МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко»
(КГБ ПОУ ВЛХТ)
Классный час
«Моя профессия – слесарь!»
Методическая разработка.
г. Вяземский.
2015г.
Содержание
Ход классного часа 3
Сценарий 4 - 7
Приложения 8 - 9
Список литературы 10
2
Тема: «Моя профессия – слесарь!».
Цель: 1) Познакомить с историей профессии, требованиями к профессии, возможностями трудоустройства выпускника.
2) Способствовать формированию интереса к будущей профессии.
3) Способствовать развитию технологического мышления, наблюдательности. Развивать культуру речи.
Ход классного часа
Организационный момент.
Основная часть
Исторические сведения
Требования к профессии
Трудоустройство
Выступление гостей
Викторина.
Подведение итогов
Оборудование:
Компьютер,
Мультимедийный проектор,
Модель сборного домика.
Место проведения: Кабинет информатики
3
Сценарий классного часа
Организационный момент
Проверка готовности группы к проведению классного часа. Сообщение темы классного часа и цели. Сообщение плана проведения.
План проведения.
Исторические сведения.
Требования к профессии.
Трудоустройство.
Выступление гостей.
Викторина.
Подведение итогов.
II. Основная часть
Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с выбранной вами профессии – слесарь.
1- учащийся:
В любой стране в развитии производства, в работе по ускорению научно-технического прогресса и повышению эффективности производства большую роль играет машиностроительная промышленность. Ежегодно расширяется производство новых видов машин и оборудования, повышается их технический уровень и качество. Современный рабочий должен грамотно эксплуатировать сложную технику, оснащенную автоматикой, сложными приборами, электрическими, гидравлическими, пневматическими устройствами. Условия работы на современном производстве требуют от рабочего хорошей ориентации и самостоятельности в решении сложных технических задач. Среди различных профессий машиностроительной промышленности одна из самых распространённых – профессия «слесарь». Слесарные работы нужны не только в машиностроении, но и во многих других отраслях. Они очень разнообразны: слесари-сборщики собирают различные машины и механизмы, слесари-ремонтники выполняют техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов, слесари-инструментальщики изготавливают инструменты, штампы и приспособления, слесари по монтажу техники, приборов и коммуникаций занимаются установкой оборудования, подводом к нему энергии и другими монтажными работами. Труд слесаря на современном предприятии – это творческий труд. Непрерывно усложняющееся оборудование, с которым имеет дело слесарь, требует от него обширных теоретических знаний, умения разбираться в сложных механизмах и решать задачи, возникающие в процессе сборки, эксплуатации и ремонта техники. Даже в век высоких технологий на производстве не обойтись без умелых рук слесаря.
4
2- учащийся: Когда возникла профессия – слесарь? (слайд 2 – 5)
Современное название профессии «слесарь» происходит от немецкого слова «schlos» (шлос) – замок. «Шлоссерами» называли мастеров, которые изготавливали замки. Это название сохраняется в большинстве европейских языков.
Возникновение и развитие профессии слесаря тесно связано с развитием техники, а именно с усовершенствованием технологии обработки металлов, с изобретением и усовершенствованием машин и механизмов.
Люди научились добывать и обрабатывать металлы с давних времен. Из металла изготавливали средства труда (например, топоры, косы, и др.), средства защиты (щиты, мечи), предметы домашнего обихода (чашки, тазы, котелки), украшения и др.
На протяжении многих веков металлические изделия изготавливали вручную кузнецы-ремесленники. Позже, с развитием кузнечного ремесла, усовершенствованием предметов труда, возникновение различных приспособлений, работа между кузнецами-ремесленниками разделилась. Одни кузнецы выполняли грубые работы, а другие – мелкие и более точные.
В XIV – XV веке возникает новая отрасль кузнечного производства – холодная ковка металла, т.е. окончательная его обработка без нагревания, а вместе с ней – слесарное ремесло.
Вообще, первое упоминание о слесарном деле как о самостоятельном ремесле нашли в венском архиве 1463 года. В 1545 году уже существовал слесарный цех в городе Шмалькадене, Германия.
3 – ий ведущий: Основная характеристика профессии: (слайд 6)
Слесарь выполняет работы по сборке, регулировке, ремонту и техническому обслуживанию машин, механизмов и производственного оборудования. Отвечает за исправность оборудовании и его предпусковую подготовку. Занимается диагностикой работающего оборудования. Своевременно выявляет и устраняет неполадки. Взаимодействует с другими техническими службами по вопросам монтажа и обслуживания машин.
4 – ий ведущий: Какие требования профессия предъявляет человеку?
Профессионально важные качества (слайд 7)
механическая понятливость;
сенсорная память;
ручная умелость;
хорошее зрение, слух;
общая физическая закалка;
аккуратность;
широкий технический кругозор.
5
содержание труда: (слайд 8)
Составление дефектных ведомостей на ремонт оборудования,
текущий, средний и капитальный ремонты станков, машин и агрегатов,
выполнение слесарных работ во время ремонта (рубка, правка, резка, сверление и т. д.).
5 – ый учащийся: Где выпускники могут трудоустроиться? (Слайд 9)
Любые предприятия, где используется техническое оборудование, нуждающееся в квалифицированном обслуживании (заводы, фабрики, перерабатывающие комбинаты, частные цеха, торговые залы).
Зарплата в основном сдельная, но не ниже 50 тыс. рублей.
Выступление гостей
Слово предоставляется мастеру производственного обучения …..
Слово предоставляется преподавателю технического черчения…...
Викторина (слайд 10, 11)
Приглашаются 2 команды по 4 человека в каждой из учащихся групп 1 курса
Командам предлагается придумать названия своих команд.
Состоит из трех этапов.
Критерии оценивания:
Дисциплина.
За каждый правильный ответ 1 балл.
1 этап: «Разминка»
Командам по очереди предлагается ответить на 2 вопроса.
Вопросы для первой команды:
Есть вид сбоку, сверху, снизу –
Всю деталь подробно вижу.
Ну а что не видно мне –
Сам дострою я в уме.
Его на кульмане найдешь.
Он называется…………(чертеж)
Каждый слесарь знает точно:
Этот инструмент рабочий
Нужен для наметки точек. (кернер)
Вопросы для второй команды:
Он поможет сделать мне
Отверстия в любой доске,
Детали и стене,
Но к ней должно быть придано
Еще хорошее….(Дрель и сверло)
Проволоку перекусят
И перед гвоздем не струсят. (Кусачки)
2 этап: Решение задач. (слайд 10)
Каждой команде предлагается решить по одной задаче.
а) что означают цифры 1 и 2 на линейке
штанги?
б) чему равна толщина заготовки.
3 этап: Сборка модели.
Каждой команде предлагается собрать домик из отдельных деталей по образцу.
Подведение итогов
7
Список литературы.
Б.С. Покровский В.А. Скакун Сборник заданий по специальной технологии для слесарей. М., Академа, 2005 г.
Б.С. Покровский В.А. Скакун Слесарное дело М., Академа, 2004 г.
Журнал: «Школа и производство», №3, 8 2004 г.
Сысоев В. Д. Пословицы и поговорки. М. «Просвещение 2006 г.
8