«Моя педагогическая концепция»
Постоянно искать новое,
чтобы быть в состоянии учить
и воспитывать других.
А. С. Макаренко
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: Как жить? Зачем жить?
Я – счастливый человек, прежде всего потому, что я нашла своё призвание в жизни - призвание учителя.
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физические, морально здоровые с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Моя концепция основывается на любви к детям, главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализоваться в учёбе, общении, жизни. Это счастье учить детей, это счастье уметь быть нужным детям и счастье вдохновлять детей на успех. Важно добиться успеха, если я, как учитель, смогу воспитать в детях великолепную целеустремленность тогда, дети с необыкновенной целеустремленностью станут настоящими лидерами. Ведь каждый из них – это личность со своим маршрутом достижения успеха. Чтобы добиться решения этой задачи, я разработала для себя систему принципов, которые помогают мне самоутвердиться как учителю:
«Найди себя, свой образ». Заключается в моей индивидуальности и творчестве. Я общаюсь с опытными педагогами, беру на вооружение то, что мне кажется моим, что мне способствует. Вспомним слова Л. С. Выготского: «Творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Как же распознать, что во мне моё, а что – чужое? Лучше меня самой никто этого не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим, но если у меня не будет внутреннего чувства истины, я буду не учителем.
«Не замыкайся в своём учительстве». Если учитель – только учитель, то это скучно. Я должна быть интересна детям, но этого не получится, если я буду сосредоточена только на самой себе. Я считаю, что кроме обязательной программы, у меня, как у мастера-фигуриста должна быть великолепная произвольная программа, которая наполнена собственными вариантами работы с детьми, увлекающими их за собой. Я, занимаясь воспитанием и образованием детей, работаю практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, не человеком, дающим готовые истины, а искателем, странником, всегда находящимся в пути.
«Комплексный характер учительского труда». Всё имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
«Будь честной и правдивой». Дети очень высоко ценят честность.
«Будь естественной, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть». Учителя часто сравнивают с актёром, но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей.
«Цени юмор в общении с учениками». «Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам,- говорил Маяковский, - смех – грозное оружие, поэтому надо знать меру, быть осторожным».
«Обрети гражданскую позицию». В настоящее время необходимо сформировать нового гражданина, патриота своей Родины, способного бороться с негативными явлениями нашего общества.
У меня много планов на будущее. Учиться всю жизнь, не останавливаться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы. Какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы не избегать детских вопросов? Эти вопросы постоянно тревожат и заставляют трудиться над своей собственной душой. В конечном счете, моя позиция – мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, распахнутой души».
Разрабатывая свою концепцию, я опиралась на учения А. С. Макаренко, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского.
Чтобы процесс развития личности проходил успешно, безболезненно для ребёнка должна быть создана для него соответствующая атмосфера.
В заключении, я бы хотела поделиться с вами девизом каждого учителя и ученика, с которого должен начинаться каждый день ребенка и взрослого. Вся наша жизнь строится на модальных глаголах: мочь, хотеть, долженствовать…
Сделал – свершение
Не буду – отступление
Не могу – поражение
Должен – твой долг
Попытка – слово каждого часа
Сделаю – слово радости
Могу – это твоя сила…