15
М
униципальное общеобразовательное учреждение
Буруканская основная общеобразовательная школа
Научно - практическая конференция
Первые шаги в науку
Тема: «Мой прадедушка – защитник Родины»
Выполнила: ученица 4 класса
МОУ Буруканской ООШ
Матвеева Снежана
Руководитель: Домошонкина Ольга Павловна,
учитель начальных классов МОУ Буруканской ООШ
с. Бурукан – 2024 год
Содержание
Краткая аннотация……………………………………………………………….........................3
Аннотация………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Жизненный путь моего прадедушки
1.1. Довоенные годы жизни ………………………………….....................................................6
1.2. Боевой путь моего деда …………………………………………………….........................7
1.3. Послевоенная трудовая деятельность……………………………………………………...7
Глава 2. Исследование архивных документов прадедушки
2.1. Изучение семейного альбома………………………………………………………………8
2.2. Анкетирование в классе………………………………………………………………….....8
Выводы………………………………………………………………………….........................10
Литература…………………………..…………………………………………..........................11 Приложения……………………………………………………………………..........................12
Краткая аннотация
В теме моей исследовательской работы раскрывается жизнь и военные годы моего прадедушки. Изучив все материалы о нём, проведя анкетирование в классе, побеседовав с родными, изучив материалы о нём в разных источниках, я поняла, что мой прадедушка - настоящий защитник Родины.
Аннотация
Цель моей работы: изучение биографии и жизненного пути моего прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны Ёлгина Андрея Васильевича.
Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им?
Прошло почти 78 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны.
Методы исследования:
- изучение семейного архива;
- встречи с родственниками;
- анкетирование;
- обобщение полученных результатов;
- оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: на классных часах, в повседневной жизни и поисковой работе.
Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: « - Люди, постойте,
Войну прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну неужели вам нравится это ??? »
Ольга Маслова
Почти 79 лет прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Я всегда слышала в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в той страшной войне. Мне захотелось побольше узнать о моем прадедушке и рассказать о нем всем.
Продолжительность проекта: 1 год (долгосрочный)
Я считаю, что данная тема является актуальной по нескольким понятиям:
- во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.
- во-вторых, к сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать, хранить память и материалы о людях, защищавших нашу Родину.
- в-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о дедушке не только в виде нескольких фотографий, а целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний моих родственников.
Научная статья
Глава 1. Жизненный путь моего прадедушки
. Довоенные годы жизни
В нашей семье есть старый семейный альбом. Я часто рассматривала его со своей бабушкой Людой. Меня заинтересовали медали, которые сияли на пиджаке моего прадеда Ёлгина Андрея Васильевича. Я решила узнать, кто мой прадед и за что он получил эти награды. Он действительно защитник Родины? Я решила провести исследование и всё узнать о своём, так близком мне человеке. Мой прадедушка родился в 1925 году в селе Ёлгино. Последнее время жил в селе Бурукан. Его дом до сих пор стоит на Набережной улице. В библиотеке села Кунгара и Бурукан я читала книги «Серебряный Газимур», которую написал Виктор Курочкин и «Газимурский Завод». В одной из этих книг и газеты "Путь Ильича" я узнала, что село Ёлгино располагалось на левом берегу Газимура. Место незатопленное, и, наверное, что именно здесь поставили свои дома поселенцы Ёлгины. В пользу этого факта говорит находка на левом берегу Газимура, где располагались первые усадьбы - Елизаветинская 2-х копеечная монета прадеда 1757 года. Поэтому, к этому времени и относится основания поселения. На противоположном берегу Газимура находились пахотные и сенокосные угодья. Посёлок состоял из двух улиц - по берегу Газимура (здесь находились православная деревянная часовня и магазины) и по тракту. На берегу Кудикана, выше тракта, работала мельница. По данным Всероссийской переписи население составляло 138 человек. Жители сеяли яровую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, овёс, выращивали картофель. Во дворах было много овец, коз, свиней, коров. Гражданская война не обошла маленькое село стороной. Девять жителей ушли воевать за власть советов. Многие из них погибли. Жители села достойно сражались с врагом на фронтах Отечественной войны. Достойно проявил себя на фронте Ёлгин Андрей Васильевич, призванный в действующую армию в 1943 году. В качестве пулемётчика участвовал в боях на смоленском направлении и под Витебском. В одном из боёв в составе группы уничтожил вражеский дот, но сам получил тяжёлое ранение, награждён медалью "За отвагу." В послевоенные годы в селе продолжала действовать колхозная артель имени красного наркома Ворошилова, сюда в 1944 году и вернулся Андрей Васильевич на работу. Сначала он работал трактористом, а потом возглавлял зерноводческую бригаду, которая выращивала хорошие урожаи в сёлах Ёлгино, Бура, Бурукан. Награждён медаль "За отвагу", "За победу над Германией", "20 лет победы ВОВ", "50 лет вооружённым силам СССР". Сколько наград у моего прадедушки! Ведь зря их не дадут, значит он действительно сражался с врагами и защищал нашу Родину! Он - настоящий герой.
Боевой путь моего прадеда деда
В 1943 году Ёлгин Андрей Васильевич был призван по мобилизации на сборный пункт в город Кяхту и направлен на передовую на Белорусский фронт пулемётчиком. Шёл с боями от Смоленска до Витебска. 11 декабря 1942 года при подрыве немецкого дзота получил тяжёлое ранение. Лежал в госпитале, который находился у станции Мальная за Москвой. Инвалид Отечественной войны. Воевал в составе 19 - ой стрелковой дивизии на втором Украинском фронте. Указом Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года награждён медалью "За отвагу".
