СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой хрупкий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек прекрасен и уникален. Он единственный такой, и у него  своя задача в этом мире. Вы родились, чтобы улучшить мир. Ведь чело - век  - ум века.

Просмотр содержимого документа
«Мой хрупкий мир»







М О Й Х Р У П К И Й М И Р»

(Коррекционно-воспитательное занятие)

«Много есть чудес на свете -

Человек их всех чудесней»

Софокл



Оформление доски:

Портреты Сократа, Л. Толстого – закрытые.

На столе, в центре - стоит красивый подсвечник, горит свеча.



Прочитайте тему нашего занятия (эпиграф). О чем мы будем говорить? Согласны ли вы?

Каждый человек прекрасен и уникален. Он единственный такой, и у него своя задача в этом мире. Вы родились, чтобы улучшить мир. Ведь чело – век - ум века.

Да, вы прекрасны, но и прекрасен ваш сосед. Человеком можно стать только среди людей.

Посмотрите на свет горящей свечи. Вам нравится этот огонек? Необъяснимо притягательно, правда? Какой огонь? (подберите синонимы). Все это можно сказать и о душе человеческой.

Она может пылать, а может погаснуть огонь души. Легко ли погасить огонек? (Тушим свечу).

А душу? Это страшно, но легко, как обидеть человека, разрушить его хрупкий мир.

И не потому, что мы злы, мы порой просто не думаем над словами, давая обидные прозвища, обижаем жестами, делами…. Мы единственные, кто может говорить, но часто обижаем друг друга словами. Но есть пословица: «Рана, нанесенная мечом, заживет в течение нескольких дней, а словом – заживает годы).

Современный писатель и психолог Владимир Левин сообщает, что слово «здравствуйте» можно проговорить с разными оттенками, их 65!

И Г Р А «З Д Р А В С Т В У Й Т Е»

Я предлагаю вам сердечко, передайте его друг другу с разными интонациями, я подскажу их.

- произнесите это слово с интонацией радости.

-а теперь передайте тон вежливого человека, но скромного.

-а теперь - счастье после долгой разлуки.

-интонацию человека занятого, думающего о своем.

-Почему столько оттенков?

-А всегда мы понимаем друг друга? А ведь от этого зависит наше счастье.

И Г Р А «Р О Б О Т»

О важности понимания мы сделаем вывод после игры «Робот». Нужны два человека: один РОБОТ, а другой ПРОГРАММА. Завязываем глаза РОБОТУ, а второй своими командами должен помочь выполнить задачу – дойти до стула, взять игрушку, возвратиться и отдать ее воспитателю. Остальные молчат.

Чему учит игра? Какой можно сделать вывод? (Учимся слышать и, главное, слушать!)

Мы говорили уже о том, что сейчас у многих завышена самооценка, часто слышим: «Я хочу, это МОЕ, я лучше, я круче, я больше знаю и могу!» И не понимают, как это бескультурно, что это – нарушение нравственных законов. Особенно страдают от этого близкие люди, те, кто любит вас,- это учителя, воспитатели, родственники, друзья, коллеги. Они учат всегда хорошему, хотят счастья. А вы, часто не думая, грубым словом раните душу.

Ведь поэтому только после расставания с ними понимаете – они были во многом правы.

Я сейчас зачитаю строки из дневника очень известного человека, он стал не только гордостью семьи, страны, но и человечества. Оставил после себя столько добрых дел: пахал землю, писал книги, учил детей, но больше всего размышлял о том, как людям жить, чтобы быть счастливыми:

«Я дурен собой. Неловок, скучен для других, стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без толку, и того мало.

Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как и все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен. В жизни ленив, праздность сделалась для меня почти необходимой привычкой».

О ком же идет речь?

Так беспощадно себя критиковал Л.Н.Толстой. Он не сразу стал таким, он с детства серьезно занимался нравственным самовоспитанием. Так делали многие из великих людей. Они писали личные дневники, часто говорили о своих недостатках и искореняли их.

А вы пробовали что-то изменить в себе?

Да, это трудно, но осознать свои недостатки – это уже хорошо.

Вы в своих тестах тоже говорили о своих недостатках, и уже работаете над их

исправлениями, и я вам обязательно помогу.

А как вы понимаете, что значит жить с достоинством? Это значит жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И.Кант, «с нравственным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выбрали и выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?» - слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

Предложить корзину с листочками, где написаны нравственные качества.

Каждая воспитанница вынимает листок и объясняет, почему данное качество важно для жизни, для нее лично.

Воспитатель подводит итог: Видите, все названные вами качества являются важными нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это значит жить с достоинством, жить с пользой для людей.

А сейчас я прочитаю описание другого человека, расскажу вам о его жизни.

«….невысокий мужчина с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой и огромным выпуклым лбом. Осанка и походка его полны достоинства, но даже это не смягчает его безобразия. Особенно неприятен нос – вздернутый, с широкими ноздрями, на одутловатом лице чувственные губы». (На доске открываем портрет Сократа.)

