Определение задач и этапов профессионально-личностного
развития педагога
Задачи: а) Дополнительное изучение психолого-педагогической литературы (компетенция: учитель-психолог);
б) разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса и общее повышение информационной грамотности (компетенция: учитель- ИКТ компетентный);
в) освоение современных педагогических технологий: технология развития критического мышления, творческого мышления, креативного мышления (компетенция: учитель-двигатель развития);
г) выбор современных критериев оценки качества образования; разработка диагностического инструментария (компетенция: учитель-критик);
д) систематическое участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы (компетенция: учитель-менеджер);
е) постоянное повышение собственной квалификации (компетенция-учитель готов учиться);
ж) обобщение собственного опыта педагогической деятельности: публикация статей, рекомендаций, докладов, создание педагогического сайта, разработка педагогической мастерской (компетенция: учитель-ученый).
Этапы: а) Прогностический (выяснение собственного уровня компетентности; определение задач, этапов профессионально-личностного развития; изучение дополнительных материалов по определенным задачам профессионально-личностного развития);
б) Практический (начало работы по развитию собственных компетенций; внедрение созданных программно-методических средств в образовательный процесс; внедрение информационно-интерактивных технологий в работу с обучающимися; переход к компетентностному подходу в обучении; работа над развитием системы образования в образовательной организации; промежуточный анализ собственной деятельности и результатов образования с использованием современных диагностических средств);
в) Обобщающий (выяснение собственного уровня компетентности; определение степени выполнения поставленных задач профессионально-личностного развития; итоговый контроль результатов образования и собственной педагогической деятельности с использованием современных диагностических средств; размещение собственного опыта на персональном педагогическом сайте; оформление результатов собственной деятельности);
г) Внедренческий (распространение собственного опыта профессионально-личностного развития; демонстрация результатов образования и развития современных компетенций у обучающихся).
Описание компетенций
(профессиограмма)
Таблица.
Определенная компетенция | Описание комепетенции | Методы формирования (методы решения поставленных задач) |
1. «Учитель-психолог» | Знание педагогом возрастных психологических особенностей младших школьников; знание педагогом особенностей развития психических процессов, процессов мышления, познания, что позволяет продуктивно воздействовать на познавательную сферу ребенка и формировать необходимые компетенции (УУД). | 1.Изучение психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по тематике компетенции. 2. Изучение исходного уровня психо-эмоциональной зрелости младших школьников и учет выявленного уровня при организации педагогического процесса. |
2. «Учитель-ИКТ компетентный» | Способность педагога создавать программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Определять уместность и необходимость применения программно-образовательного комплекса. | 1. Внедрение в образовательный процесс программно-методических комплексов разработанных научными школами. 2. Изучение принципов построения программных интерактивных заданий и их комплексов. 3. Создание собственного программно-методического комплекса по учебному предмету. 4. Создание методической копилки интерактивных заданий по учебным предметам курса начальной школы и для внеурочных занятий. |
3. «Учитель-двигатель развития» | Способность педагога применять в обучении технологии развития современных компетенций обучающихся: компетентности мышления, коммуникативной компетентности; компетентности взаимодействия с собой и другими. | 1. Изучение современных технологий развития компетенций обучающихся. 2. Изучение опыта других педагогов по реализации данных технологий. 3. Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс и промежуточная оценка их применения. |
4. «Учитель-критик» | Способность педагога определить набор современных средств и критериев оценки педагогической деятельности и результатов образования. Способность педагога критически подойти к оценке результатов собственной деятельности и к результатам образования, опираясь исключительно на результат проведенной диагностики результатов и качества образования с применением современных средств и критериев. | 1. Актуализация необходимых критериев для оценки результатов собственной деятельности и результатов образования. 2. Поиск современного диагностического инструментария для оценки качества образования. 3. Внедрение современного диагностического инструментария качества образования и учет их результатов при планировании дальнейшего педагогического воздействия. |
5. «Учитель-менеджер» | Способность педагога видеть ориентиры для развития образовательной организации и оперативно предлагать собственные предложения. Умение педагога презентовать собственные предложения по модернизации программы развития образовательной организации. | 1. Изучение опыта организации образовательного и воспитательного процессов в различных образовательных организациях. 2. Выявление условий успешности конкретных образовательно-воспитательных моделей. 3. Подготовка презентации предложений по модернизации программы развития образовательной организации. 4. Внедрение успешной модели образования и воспитания в собственной образовательной организации. 5. Систематический мониторинг лучших методик организации образовательного и воспитательного процессов с целью создания собственной концепции развития образовательной организации. |
6. «Учитель готовый учиться» | Постоянная готовность педагога к самообразованию – повышению собственной квалификации. Готовность педагога к внедрению информационных, интерактивных новшеств в образовательный процесс. | 1. Разнообразие форм повышения квалификации: плановые курсы, краткосрочные курсы, дистанционные курсы. 2. Наблюдение за передовыми технологическими изменениями и продумывания вариантов их адаптации под образовательные нужды. 3. Постоянное совершенствование педагогического процесса и внедрение в него найденных (адаптированных) современных образовательных технологий. |
7. «Учитель-ученый» | Готовность и способность педагога к осуществлению научно-исследовательской деятельности, с точки зрения обобщения и систематизации собственного педагогического опыта, в том числе и в информационном пространстве (персональные педагогические сайты). | 1. Разработка информационно (возможно, программно-) методической копилки образовательных материалов. 2. Создание докладов, статей и других научных работ по теме представления собственного педагогического опыта – профессионально-личностного развития. 3. Создание собственного педагогического сайта с целью распространения педагогического опыта. 4. Создание печатного сборника, демонстрирующего успешность проведенной педагогической работы, его размещение на персональном педагогическом сайте. |
Планируемая к использованию психолого-педагогическая литература
Д.А. Белухин, «Личностно-ориентированная педагогика».
