СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг, диагностика и анализ воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны основные принципы мониторинга работы классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг, диагностика и анализ воспитательной работы»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА








Тема: «Мониторинг, диагностика и анализ воспитательной работы»








Классный руководитель: Касьяненко А. В.



МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.

Основные принципы мониторинга:


- объективность

- последовательность

- систематичность

- научность

- комплексность

- гласность

В современных условиях классный руководитель призван постоянно ра­ботать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.

Деятельность классного руково­дителя представляет собой управ­ленческий цикл, звеньями которого являются:

  • установка целей и планирование работы с учетом результатов предва­рительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

  • разработка форм, методов и приемов деятельности;

  • реализация намеченных планов;

  • анализ результатов деятельности;

  • коррекция программы действий с последующим прогнозированием и
    постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов про­цесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаи­модействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).

  1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно оди­наковыми, и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достиже­ния целей.

  2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, ак­тивно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных
    особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям - важный, но не единствен­ный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя - про­будить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

  3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в дея­тельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. опреде­ляется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал под­робными сведениями о проблемах и перспективах реализации образователь­ной программы в классе.

  4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а роди­тели и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители - это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей.
    Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

  5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

  6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель инфор­мирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.


Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  1. Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.

  2. Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хо­рошей успеваемости учащихся класса.

  3. Детально представлять особенности содержания образовательных про­грамм, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в учени­ческом коллективе.

  4. Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.

  5. Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической не­успеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.

  6. Организовать дифференциацию обучения.

  7. Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебно­го труда.

  8. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привле­чением родителей и учителей.

  9. Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.

10. Проводить работу с родителями для обеспечения качественного вы­полнения домашних заданий.

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитатель­ного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и само­реализации личности обучающегося, его успешной социализации в обще­стве.



ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ


Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность ребенка. В воспитательной системе школы детский коллектив играет особую роль. Он - один из важнейших инструментов воспитания и среда развития личности ребенка.

Очень важно уже в самом начале работы с классом выявить проблемы и за­труднения в развитии личности и классного коллектива в целом. Для этого имеется ряд диагностических методик:

Диагностика личностного роста школьников. Эта диагностика позволяет определить личностную направленность учащихся, их отношение к основным ценностям нашего общества (к Отечеству, миру, знаниям, другим людям, труду, к своему внутреннему миру). При этом характер отношений может быть: устойчиво - негативный

ситуативно - негативный

ситуативно - позитивный

устойчиво - позитивный


«Лесенка побуждений» Это ана­лиз мотивов обучения школьников. Учащимся предлагается выбрать 4 наиболее значимых мотива из общего списка. Итак:


Я учусь:


  1. Чтобы все знать;

  2. Чтобы быть полезным людям;

  3. Потому что мне нравится процесс учения

  4. Чтобы получать хорошие оценки

  5. Чтобы учитель был доволен моими успехами

  6. Чтобы научиться самому решать задачи

  7. Чтобы своими успехами радовать родителей

  8. Чтобы за мои успехи меня уважали товарищи


Утверждения № 1, 3, 4, 6 соответствуют познавательным мотивам; № 2, 5, 7, 8 - социальным мотивам. После того как школьники сделают свой выбор, рассматри­вается соотношение количества социальных и познавательных мотивов. Идеаль­ный вариант 2+2.


Анкета «Мои затруднения». Она помогает диагностировать познава-
тельные затруднения школьников.


1. Что в школе мешает тебе хорошо учиться?



  1. Скучные предметы, нелюбимые уроки (какие?)

  2. Грубое отношение учителей (каких?)

  3. Враждебное отношение одноклассников (каких?)

  4. Отсутствие порядка и дисциплины.

  5. Отсутствие свободы и самостоятельности.

  6. Нет интересных дел и занятий во внеурочное время.

  7. Частые пропуски по болезни.

  8. Быстро устаю на уроке.

  9. Часто болит голова, живот и др.