Красив ли он?

Он имел ранимую душу прекрасную душу, как этот прекрасный бокал. (ставим бокал на стол.)

И греки, ценившие в человеке, прежде всего красоту, не видели его безобразного лица. Сократа считали самым умным, на что он отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю….»

Сократ имел музыкальное образование: играл на флейте и кифаре, пел и плясал, увлекался поэзией Гомера, Гесиода, Пиндара. Знал наизусть многое из лирики и драматургии. Искусство развило в нем высокие нравственные принципы, которым он неотступно следовал в личной жизни.

Был сведущ Сократ и в точных науках – математике, астрономии, очень увлекался науками о природе и вселенной. Как и многие граждане Афин, он очень быстро бегал, с завидной меткостью метал дротик, состязался в борьбе. Трижды Сократ участвовал в военных походах и битвах, проявляя незаурядное мужество, ловкость.

Все афиняне знали красноречивого, бескорыстного, умнейшего Сократа и почти все прислушивались к его занимательным беседам. Лишь государственные чиновники его не любили за насмешливую критику афинских законов и некоторые другие люди – за разоблачение их нечестной, преступной жизни.

И вот суд над Сократом. Его обвиняли трое: Мелит, слабый поэт, Анит, владелец кожевенных мастерских, и оратор Ликон. В обвинении говорилось: «…Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, каких признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть».

Сократ выступил на суде не как обвиняемый, а как наставник афинян: «Я вам предан, афиняне, и люблю вас….и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу: « Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города, не стыдно ли тебе заботиться только о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы они были как можно лучше?..».

В заключительной речи в свою защиту на суде Сократ сказал: «Ведь если вы меня казните, вам нелегко будет найти еще такого человека, который попросту – смешно сказать – приставлен Богом к нашему городу, и он послал меня, чтобы я, целый день, носясь повсюду, каждого из вас будил, уговаривал, упрекал непрестанно. Другого такого вам нелегко будет найти, афиняне. И тогда вы всю оставшуюся жизнь проведете в спячке, если только Бог, заботясь о вас, не пошлет вам еще кого – нибудь…».

Его речь была убедительна, о чем свидетельствовала шумная реакция афинян, в зале суда, так что Сократу приходилось часто их успокаивать: «Не шумите, афиняне, не шумите!».

Смертного приговора Сократу могло бы и не быть, если бы он попросил суд о снисхождении, если бы привел на суд, как это было принято, своих малолетних детей, жену, родню, чтобы разжалобить судей. Но Сократ посчитал это унизительным влиянием на решение суда, ибо суд должен выносить решение по закону, а не просьбам. Язвительные реплики Сократа на некоторые вопросы судей довершили дело – приговором была смертная казнь. Друзья подготовили побег – но Сократ отказался: ради сохранения порядка в обществе законы следует соблюдать, даже если они не всегда справедливы.

Простившись с семьей, Сократ совершил омовение, чтобы не доставлять людям хлопот после своей смерти, и в окружении друзей мужественно и спокойно выпил чашу с предназначенным для него ядом. ( Разбивается со звоном бокал.)

Имя Сократа, его учение – есть мировое достояние человечества, и живет в веках, как и его мужественный, высоконравственный поступок перед смертью.

Чтобы не разрушали наш хрупкий мир, его надо оградить добрыми делами. Люди уходят, умирают, но остаются их дела, творения.

Обратите внимание, нам не важно, был ли он богат, была ли машина, он интересен нам как личность, как творец!

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Посмотрите на доску, здесь лишь малая часть величайших творений рук человеческих. Человек действительно прекрасен, он может создавать такое, что заставляет плакать, страдать, смеяться и очищаться. Как эта прекрасная музыка великого Бетховена.

А нужно ли нам проводить такие занятия о жизни великих людей, вспоминать их, может быть все это зря?

(Зажечь свечу в красивом подсвечнике.)

Подходя к концу нашего занятия, мы прочитаем стихотворение Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.



А если кто – то незаметно жил. И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей. Самой неинтересностью своей.



У каждого – свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час, НО это все неведомо для нас.



И если умирает человек, С ним умирает первый его снег

И первый поцелуй, и первый бой.… Все это забирает он с собой.



Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено, Но что – то ведь уходит все равно!



Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?



Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего Мы, зная все, не знаем ничего.



Уходят люди…Их не возвратить. Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять. От этой невозвратности кричать.



Люди уходят – ЛЮБИТЕ ИХ СЕЙЧАС, уважайте, цените и старайтесь понять их – сейчас.

А закончим нашу встречу, мы песней, которая объединяет людей, их мысли, их души и сердца. Прошу всех присоединяться к нам.

( Звучит песня «Изгиб гитары желтой…»)

Спасибо за внимание, до свидания, до новых встреч!

(Погасить свечу)