СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Могущество папской власти

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена по поурочным разработкам Сорокиной Е.

Просмотр содержимого документа
«Могущество папской власти»

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.

Вспомним: Почему возник союз франкского короля с христианской церковью? Кто входил в состав духовенства? Как христианская церковь приобретала земельные владение и зависимых крестьян? Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья? Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?

Вспомним:

  • Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?
  • Кто входил в состав духовенства?
  • Как христианская церковь приобретала земельные владение и зависимых крестьян?
  • Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?
  • Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?
К концу VIII века Франкское государство по размерам приближалось к прежней Западной Римской империи. В 800 году Карл Великий был провозглашен императором в Риме. Сам папа Римский возложил на его голову императорскую корону. Обряд коронования с участием высших священнослужителей с тех пор стал распространяться в Европе. Предположите, почему обряд коронования считается священным? В соборе Св. Петра папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла.

К концу VIII века Франкское государство по размерам приближалось к прежней Западной Римской империи. В 800 году Карл Великий был провозглашен императором в Риме. Сам папа Римский возложил на его голову императорскую корону. Обряд коронования с участием высших священнослужителей с тех пор стал распространяться в Европе.

Предположите,

почему обряд коронования считается священным?

В соборе Св. Петра папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла.

Когда-то франки завоевали территории Римской империи, господствующее положение там занимала христианская церковь. Церковь была богатой, сильной и влиятельной организацией , и ее поддержка и помощь был и необходим ы правителю.  По слову священника людей можно было сплотить для борьбы с врагами, примирить их с новыми податями и повинностями; поддержка церкви многое значила для авторитета вождя и правителя среди населения. Монах, епископ, священник

Когда-то франки завоевали территории Римской империи, господствующее положение там занимала христианская церковь.

Церковь была богатой, сильной и влиятельной организацией , и ее поддержка и помощь был и необходим ы правителю. По слову священника людей можно было сплотить для борьбы с врагами, примирить их с новыми податями и повинностями; поддержка церкви многое значила для авторитета вождя и правителя среди населения.

Монах, епископ, священник

Для укрепления своей власти Хлодвиг и франкская знать приняли христианство.  Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро дарил ей земли и ценные вещи. Крещение Хлодвига А церковь, в свою очередь, укрепляла власть Хлодвига, утверждая, что его победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Хлодвига и помогали ему составлять указы.

Для укрепления своей власти Хлодвиг и франкская знать приняли христианство. Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро дарил ей земли и ценные вещи.

Крещение Хлодвига

А церковь, в свою очередь, укрепляла власть Хлодвига, утверждая, что его победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Хлодвига и помогали ему составлять указы.

С принятием христианства у германцев распространяется латинская письменность ; богослужения велись на латинском языке. Известно, что Карл Великий знал многие языки, в том числе и латинский. Он держал под своей подушкой навощенные таблички, чтобы приучить руку к письму, но писать так и не научился. Карл Великий

С принятием христианства у германцев распространяется латинская письменность ; богослужения велись на латинском языке.

Известно, что Карл Великий знал многие языки, в том числе и латинский. Он держал под своей подушкой навощенные таблички, чтобы приучить руку к письму, но писать так и не научился.

Карл Великий

Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ – Римский папа. Он считался преемником апостола Петра – ближайшего из учеников Христа, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Римский папа в церемониальном и обычном облачении

Во главе христианской церкви в Западной Европе стоял римский епископ – Римский папа. Он считался преемником апостола Петра ближайшего из учеников Христа, которому, по преданию, были вручены ключи от рая.

Римский папа в церемониальном и обычном облачении

Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы).  Священники в храмах вели богослужение и выступали с проповедями: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Епископы и архиепископы

Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и выступали с проповедями: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам.

Епископы и архиепископы

Все служители церкви представляли особый слой населения –  духовенство . Оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами. Прихожане местных небольших церквей составляли церковный приход. Рассмотрите схему на с. 21 учебника «Организация христианской церкви». Найдите ошибку в схеме.

Все служители церкви представляли особый слой населения духовенство . Оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами. Прихожане местных небольших церквей составляли церковный приход.

Рассмотрите схему на с. 21 учебника «Организация христианской церкви». Найдите ошибку в схеме.

Некоторые христиане, желавшие  посвятить свою жизнь Богу становились монахами и уходили в специальные поселения – монастыри, во главе которых стояли аббаты. , Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, они приобретали особое положение в обществе. Считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи. Монахи и монахини Во франкском государстве было основано около  250 мужских и женских монастырей.

Некоторые христиане, желавшие посвятить свою жизнь Богу становились монахами и уходили в специальные поселения – монастыри, во главе которых стояли аббаты.

,

Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, они приобретали особое положение в обществе. Считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Монахи и монахини

Во франкском государстве было основано около 250 мужских и женских монастырей.

Убежденные в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что ее служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий. Нередко верующие завещали монастырям и церкви свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой их души. Так церкви и монастыри стали богатыми землевладельцами.