2. Что в самом деле не даёт тебе хорошо учиться?



  1. Не всегда понимаю новый материал.

  2. Не могу применить свои знания на практике.

  3. Плохая память.

  4. Нет достаточного трудолюбия и терпения.

  5. Не умею организовывать свои занятия.

  6. Не хватает времени.

  7. Мешает болезнь.

  8. Не могу долго быть внимательным.

3. В какой помощи ты нуждаешься в первую очередь ?



  1. Хочу научиться правильно организовывать свой день.

  2. Хочу знать свои способности и возможности.

  3. Хочу преодолеть трудности в учении.

  4. Хочу научиться какому-то полезному практическому делу.

  5. Хочу заниматься в кружках, секциях.

  6. Нуждаюсь в помощи при изучении трудных предметов.

  7. Хочу избавиться от болезни.

Учащиеся в каждом разделе выбирают по 1-2 варианта. На основе выделен­ных ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений, во втором - о затруднениях индивидуального типа, в третьем - о спе­цифике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.


Анкета «Какой я сын? Какая я дочь?» - позволяет показать общее со­стояние взаимоотношений между родителями и детьми.

Анкета «Какой я сын?» «Какая я дочь?»

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться или внезапно уйти из
    дома, сообщаешь ли ты об этом родителям?

  2. Бывают случаи, когда родители заняты большой работой по дому (убор­ка, ремонт), а ты уходишь, чтобы не крутиться под ногами?

  3. Осмотри квартиру мамиными глазами. Нет ли в комнате вещей, кото­рые не на месте?

  4. Можешь ли ты сразу назвать дни рождения своих близких?

5. Свои нужды ты знаешь хорошо, а известно ли тебе, что нужно купить
твоим близким, и когда они собираются это приобрести?

6. Случается ли, что помимо поручения ты выполняешь какую-нибудь ра­-

боту по дому «от себя», по своей инициативе?

7. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У вас взрослые гости. Приходится ли тебе напоминать, что не надо
взрослым мешать, не вмешиваться в их разговор.

9. Стесняешься ли ты подать маме руку, взять сумку, подать пальто или
оказать другие знаки внимания.

Подведение итогов. Если школьник - хороший сын (дочь), то у него должно получиться + -- + + + + --. Если знаки противоположные, то ему всерьез надо за­няться самовоспитанием.

Анкета «Твой класс» - позволяет выяснить представление учащихся о своём классе, уровне сформировавшихся отношений в классном коллективе.

Анкета «Твой класс»

  1. Нравится ли тебе твой класс? Отметь, пожалуйста, один из предложенных ответов:

а) да;

б) больше да, чем нет;

в) трудно сказать (и да, и нет);

г) больше нет, чем да;

д) нет.

  1. Напиши, пожалуйста, что тебе больше всего нравится в классе?

  2. Напиши, пожалуйста, что тебе больше всего не нравится в классе?

  3. Если бы ты был классным руководителем, то какие изменения ты внес бы в жизнь класса?

  4. Какими можно назвать отношения между учащимися в твоем классе? От­меть, пожалуйста, один из предложенных ответов.

а) наш класс дружный и сплоченный;

б) наш класс дружный;

в) в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;

г) в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя;

д) наш класс недружный, часто возникают ссоры;

е) наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе.

  1. Как ты сам(а) определил(а) бы свое положение в классе?

а) как человека, которого уважают и понимают;

б) как человека, которого постоянно опекают;

в) как человека, вынужденного подчиняться;

г) как человека, которого никто не понимает и не любит;

д) как человека, который тиранит всех остальных;

е) как человека, который помогает решать возникающие в классе проблемы;

ж) как постороннего человека, который не желает участвовать в жизни класса;

з) твой вариант.

Полученные данные позволяют классному руководителю выяснить пред­ставления учащихся о своем классе, о положительных и отрицательных сторонах жизни классного коллектива.

Проведенные диагностические исследования проблем развития коллектива и личности учащихся позволяют более четко формулировать цели и задачи сво­ей работы.






















