СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя инициатива в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моя инициатива в образовании»

Педагогический проект «Моя инициатива в образовании»

Технология Педагогических мастерских – путь к успеху!


Мастерская - это маэстро, который наигрывает тему,

а я в ней - тру, мну, стираю, рифмую, пишу,

леплю, мастерю, строю свою карму -

судьбу, ибо моя тема - это я сам

В свете Концепции модернизации задача школы - не только сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений.

Вы все, конечно, помните слова Экзюпери: «Ну, нарисуйте барашка, моего барашка, того, которого я представляю, я люблю. Вы все время рисуете мне своего, он хороший, но для Вас он - не мой». В школе на каждом уроке мы все время навязываем детям свои решения, свой путь познания, свой способ изучения теории и т.д. Лишаем детей возможности идти своим путем. Каждому ребенку дорог свой способ решения.. Проблема? Конечно! А если есть для меня проблема, я буду искать пути ее решения.

Открыла для себя недавно технологию педагогических мастерских, посмотрела несколько примеров, сама приняла участие и только тогда поняла, насколько это эффективно.

Суть это й технологии в словах «Все способны». Работает здесь в классе учитель - мастер. И моя задача заключается в том, чтобы нацелить ребенка, его подсознание, эмоциональную сферу на усвоение материала (знаний), то есть ребенок должен захотеть узнать. Чтобы проиллюстрировать свои слова, давайте обратимся к материалам педагогической мастерской, которую мы провели в ноябре 2013 года. Тема: Концепт «зеркало» в произведениях устного народного творчества и текстах художественной литературы


Актуальность выбранной темы. Зеркало является привычным и в то же время загадочным предметом. Текстов о зеркалах большое количество. Упоминание о зеркале и его свойствах можно найти еще в древнегреческом мифе о Медузе Горгоне. Проанализировав некоторые источники, в которых рассматриваются представления о зеркале, я пришла к выводу, что разные исследователи независимо друг от друга приходят к одному и тому же выводу, выстраивая следующую цепочку: зеркало — отражение — тень. Кроме того, зеркало является границей между мирами, а также волшебным средством самой быстрой переправы из одного мира в другой.


Цель исследования: проанализировать расширение роли зеркала в произведениях устного народного творчества и текстах мировой литературы.


Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по теме;

2. Отобрать и проанализировать эпизоды из сказок, в которых присутствует образ зеркала;

3. Определить его роль в понимании произведения.


Мною была сформулирована гипотеза, суть которой состоит в следующем: Во многих текстах роль зеркала существенно расширяется, усложняется, приобретает новые качества, усложняя и углубляя смысл произведения.


В работе были использованы методы:

• историко-аналитический;

• аналитический;

• сопоставительный.


Объектом исследования являются тексты сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, корейской народной сказки «Зеркало», латышской народной сказки «Волшебное зеркало», сказа П. П. Бажова «Таюткино зеркальце», а также стихотворения А. Вертинского «О шести зеркалах», И. Царева «Лежит усталость на плечах», «Зеркало» Р. Киплинга, А. Теннисона «Волшебница Шалот», «Чудо-зеркало» М. Карема, «Черный человек» С. А. Есенина, а также пословицы разных народов, афоризмы о зеркалах различных авторов.


Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные.

Подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, исследовательский, рефлексивный.

Этапы работы мастерской

1. «Индукция»(наведение») - создание эмоционального настроя. Индуктором выступает звук, какая-то информация, мелодия, фильм, фраза, текст, рисунок, слово, образ, то есть то, что вызывает эмоции, чувства. Индуктор раскачивает чувства и на основе чувств возникает поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - включение подкорки, это приводит к творчеству.

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.

4. «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренней эмоциональной конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

7. «Рефлексия» - дети должны осознать тот способ решения, к которому они пришли, проследить свой путь познания, который прошел их мозг, они должны посмотреть на каком этапе поступило озарение, какой путь прошла их мысль, как они пришли к «открытию», то есть провести самоанализ собственной мысли.

Публикации. Материалы данной педагогической мастерской обобщены на моем личном мини-сайте, а также отправлены на публикацию в сборник "Формирование культуроведческих компетенций на основе диалога культур".

Мои прогнозы. После проведения педагогической мастерской, анализируя концепт "зеркало", учащиеся проявили большую заинтересованность и активность. В данный момент мы работаем над проектом "Концепт "зло" в произведениях мировой литературы.

В ходе мастерских легко осуществляется метапредметность, ведь одно понятие рассматривается с разных сторон, разных точек зрения; диалог культур, так как аналитическим материалом служат тексты мировой литературы и УНТ, а также технология сотрудничества, которая является одной из ведущих технологий в рамках Стандартов второго поколения. На мастерских дети, которые систематически защищают свои проекты (не только лидеры), чувствуют себя раскрепощённее, работают с места, задают гораздо больше вопросов, нежели сам учитель. На первых мастерских учащиеся не до конца уверены, что оценки не будут ставиться, потом скованность пропадает, ребятам нравится работать. Дети более творчески начинают относиться к тем заданиям, которые им предлагают на других уроках математики, то есть у них появляются осознанные методы поиска знаний.



В образовании мелочей не бывает, все важно — и то, как выглядит учитель, и каким тоном он говорит, умеет ли вести воспитательную работу на классных часах, использует ли свою изюминку в инновационной деятельности, насколько убедителен с родителями на собраниях... И тем не менее глубина педагога определяется глубиной его знаний. Я желаю вам всем высокого профессионализма, искать ответы на волнующие вас вопросы вместе со своими учениками. Помните, что точку можно ставить только под знаком вопроса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!