Мингазутинова Павлина Ивановна
Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку
и знай ее,
и ученики полюбят науку,
и ты воспитаешь их.
Л. Н. Толстой
Образование, место работы, должность.
- Красноярский ГПУ им. В.П.Астафьева
- МБОУ Момотовской СОШ.
- Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Главная задача обучения, определённая ФГОС – развитие личности ребёнка. На успешное решение этой задачи направлено применение системно-деятельностного метода, который лежит в основе ФГОС. Что нужно сделать, чтобы данный метод гарантировал результат? Задачи, стоящие пред учителем –словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей предметников. Моя главная цель-это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. И очень важно подобрать такие методы и приёмы, которые научат мыслить, делать правильные выводы и обобщения, сформируют потребность получать глубокие и прочные знания.
Наша жизнь – большая проблемная книга, которая перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Алгоритму поиска выхода из разных жизненных ситуаций учит технология проблемного обучения.
Проблемное обучение - это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки…
М. И. Махмутов
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную работу учащихся по их разрешению.
Этапы продуктивной познавательно деятельности
- Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
- Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Решение
проблемы
Создание (возникновение)
Поиск способов решения
Постановка
проблемной
ситуации
проблемы
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие – то трудные для себя задачи , но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Реализуя данную технологию, я активно использую такие методы, как проблемное изложение и проблемный диалог. Среди приёмов выделяю анализ и синтез, сравнение и сопоставление, лингвистический эксперимент и создание проблемной ситуации.
Пути создания проблемной ситуации
Проблемная ситуация с
- затруднением, удивлением
- подводящий диалог
- «яркое пятно»
- актуальность
Проблема – задача, подлежащая разрешению, исследованию
известное
неизвестное
Проблема должна быть:
- заинтересовать учащихся
- естественная постановка проблемы
- доступной пониманию учащихся
- посильной
5
Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
- метод монологического изложения; рассуждающий метод; диалогический метод; эвристический метод; исследовательский метод; метод программированных действий.
- метод монологического изложения;
- рассуждающий метод;
- диалогический метод;
- эвристический метод;
- исследовательский метод;
- метод программированных действий.
В своей практике использую все, наиболее продуктивны выделенные методы.
Эвристический метод
- учебный материал разбиваю на отдельные элементы, в которых дополнительно ставлю определенные познавательные задачи, разрешаемые непосредственно учащимися;
- рассматриваются проблемы, которые предстоит решить, констатируется правильность тех или иных методов, которые уже в дальнейшем служат основой лишь для самостоятельной деятельности учащихся;
- Этап осуществления самостоятельного исследования учащимися, но в пределах руководства и помощи педагога.
Метод программированных действий
- Разрабатываю цепочку программированных заданий, в которой каждое задание состоит из отдельных элементов (или «кадров»);
- «кадры» содержат часть изучаемого материала, в рамках которого учащимся предстоит самостоятельно ставить и решать соответственные подпроблемы, урегулировать проблемные ситуации;
- после изучения одного элемента учащийся, сделав самостоятельно соответствующие выводы, переходит к следующему, причем доступность следующего этапа определяется правильностью выводов, сделанных на предыдущем.
Исследовательский метод
- структура и последовательность подачи материала как в эвристическом методе;
- Но …постановка вопросов осуществляется не в начале того или иного элемента изучения проблемы, а уже по итогам ее самостоятельного рассмотрения учащимися;
- деятельность учителя носит не направляющий характер, а оценочный, констатирующий;
- деятельность учащихся приобретает самостоятельный характер, они дополнительно обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать.
- Если создавать проблемные ситуации на различных стадиях изучения и усвоения материала и учить обучающихся через алгоритмы действий, тренинги решать проблемные задачи, то технология проблемного обучения не только обеспечит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, но и поможет качественнее справиться на ЕГЭ по русскому языку с сочинением, в котором К1-формулировка проблемы, К2- комментарий к проблеме. За оба критерия можно набрать 7 баллов. Анализ пробных работ и экзаменов показывает, что именно эти критерии вызывают наибольшее затруднение.
ЕГЭ по русскому языку
Содержание сочинения
К1- Формулировка проблем исходного текста
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и
формулировкой проблемы, нет- 1 балл
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.
* Если экзаменуемый не сформулировал или
сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов
ЕГЭ по русскому языку
К2- Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы.
Дано пояснение к каждому из примеров -иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
6 баллов
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, и потому объективно необходима каждому учителю. Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи.
О себе.
- Неоднократный победитель школьного конкурса «Учитель года».
- Победитель районного конкурса «Учитель года -2012».
- Лауреат краевого конкурса «Учитель года -2012».
- Участник и лауреат фестивалей самодеятельного творчества работников образования «Перекрёсток учительских талантов».
- Дипломант 3 степени открытого фестиваля патриотической песни Сибири и Дальнего Востока.
- Финалист интеллектуально-творческого состязания работников оьразования «Культурный полиатлон»-2019.
Кто на конкурс??????
К покою я, коллеги,
не стремлюсь!!!
В чём вам сейчас и признаюсь!!!