Послевоенная трудовая деятельность
В послевоенные годы прадедушка вернулся на работу в родное село Ёлгино. Сначала он работал трактористом, а также ухаживал за молодым скотом, овцами... Пахал землю, учил этому молодое поколение. К прадедушке всегда приходили за советом, помощью. Он никому ни в чём не отказывал. Учил, как нужно обращаться с техникой, как правильно пахать. Он был очень ответственный и за всё переживал. Он с радостью смотрел на поле, которое вспахивал, измерял на какую глубину вспахано, он понимал, что урожай зависит от качества обработанной земли. Вскоре прадедушка стал звеньевым и учил молодых трактористов, как организовать работу, как правильно пахать и сеять зерновые. Он всегда хотел, чтобы люди работали добросовестно. Не опаздывали на работу и делали всё во время. А ещё любил осенью собирать черёмуху. Прабабушке говорил, чтобы она её сушила и пекла пирожки «черёмушные». У дедушки было много друзей. К нему приезжали за советом друзья из Ушмуна, Батакана. Он всех любил и угощал. За свою трудовую деятельность прадедушка имеет награды «За добросовестный труд в ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина», «Победитель соцсоревнования 1977 г».
Глава 2. Исследование архивных документов прадедушки
2.1. Изучение семейного альбома
План исследования
Когда я решила участвовать в исследовательской работе, я наметила план, по которому буду готовить работу.
Я выдвинула гипотезу: является ли мой прадедушка настоящим защитником Родины?
Мы определили цель: изучение биографии и жизненного пути моего прадедушки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить семейный архив времен Великой отечественной войны;
- разыскать информацию об участии моего деда в боевых действиях;
- узнать дальнейшую судьбу моего деда в послевоенные годы.
Объектом исследования являются архивные документы моего прадедушки, газета «Путь Ильича».
Предмет исследования: биография прадедушки.
Мною были использованы следующие методы:
- изучение семейного архива;
- встречи с родственниками;
- анкетирование в классе;
- обобщение полученных результатов;
- оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: на классных часах, в повседневной жизни.
2.2. Анкетирование в классе
Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей и даже у некоторых детей, на тот момент не было прадедушки. Но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих близких, война вошла в каждый дом. Я всегда слышала в семье, что мой прадед был замечательный человек, который участвовал в войне. А знают ли мои друзья о том времени? И мы решили провести конкурс рисунков и анкетирование «Что ты знаешь о войне?» В анкетировании приняли участие мои одноклассники 4 учащихся. По результатам анкетирования выяснилось: 93% опрошенных знают, когда началась и закончилась Великая Отечественная война, знают, что День Победы отмечается 9 мая - 100% ребят, 18% указали, что в их семьях были или есть родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне или были тружениками тыла, 10% знают их имена, 13% подтвердили, что в их семьях есть военные реликвии (фотографии, военный билет, письма с фронта, боевые награды). И 100% считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну (Приложение).
Я решила рассказать моим одноклассникам и друзьям о моем прадедушке Ёлгине Андрее Васильевиче, а также представить свою проделанную работу на научно – практической конференции.
Выводы
Значит, моя гипотеза полностью подтвердилась! Мой прадедушка Ёлгин Андрей Васильевич - настоящий герой и защитник Родины! Он с другими дедушками и прадедушками завоевал мир! Иначе бы не было меня, моих родителей, моего брата. Я горжусь своим замечательным прадедушкой!
Я не видела своего прадеда, он умер раньше, чем родилась я, но память о нём живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков. Моя мама и бабушка мне показывают его награды. Он награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «20 лет победы ВОВ», «60 лет вооружённых сил». Я часто рассматриваю его награды. Мама много рассказывает мне о прадедушке. Я очень горжусь своим прадедом и еще горжусь тем, что многие такие дедушки и прадедушки, отстояли нашу Родину от фашистов и завоевали нам свободу и мир своими жизнями.
Мы не имеем права его забыть, потому что его жизнь – это пример честного служения своему отечеству, народу, нам!
Мы благодарны тебе, солдат – победитель! И земле нашей, израненной, всё вынесшей, но так буйно цветущей этой семидесяти восьмой мирной весной.
Отгремели взрывы, отгремели,
Родину спасти они сумели.
Нелегко далась им та победа,
За неё «спасибо» скажем дедам и прадедам.
Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца – словом, светло и радостно жить на Земле.
Литература
«Серебряный Газимур» том 2. Энциклопедия поселений. Люди и судьбы. Чита. «Экспресс- издательство» 2019 год. Автор В. Курочкин.
«Газимуро- Заводский район Забайкальского края» . Чита.2011 г. «Экспресс -издательство». Авторы: М.И. Сердцев, М.Ю. Швецов.
Приложения
Анкета «Что ты знаешь о войне и участии твоих родственников в ней»
№ п/п | ФИ ученика | класс | Когда началась и закончилась ВОВ? | Когда отмечается День Победы? | Участвовали ли ваши родственники в ВОВ? | Знаете ли вы имена этих родственников? | Имеются ли военные реликвии? | Необходимо ли помнить ВОВ? |
1 | Матвеева Женя | 4 | 1941-1945гг | 9 мая | + | Ёлгин А.В | - | + |
2 | Полоротов Юрий | 4 | 1941-1945гг | 9 мая | + | Полоротов В.И | + | + |
3 | Пыхалов Вадим | 4 | 1941-1945гг | 9 мая | + | Муратов И.М. | - | + |
4 | \ | | 1941-1945гг | 9 мая | | - | | + |
Исследование архивных документов прадедушки