Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО протокол № ____ «___» ____________ 2020г. __________ руководитель МО Лунёва Е.В. _________________________ | «Согласовано» заместитель директора по ВР ________________ Речицкая И.В. | «Утверждено» директор МКОУ «Орловская СОШ» ___________ О.Е.Бородина приказ № ____ от ________ _ 2020 г. |
Рабочая программа кружка
_____________________________________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
___Мой край- моя малая Родина ____
(наименование)
_________ 1 год___
(срок реализации программы)
_____8а, 8б классы________
(возраст обучающихся)
____Власова Галина Сергеевна______
(Ф.И.О. учителя, составителя)
2020-2021учебный год
Личностные и метапредметные результаты кружковой деятельности
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом :какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Содержание курса кружковой деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Модуль «Флора и фауна края» Растительный мир. Животный мир | Определение территории и границ растительного и животного мира края (работа с картой). Выполнение проекта «Растительный мир края»; Разработка листовок «Сохраним лес от пожаров»; |
Модуль «Воронежский край в древности» Древняя история края История заселения и освоения Воронежской области | Выполнение презентации «История края» Экскурсия в краеведческий музей Конкурс «Истории старины» |
Модуль «Произведения писателей Воронежского края» Знакомство с содержаниями произведений писателей родного края; изучение культурного наследия писателей Воронежской области; Знакомство с творческими людьми родного края. | Подготовка сообщений о писателях края; Краткое знакомство с содержанием произведений Встречи с творческими людьми родного края Экскурсия в библиотеку |
Модуль «Уникальные памятники природы нашего края» Ознакомление с памятниками истории и культуры; определение значения памятников истории и культуры: научное, художественное, историческое; оценка состояния памятников истории и культуры в аспекте современной экологической ситуации. | Подготовка сообщений о родниках, прудах, реке Проведение экологическая акция «Чистый берег» |
Модуль «Воронеж - это родина моя». Ознакомление историей развития и становления города; историей возникновения топонимов | Подготовка сообщений о Воронеже в эпоху Петра I Викторина «Историческая и легендарная топонимика» Викторина «Колыбель русского флота» Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина» |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Модуль «Флора и фауна края» | 7 |
3 | Модуль «Воронежский край в древности" | 6 |
4 | Модуль «Произведения писателей Воронежского края» | 6 |
5 | Модуль «Уникальные памятники природы Воронежской области» | 8 |
6 | Модуль «Воронеж -это родина моя» | 6 |
Календарно-тематическое планирование курса кружковой деятельности
№ | Тема | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 | Вводное занятие | | | |
2 | Определение территории и границ растительного и животного мира края (работа с картой). | | | |
3 | Знакомство с растительным и животным миром края | | | |
4 | Выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений | | | |
5 | Знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу | | | |
6 | Знакомство с растительным и животным миром края, занесенных в Красную книгу | | | |
7 | Оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу | | | |
8 | Знакомство с древней историей края | | | |
9 | Изучение истории заселения и освоения Воронежского края | | | |
10 | Экскурсия в школьный музей | | | |
11 | Подготовка презентаций «История края» | | | |
12 | Конкурс презентаций | | | |
13 | Конкурс «Истории старины» | | | |
14 | Подготовка сообщений о писателях края | | | |
15 | Экскурсия в школьную библиотеку | | | |
16 | Встречи с творческими людьми родного края | | | |
17 | Выставка рисунков по произведениям | | | |
18 | Викторина по книге В.М. Пескова «Речка моего детства» | | | |
19 | Знакомство с экспозицией школьного музея « Я - с Усманки» | | | |
20 | Памятники истории, природы и культуры, их значение: научное, художественное, историческое | | | |
21 | Викторина «Памятные места Воронежского края» | | | |
22 | Подготовка сообщений «Меловые горы – Дивы» | | | |
23 | Виртуальная экскурсия «Уникальные памятники природы Воронежского края» | | | |
24 | Виртуальная экскурсия «Памятники культуры Воронежского края» | | | |
25 | Виртуальная экскурсия «Памятники истории Воронежского края» | | | |
26 | Виртуальная экскурсия «Памятники архитектуры Воронежского края» | | | |
27 | Подготовка презентаций по теме»Воронежский край в древности» | | | |
28 | Подготовка сообщений о Воронеже в эпоху Петра I | | | |
29 | Викторина «Колыбель русского флота» | | | |
30 | Старинные названия | | | |
31 | Современные названия | | | |
32 | Викторина «Историческая и легендарная топонимика» | | | |
33 | Подготовка презентаций о Воронежском крае | | | |
34 | Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина» | | | |