Основные функции мониторинга сформированности классного коллектива - диагностическая, ориентирующая (направляющая), мотивационно- стимулирующая, воспитывающая, оценочная, аналитическая, коррекционная и прогностическая.


Цель мониторинга сформированности классного коллектива - оценивание состояния и результативности функционирования гуманистической воспитательной системы класса, успешности воспитательного воспитательного процесса в ней и уровня развития классного коллектива.


Задачи мониторинга:

1. Разработать программу отслеживания развития воспитательной системы класса и классного коллектива, включающую использование различного инструментария и сроки контроля по годам обучения.

2. Создать критериально - диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива.

3. Установить разнообразные связи и зависимости причин, факторов и условий осуществления мониторинга как механизма управления развитием классного коллектива.


В том понимании, в котором рассматривается мониторинг сформированности классного коллектива, субъектами мониторинга выступают следующие участники воспитательного процесса- класс, родители класса, учителя- прдметники, работающие в классе, психологи, социальный педагог. Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее.


Объектом мониторинга являются воспитательная система класса.


Предмет мониторинга – детский коллектив как условие развития личности ребенка.


В воспитательной работе классного руководителя по формированию детского коллектива мы выделили три главных направления.


Первое связано с непосредственным воздействием на каждого ученика класса :

- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.


Второе направление связано с созданием воспитывающей среды класса:

- сплочение детского коллектива

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

- включение учащихся в разнообразные виды совместной деятельности;

- развитие детского самоуправления классе.


Третье направление предполагает коррекцию влияния различных социальных отношений ребёнка:

- взаимодействие с педагогическим коллективом школы-комплекса;

- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

- нейтрализация негативных воздействий социума микрорайона школы.

Правильный выбор критериев и показателей сформированности детского коллектива– важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.


Критерии сформированности классного коллектива.


Критериально – диагностический аппарат для оценки сформированности классного коллектива включает две группы критериев с условными названиями: « критерии факта» и « критерии качества».


I группа – критерии факта ( определяют, сформирован ли классный коллектив или нет):

упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе;

наличие сложившегося единого коллектива класса;

интегрированность воспитательных воздействий в комплексы.


II группа – критерии качества ( определяют уровень развития классного коллектива):

степень приближенности классного коллектива к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса;

общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт;

уровень воспитанности выпускников класса.


По каждой группе критериев определены показатели, выбраны методы и методики педагогической диагностики, отобраны субъекты мониторинга и определены формы фиксации результатов.


I группа критериев - наличие классного коллектива.Показатели Методы ( методики)

1. Упорядоченность жизнедеятельности в классном коллективе 1. Конкурс идей и проектов «Класс, в котором я хотел бы учиться»

«Мой класс сегодня и завтра»

2. Беседы

3. Анкетирование

4. Наблюдение

2. Наличие сложившегося единого классного коллектива 1.Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива)

2. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

3. Определение уровня развития ученического самоуправления»

3. Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений)

3. Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!»

3. Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы 1. Беседа

2. Оценка

3. Ранжирование

4. Оценка




II группа критериев – развитие воспитательной системы класса и ее эффективность.Показатели Методы ( методики) Формы фиксации

1.Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы класса. 1. Социометрические исследования

2. Анкетирование

3. Наблюдение Аналитическая карта деятельности

2. Общий психологический климат в классном коллективе, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт 1. Конкурс рисунков « Я в своем классе»

2. Методика М.И. Рожкова (изучение социализированности ребенка) Журнал критериальных оценок

3.Проявление индивидуальности каждого ребенка, развитие креативных способностей учащихся. 1. Рейтинговая оценка деятельности 2.Участие в конкурсах, выставках

3. Творческие отчеты

4. Кейс-стади «Портфолио» учащихся класса

4. Уровень воспитанности выпускников класса. 1. Карта интересов и увлечений учащихся класса (опросник Айзенка, определяющий тип темперамента)

2. Методика Мюнстенберга (диагностика уровня интеллекта, оценка внимания) Модель выпускника класса



Подробнее я остановлюсь на главном показателе- это наличие сложившегося единого классного коллектива. В качестве инструментария я выбрала такие методы педагогической диагностики :

- Информационно- констатирующие Методика А.Н.Лутошкина ( тестирование сформированности коллектива)

- оценочные Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», определение уровня развития ученического самоуправления.

