СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой педагогический опыт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мой педагогический опыт»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КАЛИНИНГРАДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


















Информационная карта


педагогического опыта работы


учителя начальных классов


Трегубенко Елены Ивановны














Калининград 2019 г.

Ф.И.О.

Трегубенко Елена Ивановна

Учреждение

ГБУ КО «Школа-интернат», ул. Спортивная, 11

Должность

Учитель начальных классов

Стаж работы в должности

40 лет

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий

2. Источник изменений

Внедрение в систему образования РФ ФГОС начального общего образования;

Курсы повышения квалификации учителей начальных классов;

Опыт передовых учителей;

Изучение методической литературы;

Участие в вебинарах;

Презентация опыта работы на уровне образовательного учреждения, региональном и федеральном уровне (открытые уроки, интеллектуальные игры, внеурочная деятельность)


3. Идея изменений

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с обучающимися, особенно это важно для учащихся с ОВЗ.

Главной целью инновационных технологий в развитии коммуникации является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире.

 Моя цель как учителя: 

1) создать условия для воспитания нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника;

2) способствовать развитию учащихся за счёт максимального раскрытия их природных способностей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий.  

4. Концепция изменений

На протяжении долгих лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными, учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: «Все, что становится обыденным, мало ценится».

Человек XXI века должен уметь ориентироваться на знания и использовать новые технологии, стараться расширять свой жизненный горизонт, рационально использовать свое время и уметь проектировать свое будущее, быть финансово грамотным, вести безопасный образ жизни, сохраняя при этом своё здоровье на столько, на сколько это возможно.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.

Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения, особенно это важно при работе с учащимися с ОВЗ.


5. Условия реализации изменений

В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:

- привлекать пассивных детей к деятельности на уроке;

- делать занятия более наглядными;

- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

- обеспечивать моментальную обратную связь;

- повышать результативность учебного процесса, не увеличивая нагрузки на уч-ся;

- активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

- объективно оценивать действия учащихся, при этом учить их оценивать себя самих, сравнивая себя с самим собою, а не с другими детьми;

- накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении детей с ОВЗ;

- дисциплинировать самого себя, формировать постоянный интерес к своей работе.

Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся, способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.


6. Публикации

1.Сайт ГБУ КО «Школа-интернат»

2. Публикация на персональном сайте «Мультиурок»

3.Сборник научных статей и методических разработок КОИРО «Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования»

4.Создание собственных разработок различных интеллектуальных игр, запись их на флешки, диски для специалистов КОИРО с целью демонстрации и обучения педагогов на курсах повышения квалификации.

5.Демонстрация опыта работы в социальных сетях.

6.Публикация в печатном и электронном виде на федеральном уровне « Организация праздников и мероприятий. Интеллектуальная игра «Брейн-ринг!»

7. Результат изменений

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Показателем данной работы являются результаты диагностических работ (основная масса учащихся усваивает знания на достаточном уровне, % качества знаний с каждым годом возрастает), множество побед и призовых мест добиваются учащиеся моего класса в международных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах (грамоты, дипломы представлены в портфолио учащихся).


Описание инновационного опыта учителя

Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?” Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Поэтому, необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге - научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

Инновационный подход к организации обучения – одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. В настоящее время в учебном процессе я использую современные образовательные технологии:

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества

  • Построение обучения на основе субъектно-субъектных отношений

  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

  • Проблемное обучение

  • Проектно-исследовательская технология

  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Технология дифференцированного обучения

  • Групповые технологии

  • Информационно-компьютерные технологии

  • Технология безотметочного обучения

  • Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества образовательного процесса

  1. Технология развивающего обучения:

  • Общие основы технологий развивающего обучения

  1. Здоровьесберегающая технология

Здоровье-сберегающая технология В.Ф. Базарного



Задания для развития умения видеть проблемы

  1. Задание “Посмотри на мир чужими глазами”

Читаем детям неоконченный рассказ:

“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”

Продолжите рассказ, представьте себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве; зайчиком в лесу.

  1. Задание “Инсценировать сказку «Лепесток и цветок» (В.А. Сухомлинский)”.

«Представить себя в роли лепестка и цветка, понять, кто ты есть в окружении других детей»

  1. Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа”

“Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни”.

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.

  1. Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”

“…Нам так и не удалось выехать на дачу”.

“…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания”.

“…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски”.

Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.

  1. Задание “Сколько значений у предмета”

Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел, коробка…) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

  1. Задание “Тема одна – сюжетов много”

Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д. )

2. Развитие умений выдвигать гипотезы

Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

  1. Задание “Давайте вместе подумаем”

Как птицы узнают дорогу на юг?

Гипотезы:

1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.

2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д. ), они указывают им направление полета.

3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.

4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.

5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на корабле.

6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса. (провокационная идея)

  1. Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”

Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате.

3. Развитие умений задавать вопросы

Задания для развития умения задавать вопросы

  1. Задание “Найди загадочное слово”

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

  1. Игра “Угадай, о чем спросили”

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано “Вы любите спорт?” Ребенок отвечает “Я люблю спорт”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

- Почему совы охотятся ночью?

- Почему пригородные поезда называются “электричками”?

- Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

- Могут ли люди жить без компьютеров?

- Почему весной разливаются реки?

Развитие умений давать определения понятиям

Чтобы дети поняли значимость определений, можно воспользоваться таким заданием:

- На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.

5. Развитие умений классифицировать

Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

Задания для развития умения классифицировать.

Задание “Четвертый лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй.

Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Компьютер незаменим в общении с родителями, которые могут задать вопросы на интересующие их темы на мой адрес в Интернете. На своей страничке размещаю фотографии с внеклассных мероприятий, поздравляю родителей и детей с Днем рождения и праздниками. Это дает возможность быть ближе к детям и их родителям, возникают доверительные отношения, дети творчески относятся к урокам и внеклассной деятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Процесс обучения мною строиться таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарища, но и с мнением учителя.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Экспертное заключение


Ф.И.О. эксперта


Характеристики инновационного опыта

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагога как непосредственного носителя новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагог все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе и формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций

Информационное представление опыта

Педагогические советы, методические объединения, публикации на персональном сайте «Мультиурок», на сайте ГБУ КО «Школа-интернат», публикации в печатном и электронном виде, выполненные с использованием средств информационно-коммуникационных технологий 2015 г, в сборнике научных статей и методических разработок КОИРО 2019 г.