Е.И. Исаев, «Педагогическая психология».
Программа социально-эмоционального обучения.
Логотип «Просвещение».
Логотип Learning apps.
Профессиограмма профессионально-личностного развития педагога.
Личная индивидуальная траектория профессионально-личностного развития в контексте разработанной профессиограммы
Индивидуальную траекторию профессионально-личностного развития представлю в виде наглядной схемы, демонстрирующей взаимосвязь компетенций на пути к собственному образу учителя будущего.
Учитель готовый учиться
Учитель-психолог
Учитель
ИКТ-компетентный
Учитель будущего
Учитель – двигатель развития
Учитель-менеджер
Учитель-критик
Учитель-ученый
Пояснение к построенной траектории
профессионально-личностного развития
Формирование образа учителя будущего, в разработанной мною профессиограмме, - это непрерывное освоение приведенных компетенций (непрерывное решение задач профессионально личностного развития).
Мое развитие начинается с готовности к постоянному обучению новому, к постоянному самообразованию. Обучаясь, я осваиваю новые, современные средства обучения; использую интерактивные технологии при организации образовательного процесса, создаю собственные интерактивные образовательные материалы. Изучая психолого-педагогическую литературу, я знаю и понимаю особенности младшего-школьного возраста, учитываю эти особенности при разработке методических и интерактивных образовательных материалов. Более того, я осознаю, какие компетенции младших школьников сензитивны для формирования в младшем школьном возрасте, а осознание необходимости их формирования подталкивает меня к освоению совершенно новых методик обучения. Например, методики социально-эмоционального обучения, различные методы формирования критического, творческого, креативного мышления и т.д.
На данном этапе, я остаюсь не просто наставником, помощником в мире обучения. Я становлюсь настоящим двигателем развития для детей, их проводником в самостоятельную жизнь в современном, изменчивом мире. Я стремлюсь не к формированию системы теоретических знаний у младших школьников. Моя задача – формирование универсальной компетентности детей, обучение их приемам применения этих компетенций за пределами образовательной организации – в жизни.
После того, как я определила основные способы и приемы, средства формирования универсальной компетентности младших школьников, мне необходимо понимать, дает ли результат созданная мною система обучения. На данном этапе своего профессионально личностного развития мне нужно стать настоящим критиком и объективно оценить результаты собственной деятельности. Моя задача, определить набор современных методик оценки качества образования и изучить методику их проведения. После проведения диагностики результатов качества образования я интерпретирую их результаты и учитываю их при планировании дальнейшего педагогического воздействия.
Но моя работа по профессионально-личностному развитию не должна ограничиваться рамками классного коллектива. Я начинаю опыта организации образовательного и воспитательного процессов в различных образовательных организациях. Затем выявляю условия успешности конкретных образовательно-воспитательных моделей. Теперь моя задача – подготовить презентацию предложения по внедрению успешно показавших себя образовательно-воспитательных моделей, а затем начать работу по внедрению этих моделей в образовательной организации. На данном этапе своего профессионально-личностного развития, я приобретаю компетенцию учителя-менеджера, которая неразрывно связана с компетенцией учителя-критика. Ведь мне необходимо объективно оценивать потенциально положительные и отрицательные стороны своих педагогических и менеджерских действий.
Если моя работа дает результат, то мне необходимо провести работу по ее обобщению. Обобщение я представлю в форме докладов, методических рекомендаций, рефератов, интерактивных материалов. Для распространения своего педагогического опыта, я буду работать над: публикацией докладов, статей; созданием собственного информационного ресурса, где будет собрана копилка интерактивных, текстовых методико-образовательных материалов. Данная работа позволит мне стать не просто учителем, а ученым.
Таким образом, я стану совершенно разносторонним, компетентным, профессиональным учителем. Моя работа по развитию обучающихся будет проецироваться не только на каждого ученика моего класса, но и на всю образовательную организацию в целом. Моя личностная ориентация – не качество передаваемых теоретических знаний у детей, а их умение и готовность самостоятельно ориентироваться в современном, изменчивом мире. Моя личностная ориентация – не преимущество собственных результатов качества образования внутри своего класса, а качественная работа всей образовательной организации по развитию универсальной компетентности всех обучающихся. Моя личностная ориентация – не свое профессиональное преимущество над коллегами, а работа по популяризации своего положительного педагогического опыта в качестве ориентира для коллег. Все это говорит об эффективности разработанной мною траектории профессионально-личностного развития. Таким я вижу учителя будущего, таким профессионалом я вижу себя.