- поведенческие Методика М.Г.Казакиной ( классный час «Мы-коллектив? Мы-коллектив…Мы-коллектив!», наблюдение, анализ взаимодействия.

- игровые методы Игры « Лидер» и « Командные учения» ( определение состояния межличностных отношений)


Отслеживание уровня развития коллектива 6а класса происходило по следующим признакам :

- движение к общезначимой цели,

- самоуправление в классе,

- дисциплина,

- общественное мнение,

- согласованность в работе,

- соотношение руководства и подчинения,

- дружба в коллективе,

- общение в свободное время,

- общественные связи и 3-м уровням развития этого признака - допустимый, критический и недопустимый.

Если на начало 5 класса встречается по уровню развития признака критический и даже в некоторых случаях недопустимый, то на конец года в основном преобладает допустимый.


Отслеживание уровня развития коллектива.Признаки кол-лектива Уровень развития признака

Допустимый Критический Недопустимый

Движение к общезначимой цели Большинство Меньшинство Есть сопротивление поставленной цели

Самоуправление Передается часть функций Только при участии взрослых Только при принуждении

Дисциплина У большинства У меньшинства Дисциплину держит только старший

Общественное мнение Большинство в результате разъяснения Меньшинство Полное безразличие

Согласованность в работе Нужно руководство кл. руководителя Конфликтность Согласованность в отрицательных поступках

Соотношение руководства и подчинения Большинство Лишь те, кого выбирают постоянно в руководители Часть учащихся не умеют подчиняться

Дружба в коллективе Доброжелательность в коллективе Есть эпизодические конфликты Есть отверженные в коллективе

Общение в свободное время Свободное групповое общение Ограниченные групповые привязанности Конфликтность между группами

Общественные связи Без взаимоотношений Эпизодические Эгоистические



О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе.



Главным органом самоуправления является – общеклассное собрание учащихся. В классе работает Совет министров во главе с Президентом класса и входящими в Совет Министерствами – образования, законности и порядка, культуры, информации и печати, творчества.

Как видно из таблицы процедура исследования носит поэтапный последовательный характер:

начальный ( 5 класс, 10 класс сентябрь )

промежуточные ( январь, май 5-9 класс и 10-11 класс)

конечный ( 9 класс, 11 класс апрель),


Полученные данные свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет достаточно высокий уровень сфрмированности. 87 % учащихся класса включены в активную творческую деятельность, креативны, коммуникативны. Остальные ребята хотя и не проявляют инициативы, однако охотно участвуют в делах ученического коллектива, с большой ответственностью относятся к поручениям. Все учащиеся класса принимают участие в общешкольных мероприятиях, КТД. Уровень самоуправления коллектива класса высокий, его средний арифметический показатель 0, 9. За два года класс нашел свое место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Жизненное пространство класса не ограничивается рамками школы. Ребята посещают городские спортивные клубы и секции, театральную студию, музыкальные школы, различные кружки и факультативы, являются членами школьной команды эрудитов и с успехом выступают в городских конкурсах и соревнованиях.


Для того чтобы подсчитать количество улыбок, расправленных плеч, живых взглядов, творческих инициатив, взаимных уступок, проявлений уважения, внимания, заботы, рыцарства, честности, бескорыстия … нужен УЧЕТ! Пресловутый, кропотливый, почти бухгалтерский. Одним из ориентиров качественного обновления оценки результатов является технология портфолио.


