СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моделирование как универсальное учебное действие"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении естественно-математического цикла.Моделирование позволяет организовать дифференцированное обучение и направлено на формирование не только предметных знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий у школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Моделирование как универсальное учебное действие"»









Выступление на методическом объединении естественно – математического цикла









Тема: «Моделирование как универсальное учебное действие»













Приготовила Махун В.И.











с. Новоивановка

2015г



Начало XXI века ознаменовало модернизацией российского образования. В условиях реализации Федеральных государственных стандартов общего образования процесс учения определяется не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Основная миссия новых образовательных стандартов – обеспечение условий для самоопределения и самореализации, самоутверждения личности, разностороннее, свободное, творческое развитие ребенка. В организации учебно – воспитательного процесса следует учитывать индивидуальные особенности учащихся для того, чтобы сделать процесс обучения для них более эффективным, более комфортным.

Цель дифференциации процесса обучения – создание условий каждому ученику для максимального развития его способностей и склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения содержания общего образования.

В условиях дифференциации учителю необходимо помнить, что общие интеллектуальные способности его учеников разные, поэтому и обучаемость у них – различная. Кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени для его закрепления, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением, и ученики, имеющие образное мышление.

Однако нельзя забывать, что формирование личности ученика и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной «открытие» им нового знания.

Системно – деятельностный подход позволяет описать структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного и психологического развития детей и подростков. Решение задачи развития познавательной деятельности возможно благодаря методу поэтапного формирования умственных действий, предложенному П.Я.Гальпериным. Любое новое умственное действие получает стимул к развитию после соответствующей внешней деятельности. Чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, нужно продумать последовательность заданий, обеспечивающих эту деятельность. Немаловажное значение в формировании умственных действий и понятий играет моделирование как одно из универсальных учебных действий. Рассмотрим, как формуются универсальные учебные действия на примере моделирования.

На этапе постановки учебной задачи школьники выполняют задания, направленные на актуализацию их знаний. В список заданий включен вопрос, создающий некую проблемную ситуацию, личностно значимую для каждого ученика и формирующую у него потребность освоения нового знания. На этом этапе четко формулируется познавательная цель.

Следующий этап работы – решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения с использованием предметных действий с материальными или материализованными объектами.

На этом работы над понятием хорошо помогают модели соответствующих объектов. Они появляются на уроках уже в первом классе. Ученики в этот период еще плохо читают, поэтому модели помогают им лучше запомнить правило и воспроизводить его с опорой на модель.

Модель в математике понимается как множество объектов любой природы с указанными связями и отношениями между ними. По определению М.В.Гамезо, модель есть не что иное, как упорядоченная система знаков, позволяющая, с одной стороны, выделять, указывать и фиксировать результаты собственной деятельности, а с другой стороны, является средством регулирования последующей деятельности.

Психологический закон усвоения знаний, по мнению П. Я. Гальперина, состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их на практике. Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких –то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забывается.

Использование моделирования позволяет усваивать новый материал каждому ученику. В этом случае учитываются различные возможности учащихся в восприятии информации. В процессе обучения не только «сильные» ученики, но и менее способные дети имеют возможность максимально развивать свои способности и склонности. «Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание – лень. Главное средство предупреждение этого порока – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте» (В.А.Сухомлинский).

Следующим этапом учебной деятельности является первичное закрепление нового материала через комментирование в громкой речи установленных алгоритмов действия.

Всякое хорошо освоенное действие (двигательное, перцептивное, речевое) – это действие, полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца.

Следующим немаловажным этапом формирования нового понятия становится самостоятельная работа с проверкой в классе. Еще одна важная задача этого этапа- формирование у учеников способности к самоконтролю и самооценке, что позволяет, в свою очередь, учить каждого адекватно оценивать результаты своих действий, воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. По мнению Л.В.Занкова, закрепление материала в системе развивающего обучения не должно носить лишь воспроизводящий характер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей, углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей.

Последовательная работа учителя с моделями и алгоритмами на уроках помогает переориентировать обучение с запоминания готовых правил на «открытие новых правил», придает результатам образования социально и личностно значимый характер. Учащиеся прочно усваивают правила, не зазубривая их, а работая по алгоритму. Это, в свою очередь, ведет к существенному повышению мотивации и интереса к предмету.

Итак, можно сделать вывод: моделирование позволяет организовать дифференцированное обучение и направлено на формирование не только предметных знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий у школьников. Они учатся: ставить цели собственной деятельности: осознанно участвуют в планировании и конструировании деятельности; учатся контролировать и оценивать результаты собственной деятельности; рефлектировать свою успешность как субъекта данной деятельности.







































Выступление на методическом объединении естественно – математического цикла









Тема: «Здоровьесберегающие технологии: создание психологического комфорта на уроке»













Приготовила Махун В.И.





















с. Новоивановка

2015г





Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Он должен обладать многими здоровьесберегающими образовательными технологиями, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в определенных условиях успех конкретного учащегося.

Понятие «здоровье», по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В их классификации есть психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

  • учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся;

  • создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе;

  • минутка для шутки;

  • релаксационные паузы.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемыми для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Современные требования предполагают качественно новые позиции ученика и учителя, и это очень важно понять. Современный урок – это переход от традиционной технологии к технологиям нового поколения, главная суть которых в личностно-ориентированной направленности.

Урок рассматривается не только как рациональная конструкция, но и как творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют его личность, культура, эрудиция, изобретательность. Можно сказать, что искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения образования, но и извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы.

На современном уроке должно быть комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, не имея необходимости защищаться. К примеру, в развивающей системе обучения Л.В.Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности ведущей. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессоообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал Борис Слуцкий: «Ничему меня не научат то, что тычет, талдычет, жужжит…»

Урок – это не только средство передачи знаний, а средство формирования и развития личности ребенка. Он должен быть основной формой жизни детей в школе. Учитель и ученик – это единое целое: учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать. Он должен уходить от моноактивности на уроке, он – дирижер, создатель условий для развития учащихся. Ученик же на уроке учащийся, учится сам, учит других. На уроке должно происходить не воздействие, а взаимодействие, надо создавать ситуацию успеха. Это позиция сотрудничества, сотворчества. Субъект-субъективные отношения.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе урока, стиле общения. Здесь следует учитывать:

  • соотношение побуждения воспитанников к деятельности (комментарии, высказывание положительной эмоции, установки, стимулирующей интерес, волевое усилие к решению задачи и т.п.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания и т.п.)

  • такт педагога;

  • психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу радостного, делового общения);

  • самоорганизация педагога: собранность, настрой, педагогическая находчивость, оптимистический подход и пр.

Как создать ситуацию успеха?

Успех – источник внутренних сил ребенка, рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Эта ситуация особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено внешними и внутренними причинами, поскольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность ребенка.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

  1. Неожиданная радость.

  2. Общая радость.

  3. Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

  1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

  2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.

  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

  4. Внесение мотива. Показывает ребенку, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

  7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Немаловажна организация урока на основе принципов здоровьесбережения:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот, частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.

  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.

  6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

  7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

  8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке – физминутки , динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствует ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма – на 15-20 минут по 1 минуте их 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

  11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

  12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружболюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).

  13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратить внимание на следующее:

  • Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%;

  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их в учебной активности.

  • Темп окончания урока: спокойное его завершение, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

Соблюдение правил организации урока, учет индивидуальных особенностей детей, применение технологий создания психологического комфорта, не только повышают качество усвоения знаний детьми, но и положительно влияют на их здоровье.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!