ссориться даже звери умеют" ; "Не забудьте: вы служите, а не вам служат" - так заповедает Рерих, всегда берегущий основы общественности.
Спешит мир в переустройстве. От злобы устало сердце человеческое. И в трудах смятенных вновь вспомнило о культуре, о знаках Света. И шепнуло друг другу: "Есть оно, будущее, для чего мы пришли сюда. Ведь не для опоганения, не для ужаса, но шли сюда для труда совместного, для познания, для просветления. …
Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее" .
-представитель русского символизма и модерна . Был членом объединения "Мир искусства".
Писал портреты, жанровые сценки, воскрешающие жеманный мир придворных балов. Современный взгляд сочетается с ретроспекциями былого романтически-причудливо.
Константин Сомов
(1869 - 1939)
К. Сомов. Портрет Елизаветы Мартыновой (Дама в голубом). 1900
« Осмеянный поцелуй » .1908.
Каток. 1915 г.
— русский художник , мастер городского пейзажа, участник творческого объединения « Мир искусства »
Близок к символистам.
По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.
Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский 1875—1957
Добужинский
Добужинский
Анна Семёновна Голубкина
(1864- 1927)- русская художница, представительница скульптуры русского модерна.
Голубкина «Ветер»
Голубкина «Туман»
Эмиль Галле (1846-1904)-
Французский художник по стеклу.
Темы и сюжеты- из природы
Эмиль Галле
Луис –Комфорт Тиффани
(1848- 1933)-
американский художник