Я хочу представить одну из форм предоставления собранной информации – портфолио достижений учеников 6а класса- которое показывает, что уровень сформированности класса является основой успешного развития индивидуальных способностей учащихся. Дети проявляют себя в спорте, музыке, художественном творчестве, научном обществе учащихся. Основной смысл портфолио- «дать возможность каждому ребенку класса показать все, на что он способен». Это портфолио представлено в электроктронном виде. Основная программа Microsoft Office Power Point откуда идут различные гиперссылки на программы в которых представлены грамоты, дипломы, сертификаты, сами работы представленные на различных уровнях конкурсах, выставках, концертах. Ежегодно «портфолио» пополняется меняется рейтинговая оценка и переносится педагогическое ударение с оценки учителя на самооценку ребенка.


Результаты исследования были представлены на разных уровнях:

- на методическом объединении классных руководителей

- на гордских методических конференциях по вопросам воспитательной работы

- на районном профессиональном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный»

- в средствах массовой информации и на школьном сайте и сайте издательского дома « 1 сентября» в Интернете.


Неоценим формирующий эффект мониторинга, если часть полномочий на всех его этапах передается самим учащимся: когда они принимают посильное участие в разработке, в организации, в анализе и интерпретации данных, оглашении результатов, в прогнозировании и планировании новых дел на новые сроки. Это мощное средство практического заинтересовывания ребят в развитие коллектива класса.

Таким образом, мониторинг сформированности классного коллектива на условиях гласности и свободного доступа к обобщенным результатам – основа становления и развития коллектива класса.













Цели:

создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается;

рассмотреть особенности нового звука;

содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.


Оборудование: учебник “Моя любимая Азбука” (авт. Р. Н Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина), снежинки, опорные конспекты, модели “звуковичков”, модели звуков.

Ход урока.

I. Организационный момент.


Учитель читает стихотворение К. Бальмонта “Снежинка” под музыку.


Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая!

Какая смелая!


Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.


Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.


Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.


Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.


Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая!

Какая белая!


Учитель: Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?


Дети: Радостное, чудесное, прекрасное, светлое.


Учитель: С этим прекрасным настроением начнём наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.


Учитель: Кто главная героиня стихотворения?


Дети: Снежинка.


Учитель: Сегодня на снежинках прилетели наши друзья “звуковички”.


1 – с, х.


2 – ш.


?


Учитель: Назови имена всех “звуковичков”. Расскажи, что их объединяет?


Дети: Это буквы, обозначающие звуки согласные, глухие.


Учитель: Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы?


Дети: Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук.


Учитель: Что заметили необычного?


Дети: Прилетел “звуковичок” без имени.


Учитель: Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны?


Дети: Да, мы поможем “звуковичку” найти свою группу.


Учитель: А помогут нам снежинки, на которых прилетели “звуковички”.

III. Формулирование темы и цели.


Учитель: Проговорите слово “снежинка” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его.


Дети: “ж”.


Учитель: Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.


Дети: Звук…(“ж”) и буква, которая его обозначает.


Учитель: Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока.


Дети: Познакомиться со … звуком “ж”;


Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;


Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

IV. “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.


Учитель: Что нужно узнать о звуке?


Дети: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.


Учитель: Измените слово “снежинки” так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось?


Дети: Снежинка.


Учитель: Что такое снежинка?


Дети: Очень маленькая снежная частичка.


Учитель: Произнесите слово “снежинка”, выделяя новый звук. Назовите этот звук.


Обсудите в паре, какой это звук и почему.


Дети: Звук “ж” согласный.


Учитель: Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.


Дети называют разные слова с новым звуком.


Учитель: Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?


Дети: Нет.


Учитель: Какой можно сделать вывод?


Дети: Звук “ж” всегда твёрдый.


Учитель: Оденем “звуковичка” на снежинке. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой?


Дети: Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый.


Учитель: Какая шляпка ему нужна? Почему?


Дети: Шляпка – жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий.


Учитель: Составьте схему слова “снежинки” на парте, а один человек у доски.


Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске.


