Мониторинг эффективности внедрения ФГОС НОО.
Согласно плана - графика внутришкольного контроля проводились открытые занятия с
приглашением учителей района, администрации школы, членов методического объединения педагогов дошкольного и начального общего образования, на которых учителя показали, как можно формировать универсальные учебные действия (УУД) на различных уроках.
В соответствии с циклограммой диагностических мероприятий проводились обследования учащихся с 1-го по 4-й класс, с целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий. Проводимые мониторинги представляют собой диагностико-аналитическую работу с учащимися по комплексу методик, позволяющую отслеживать изменение характеристик их психофизиологического, личностного, познавательного и эмоционального развития. Это дает возможность контролировать динамику развития детей, максимально способствовать созданию здоровьесберегающей среды и благоприятных условий для развития личности и деятельностных способностей ребенка.
Полученные данные помогают планировать и корректировать как учебный процесс. Так и внеурочную деятельность.
Сформированность универсальных учебных действий у учащихся за 2015--2018 учебный год.
Год | Кол-во уч-ся | | Метапредметные УУД |
Личностные УУД (кол-во уч-ся) | Регулятивны е УУД (Кол-во уч-ся) | Коммуникат ивные УУД (Кол-во уч- ся) | Познавательные УУД (кол-во уч-ся) |
Русский язык | Математика |
Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н старт- промеж | С старт- промеж | В старт- промеж | Н старт- промеж | С старт- промеж | В старт- промеж |
2015-2016 | 23 | 0 | 6 | 17 | 1 | 7 | 15 | 2 | 6 | 15 | 2-1 | 12-13 | 9-9 | 2-2 | 12-14 | 9-7 |
2016-2017 | 26 | 6 | 12 | 8 | 5 | 12 | 9 | 2 | 10 | 14 | 0-2 | 20-18 | 6-6 | 3-4 | 16-17 | 7-5 |
2017-2018 | 26 | 5 | 11 | 10 | 8 | 14 | 4 | 3 | 7 | 16 | 5-8 | 17-15 | 4-3 | 3-8 | 17-17 | 2-1 |
2018-2019 | 26 | 3 | 11 | 12 | 6 | 12 | 8 | 2 | 10 | 14 | 5-6 | 17-17 | 4-3 | 7-7 | 16-16 | 3-3 |
Личностные УУД
Сравнительный анализ диагностики «Оценка школьной мотивации» Н.Г.Лусканова
(2 и 3 класс)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника;
- выявление мотивации учения;
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и
школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Сравнивая результаты диагностик можно сделать следующий вывод, что во 2 классе
учащиеся показали 73% высокого уровня, а в третьем классе высокого уровня 32%.
Во втором классе дети отвечали на вопросы анкеты неосознанно, а в третьем классе отвечая, думали, анализировали. У детей с высоким уровнем есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Во втором классе 20 уч-ся-(86 %) и в 3 классе 22 уч-ся (85%) - хорошая школьная
мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительного уровня во втором классе было – 4 человека (17 %), а в третьем классе 6 человек (23%) так многие дети стали ходить на кружки дополнительного образования, но также многих детей привлекает и внеурочная деятельность.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень во втором классе был 3 (13%), а в третьем классе 2 (8) %. Дети с низким
уровнем испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебой. Часто у таких детей отмечаются нарушения психического здоровья.
Методика О.С. Богдановой «Какой я?» ( 4 класс)
Завышенный уровень 10 (38%), адекватный 11 (42%), низкий 5 (20%)
Вывод: исходя из этого, можно сделать вывод, что у большинства учащихся сформировалась внутренняя позиция школьника.
Рекомендации: продолжать работу по сплочению коллективов путем совместной
деятельности; использовать в учебно - воспитательном процессе тренинги и упражнения для развития личного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия. Проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. Привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Результаты:
Сравнивая результаты диагностик учащихся за 2 -3 класс можно сделать следующий вывод: на основании данных проведенных диагностик в целом выявлен высокий и средний уровень сформированности УУД.