Убежденные в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что ее служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий.

Нередко верующие завещали монастырям и церкви свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой их души. Так церкви и монастыри стали богатыми землевладельцами.

Грамотных людей в Западной Европе долгое время почти не было. Даже короли не умели писать и читать. Грамотой владели только служители церкви. Монастыри стали центрами создания рукописных книг.

Грамотных людей в Западной Европе долгое время почти не было. Даже короли не умели писать и читать. Грамотой владели только служители церкви.

Монастыри стали центрами создания рукописных книг.

Именно христианская церковь сохранила остатки античного образования. Для подготовки священников и грамотных людей при монастырях,  а позже при храмах и соборах стали открываться соборные школы.

Именно христианская церковь сохранила остатки античного образования.

Для подготовки священников и грамотных людей при монастырях, а позже при храмах и соборах стали открываться соборные школы.

План урока: Первое сословие Богатство церкви Разделение церквей Борьба пап за светскую власть Еретики и борьба с ними католической церкви

План урока:

  • Первое сословие
  • Богатство церкви
  • Разделение церквей
  • Борьба пап за светскую власть
  • Еретики и борьба с ними католической церкви
1. Первое сословие Сословие – социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству. Какие сословия выделяли мыслители?

1. Первое сословие

  • Сословие – социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.
  • Какие сословия выделяли мыслители?
1. Первое сословие Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу? Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь к себе и другим? Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов? Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи. Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Первое сословие

  • Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?
  • Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь к себе и другим?
  • Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?
  • Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.
  • Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.
Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи. Сословия I. КАКОЕ ИЗ СОСЛОВИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПРЕТЕНДОВАЛО НА ВЕДУЩУЮ РОЛЬ? ПОЧЕМУ? Сословия I.

Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

Сословия

I.

КАКОЕ ИЗ СОСЛОВИЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПРЕТЕНДОВАЛО НА ВЕДУЩУЮ РОЛЬ? ПОЧЕМУ?

Сословия

I.

Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные». Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых». Часть доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

Какого человека в Средние века считали образцом для подражания?

  • Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».
  • Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».
  • Часть доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.
Отрекся от земных забот и соблазнов Отказался от имущества Святой человек Страдал во имя веры Стал бедным, даже нищим

Отрекся от земных забот и соблазнов

Отказался от имущества

Святой человек

Страдал во имя веры

Стал бедным, даже нищим

2. Богатство церкви Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленный вопрос. Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

2. Богатство церкви

  • Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленный вопрос.
  • Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?
Дарение церкви Плата за обряды Все это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа Способы обогащения церкви Десятина церкви Индульген-ция Завещание церкви

Дарение церкви

Плата за обряды

Все это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа

Способы обогащения церкви

Десятина церкви

Индульген-ция

Завещание церкви

3. Разделение церквей Непреложные истины христианской веры: Учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); Воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии; Церковь – посредник между Богом и людьми.

3. Разделение церквей

  • Непреложные истины христианской веры:
  • Учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • Воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;
  • Церковь – посредник между Богом и людьми.
Работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами» ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ Западная церковь Господство над христианской церковью Восточная церковь Язык богослужения Отношение к браку Внешние отличия священников

Работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами»

ВОПРОСЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Западная церковь

Господство над христианской церковью

Восточная церковь

Язык богослужения

Отношение к браку

Внешние отличия священников

4. Борьба пап за светскую власть Определите причины усиления могущества папской власти. Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государств папе римскому. 1073 – 1085 гг.

4. Борьба пап за светскую власть

  • Определите причины усиления могущества папской власти.

Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государств папе римскому.

1073 – 1085 гг.

Изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы: В чем суть этого документа? Что позволило главе католической церкви к XI в. Приобрести такое могущество? Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?

Изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы:

  • В чем суть этого документа?
  • Что позволило главе католической церкви к XI в. Приобрести такое могущество?
  • Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?
Определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы. Церковь владела огромными… В раздробленной Европе церковь была…

Определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы.

  • Церковь владела огромными…
  • В раздробленной Европе церковь была…
5. Еретики и борьба с ними католической церкви Задание: Вариант: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание. Кто такие еретики? Против чего выступали еретики? Вариант: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание. Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками. Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

  • Задание:
  • Вариант: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.
  • Кто такие еретики?
  • Против чего выступали еретики?
  • Вариант: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.
  • Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.
  • Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.
Подведем итоги Почему христианская церковь в Средние века была могущественной? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков ,веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

Подведем итоги

  • Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?
  • Почему произошел раскол христианской церкви?
  • Почему еретиков ,веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?
Домашнее задание Для сильных учеников - § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы. Для средних учеников - § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский. Для слабых учеников - § 16, вопросы и задания к параграфу.

Домашнее задание

  • Для сильных учеников - § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы.
  • Для средних учеников - § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
  • Для слабых учеников - § 16, вопросы и задания к параграфу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!