Учитель: Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.


Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

V. Физминутка.


Учитель: Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?


Дети: Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”.


Учитель: Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.


Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.


(Дети изображают движение на лыжах.)


Учитель: Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.


Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

VI. Знакомство с новой буквой.


Учитель: Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа?


Дети: На снежинку.


Учитель: Я буду показывать буквы, если покажу ту, похлопайте ей. С, Х, Ш, Ж. Как она называется?


Стала снежинка буквою “Ж”.


Солнце её не растопит уже.


Выложите букву “ж” из палочек. Дайте имя “звуковичку”. Расскажите, что узнали о новой букве. Найдите “звуковичка” в “Азбуке” на стр. 128. С кем он рядом? Почему? Одень “звуковичков”.


Дети: “Звуковичок” “ж” рядом со “звуковичком” “ш”, потому что это звуки согласные, всегда твёрдые.


Учитель: С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?


Дети: “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.


Учитель: Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему?


Дети: Жи, же, жё.


Учитель: Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?


Дети: “Опасные”.


Учитель: Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.


Дети: Жи пиши с гласной и,


же – с гласной е.


Учитель: Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.


Дети: Ши пиши с гласной и,


ше - с гласной е.


Учитель: Найди в “Азбуке” слоги, записанные в обратном порядке. Прочти самостоятельно; хором; как говорим. Что заметили? Что произошло с последним звуком? Какое ещё открытие можно сделать?


Дети: Ж – ш парные.


Учитель: Посмотрите, как крепко взялись “звуковички” за руки. Чем они похожи? Одень их.


Дети: Буквы ж, ш обозначают один звук. Эти звуки согласные, твёрдые, парные.


Учитель: И ещё один секрет. Как мы называем звук “ш” в зависимости от произношения?


Дети: Шипящий.


Учитель: Звуки “ж” и “ш” так сдружились, что оба носят это название. В какую же группу присоединится “звуковичок”? Почему?


Дети: К “звуковичку” “ш”, так как у них много общего.


Учитель: Прочтите буквосочетания самостоятельно

жан

жлек


жур

жмас


жис

жмур


жол

жмыр


жес

жсиа



Виды чтения: 1 столбик: снизу вверх – с уменьшением голоса, сверху вниз – с усилением;


2 столбик: “снежный ком”.


Обобщение: что объединяет буквосочетания? Расскажите о букве “ж”.

VII. Первичное закрепление знаний.


Учитель: Прочтите слова, из которых составлена снежинка “за ведущим”.


снежок


снежный


снежинка


подснежник


заснеженный


Учитель: Прочтите слово к схеме. Докажи. Как определить количество слогов?


Дети: Заснеженный.


Учитель: Прочти название первого весеннего цветка.


Дети: Подснежник.


Учитель: Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сколько букв, звуков? Почему?


Дети: Заснеженный. Удвоенный согласный обозначает один звук.


Учитель: Прочти слово с “опасным” сочетанием. Расскажи правило.


Дети: Снежинка.


Учитель: Прочти слово – название снега, но ласково. Какая часть слова придаёт уменьшительно-ласкательное значение? Назови суффикс.


Дети: Снежок. Суффикс “ок”.


Учитель: Прочти слово, которое не читали.


Дети: Снежный.


Учитель: Что ещё можно сказать о словах?


Дети: Они однокоренные.

VIII. Физминутка. Танец снежинок.

IX. Самостоятельная работа.


Учитель: Сформулируй задание:


не_ная _мётся отва_ная подви_ная


бе_ит дви_ется ло_ится кру_ится


белосне_ная


Дети: Нужно вставить букву в слово.


Учитель: Какую букву вставим в каждое слово?


Дети: Нежная, жмётся, отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная.


Учитель: Выполните задания по группам.


а) группа 1(дети, которые плохо читают).


Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает?


Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?


б) группа 2 (дети, которые хорошо читают).


Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его.


Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.


По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.


Учитель: Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду? Прочти слова с новой буквой. Расскажите про букву “ж”.

