Такисова Жулдусай Конысбековна
Воспитатель КГУ «Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненноц ситуации» акимата г. Нур-Султан
Тема: «Мои пернатые друзья!»
Цель: познакомить учащихся с многообразием пернатых.
Задачи:
- научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
- формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Материальное обеспечение: фотографии птиц, запись «Голоса птиц»
Форма: беседа с элементами игры
План мероприятия:
Вступительное слово
Беседа с элементами игры
Подведение итогов
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
Чтец 1:
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, Ну когда же
Гости наши прилетят?
Чтец 2:
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
Чтец 3:
Что скворечник ждет их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
Чтец 4:
А сегодня поглядели-
На ольхе сидит скворец.
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!
Воспитатель: Сегодня мы отмечаем праздник, посвященный прилету птиц. С приходом весны слетаются домой, на родину пернатые непоседы- перелетные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по 100 км - так спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие их них гибнут. Долетают самые сильные. Расселяются на ветках деревьев и отдыхают. Давайте, ребята, закроем глаза, сядем по удобнее и представим себе весенний лес…
(звучит фонограмма «Голоса птиц»)
Вы слышали, ребята? Что это такое? (ответы детей)
2. Беседа с элементами игры
Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, теплу, солнышку. Посмотрите, сколько их прилетело к нам на праздник. Какие они яркие, красивые. Птицы прилетели к нам, чтобы встретить своих братьев. Вы знаете этих птиц, ребята? Ответьте на мои вопросы:
-Какие птицы прилетают с юга первыми? (грачи)
-Какую птицу называют лесным доктором?(дятел)
-Какая птица любит воровать блестящие предметы?(ворона)
-Какую птицу называют лесной кошкой? За что? (сову, охотиться ночью)
-Какая птица самая болтливая? (сорока)
-Что еще знаете о птицах? (ответы детей)
Чтец 5:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)
Воспитатель:
Грачи прилетают к нам самыми первыми, с первым весенним ветром. И сразу к своим гнездам. Гнезда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. Старых гнезд уцелело немного. На одном дереве насчитывается иногда до 15-20 гнезд.
Вслед за грачами прилетают скворцы. У скворца шея, хвост короткие, крылья длинные, ноги толстые и сильные, с изогнутыми когтями; клюв острый и длинный; окраска перьев черная, блестящая. Первыми прилетают скворцы, а за ними, через несколько дней, самки- скворчихи. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьев. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Чтец 6:
А у нас в саду жилец-
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жучков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Чтец 7:
Когда весенний лес весну
Торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку-ку! А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?
Воспитатель:
Я кукушка. Узнают меня по пению. Сегодня я к вам в гости прилетела. Размером я меньше голубя. Голова¸ спина пепельно - серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными черными полосами. Хвост длиной до 18 см. Гнездо я не вью, а откладываю яйца в гнезда других птиц. За день я съедаю 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука.
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?
Замечательно! Вы много знаете о птицах.
Проведем игру «Прилетели птицы»: Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.
а) Прилетели птицы: голуби, синицы
мухи и стрижи..( что неправильно, почему?)
б) Прилетели птицы: голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
в) Прилетели птицы: голуби, куницы.
г) Прилетели птицы: голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
д) Прилетели птицы: голуби,синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукшки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы..
Все вы молодцы! Отдохнули? Еще хотите поиграть?
Называется игра «Построим скворечник»
(разделимся на две команды)
Задание 1- Прочитать стих о птицах.
(дети читают стихи о птицах - получают по одной детали скворечника.)
Задание 2-А птиц можете узнать?
(рисунки, фото птиц, ребята должны узнать предложенную птицу)
(воробей, сорока, ласточка, дятел, ворона, грач, сова, цапля)
Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием и заработали еще по одной детали. Задание усложняется.
Задание 3- Внимание! Закончите стихотворные строки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …( воробей)
3)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?...(соловей)
4)Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…(сова)
4) Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…(гусь)
5)Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (цапля)
6)В перевалку шел со льдин
К нам на утренник … (пингвин)
Молодцы! Получаете еще по одной детали для скворечника.
Задание 4- Следующее задание требует особого внимания. Я буду медленно читать стихотворение, а вы выписывайте только первую букву каждой строки и узнаете, о какой птице идет речь.
(у ребят чистые листы, на которых они будут записывать буквы, ручки)
1)Зябко в лесу. Словно щеки ребят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня «Пинь-пинь!»
2)Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась, над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?»
Словно сторож жизни луговой.
3)Изящная корзиночка-гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу.»
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем залитой!
4)Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековушки.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души
Ночной зловещий хохот: «У-ху-ху!»
Воспитатель: Молодцы. Скворечники готовы. А могут ли скворцы жить в таком скворечнике? Конечно, нет. Вы научились строить скворечник из бумажных деталей, а дома с папой, дедушкой или старшим братом построите настоящие скворечники.
Каждый народ по-разному отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай, и я хочу рассказать о нем. Он называется «Весну закликать, весну встречать» Что же это за обычай? 22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах, около церквей, и все выходили кликать весну. Женщины пекут из теста жаворонки, а дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают свои жаворонки на самое высокое и сухое место-подоконник, забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку:
Все: Весна-весна,
На чем пришла?
На крутику, на хомутику,
На сохе, на бороне, на седой бороде.
Кулички-жавороночки,
Прилетайте к нам на ладонечки
Овес клевать.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, услышали птички нашу зазывную песенку? Некоторые еще в пути, им нашу песенку передадут птички, которые сегодня здесь, у нас на празднике.
А жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне.
3.Подведение итогов
- Кому было посвящено наше мероприятие?
- Что нового и интересного вы узнали?
Сейчас я предлагаю вам нарисовать на листе бумаги птиц, которых вы знаете, и которые вам нравятся. Работа детей. Защита своих рисунков.