Во 2 классе выявлен завышенный уровень самооценки это 43%, а уже в 3 классе завышенная самооценка стала 37%, самооценка становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.
49% опрошенных имеют адекватную самооценку, что по сравнению со 2 классом 32 % т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.
Заниженная самооценка понизилась с 27 % до 11 %.
Как правило, заниженная самооценка связана с определенной психологической проблемой ребенка, налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. Разрушена ситуация успеха и положительное отношение школьников к урокам; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
Рекомендации:
- поддержка и развитие приобретённых положительных личностных качеств, организация деятельности по оказанию помощи другим людям, развитие эмпатии;
- стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка, организовать самостоятельную деятельность на уроке;
- консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с
достижимым положительным результатом.
- доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные УУД
На основании данных проведенной диагностики во 2 классе в целом выявлен высокий уровень сформированности 65 % (15 уч-ся) – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. У 26% (6 чел.) средний уровень сформированности – сходство частичное, отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. У 9 % (2 учащихся) низкий уровень, эти дети испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Методика «Закончи предложения» (3класс)
Высокий уровень объема внимания и концентрации – умение контролировать свою деятельность сформировано у (14 учащихся)-54%. Средний уровень объема внимания и концентрации – умение сформировано частично у (10 учащихся) -38%;
Низкий уровень концентрации внимания и объем внимания – умение не сформировано у (2 учащихся)- 9%
Выводы: На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен высокий и средний уровень сформированности объема внимания и концентрации-умение контролировать свою деятельность.
Рекомендации:
- для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, давать посильные поручения, положительное одобрение за результат, больше мероприятий с родителями;
-консультация специалистов.
Познавательные УУД
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логического
действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Во 2 классе «Выделение существенных признаков»
Результаты исследования показали, что логическое мышление у обучающихся развито на
высоком уровне составляет 40% (9 учащихся). среднем уровне - 52% (12 учащихся), в основном дети умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, частично владеют логическими операциями. Но выделена группа учащихся с недостаточным развитием логического мышления- 9% (2 учащихся), которым необходима коррекционная работа по выявленным нарушениям.
Рекомендации:
-продолжать формировать познавательные УУД, привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
-консультации специалистов для учащихся с низким уровнем, индивидуальный подход в
обучении.
Регулятивные УУД
Во 3 классе проводилась методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок. Высокий уровень у 9 учащихся (35%), средний 12 учащихся 46%, низкий у 5 учащихся 19%.
Выводы и рекомендации:
- для развития регулятивных УУД продолжать формировать произвольность учебной
деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- учитывая, что у некоторых учащихся низок уровень развития слуховой памяти и высокий уровень зрительной памяти, учителю на уроках рекомендовано использовать больше наглядности: демонстрации, различных таблиц, схем с одновременным использованием упражнений для развития и тренировки слуховой памяти;
- проводить индивидуальные консультирования для родителей.
Рекомендации:
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников рекомендуется:
- продолжить работу по формированию и развитию универсальных учебных действий:
- всем учителям спланировать, скорректировать индивидуальную работу по формированию у учащихся понимания важности образования;
- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в 4 классе в соответствии с выявленными проблемами;
-обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Анализ
Выполнения проверочных работ и итоговой комплексной работы в 1 д классе (2015-2016 учебный год) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Выполняли 24 учащихся:
| отличный результат (количество человек) | хороший результат (количество человек) | удовлетворитель ный результат (количество человек) | не справились с работой |
16 - 14 Бал лов | 13-12 Бал лов | 11 Бал лов | 10 бал лов | 9 бал лов | 8 бал лов | 7 бал лов | 6 бал лов | 5 и менее баллов |
Стартовая | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 | 3 | 2 | 0 | 4 |
Промежуточная | 5 | 1 | 2 | 2 | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Итоговая | 3 | 3 | 0 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 |
Диаграмма. Результаты работ в 1 классе

Анализ результатов итоговой комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Учащиеся 1 – х классов, в целом, успешно справились с комплексной работой и показали хороший уровень сформированности предметных умений.