VI. Итог урока.


Какие открытия сделали о новой букве?


С кем ещё может дружить буква “ж”?


Эта буква широка и похожа на жука.


И при этом точно жук


Издаёт жужжащий звук.

VII. Домашнее задание.


Если хотите узнать что-то интересное о жуке и его друзьях, прочтите в “Азбуке”.





















К основным идеям педагогики, ориентированной на компетентность уча­щегося как результат обучения, относятся следующие:

  • результатом образования является способность учащегося самостоятель­но решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на осно­ве использования социального опыта, в т. ч. и его собственного опыта;

  • содержание образования представляет собой дидактически адаптиро­ванный социальный опыт решения познавательных, мировоззренче­ских, нравственных, политических и иных проблем;

  • образовательный процесс должен создавать условия для формирова­ния у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных об­разовательных проблем, имеющих как учебное, так и социальное со­держание.

Понятие "компетентность" в современной отечественной педагогике ши­роко распространено, однако у специалистов нет однозначного понимания его содержания. Достаточно часто можно встретить употребление в качестве синонимов терминов "компетентность" и "компетенция". В данной статье под компетентностью мы понимаем способность (умение) ученика действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (обеспечивающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, применимых для решения проблем в разных предметных областях.

  1. Компетентностный подход к целям образования с этой точки зрения обу­славливает определение в качестве результатов образоенностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т. е. решать аксиологические проблемы.

  2. Реализовать себя в определенных социальных ролях (избирателя, граж­данина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т. д.).

  3. Решать задачи, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.).

  4. Решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

В связи с этим перед педагогическим коллективом школы встала задача: определить методы контроля результатов образования и его эффективности. В настоящее время диагностический инстру­ментарий для определения уровня развития компетентностей учащихся еще только разрабатывается. Поэтому школьной психологической службой был подготовлен собственный вариант опросного листа для изучения компетент­ностей учащихся с высказываниями, требующими либо дальнейшего продол­жения, либо оценки степени соответствия собственным убеждениям учаще­гося.

Диагностировалась социальная и коммуникативная компетентности. По каждому виду компетентности оценивались определенные параметры.

Социальная компетентность:

  • Принятие общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию. (Высказывания№1-13.)

  • Осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний и умений с целью достижения высоко­го уровня адаптивности. (Высказывания № 14-17.)

  • Осмысление и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого ре­зультата в данной ситуации. (Высказывания № 18-25.)

  • Умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации. (Высказыва­ния № 26-28.)

  • Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения. (Высказывания № 29-31.)

  • Готовность к принятию личной ответственности за выбор собственно­го поведения в ситуации социального взаимодействия. (Высказывания № 32-36.)

• Толерантность. (Высказывания № 37-41.)

Коммуникативная компетентность:

  • Навыки позитивного отношения к собственной личности. (Высказыва­ния №42-50.)

  • Навыки позитивного общения. (Высказывния № 51-64.)

  • Навыки самооценки и понимания других. (Высказывания № 65-73.)




С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия ос­воению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от спе­цифики образовательного учреждения).

Первый блок программы мониторинга - теоретический, реализуемый в первую неделю октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:

  • информированность классных руководителей об особенностях содер­жания образования во вверенном классе;

  • определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы класс­ных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.

В формулировках задач должно предусматриваться:

  • обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, орга­низация работы с неуспевающими учениками по предметам;

  • организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;

  • стимулирование качества учебной деятельности школьников, отсле­живание проблем успеваемости учащихся.

Второй блок программы мониторинга - организационно-процессуаль­ный, реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководи­теля с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуще­ствляется в форме анкетирования). Критериями оценки в данном случае являются:

  • координация работы учителей-предметников и родителей;

  • организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками);

  • информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей;

  • работа с учащимися;

  • степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предмет­ников.

И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому, блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги ра­боты за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащих­ся за текущий год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!