2. На достаточно хорошем уровне учащиеся справились с заданиями основной части (базовый уровень сложности) по разделам:
• «Чтение»: задания № 1, 3- навыки и осознанность чтения 16 уч-ся- 67%
• «Русский язык» : задание № 2- умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение 17 уч-ся – 70%;
Задание 6(2) – умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове 18 уч-ся – 75%;
• «Математика»:
-задание № 4 – умение сравнивать числа и величины, заданные в неявной форме и высказывать суждения 17 уч-ся – 70%;
-задание № 5 (1)- умение пересчитывать предметы в пределах 10 и записать результат с помощью цифр 19 уч-ков – 79%;
-задание № 5 (2)- умение выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел 20 уч-ков – 83%;
3. На хорошем уровне учащиеся справились с заданиями дополнительной части (повышенный уровень сложности):
• «Окружающий мир»: задание № 7- наличие первоначальных представлений о природных объектах, умение проанализировать предложенные ответы, используя выявленные в формулировке задания критерии 16 уч-ков – 66 %; 8 (1)- умение читать информацию, представленную в виде схемы 12 уч-ка – 50%;
• «Русский язык»:
-задания № 11, - умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту или в виде формы речевого этикета; умение записать ответ в свободной форме-1-2 предложения 13уч-ка – 54%.
4. Вызвали затруднения у первоклассников следующие задания основной части (базовый уровень сложности):
• «Русский язык. Фонетика»:
- задание № 6 (1)- умение выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях справились 3 уч-ков – 12%;
5. Вызвали затруднения у первоклассников следующие задания дополнительной части
(повышенный уровень сложности):
• «Окружающий мир»:
- задание № 8 (2)- умение читать информацию, представленную в виде схемы; дифференцировать
природные объекты и то, что сделано человеком; умение классифицировать объекты природы справились 4 уч-ков – 17%;
«Математика»:
- задание № 9 - умение перевести текст на математический язык справились 2 уч-ся – 8%;
«Русский язык»:
- задание № 10 – умение объяснить лексическое значение слова справились 15 уч-ков – 62%
Рекомендации:
1. Проанализировать сильные и слабые стороны в подготовке детей своих классов; провестифронтальную и индивидуальную работу над ошибками;
2. Провести необходимую работу по формированию умений выполнять задания комплекснойработы, обратить внимание на порядок действий, ход рассуждений, способов оформления ответов;
3. Организовать индивидуальную работу с учениками, показавшими низкий уровень;
4. осуществлять на уроках системно- деятельностный подход, помогать эффективному накоплению
каждым учеником собственного личного опыта;
5. поощрять к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; осуществлятьличностно-ориентированную направленность обучения; помогать ученикам самостоятельнопланировать свою деятельность; побуждать детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Анализвыполнения проверочных работ и итоговой комплексной работы во 2 д классе (2016-2017 учебный год) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Выполняли: 23 учащихся
| отличный результат (количество человек) | хороший результат (количество человек) | удовлетворитель ный результат (количество человек) | не справились с работой |
19 бал лов | 18-17 бал лов | 16 бал лов | 15-14 бал лов | 13-12 бал лов | 11-10 бал лов | 9-8 бал лов | 7-6 бал лов | 5 и менее баллов |
Стартовая | 4 | 2 | 3 | 3 | 6 | 2 | 1 | - | 2 |
Промежуточная | 5 | 2 | 2 | 4 | 6 | 0 | 0 | 1 | 3 |
Итоговая | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 |

Диаграмма выполнения работ во 2 классе
Учащиеся 2 класса успешно справились с предложенной комплексной работой.
Большая часть детей показала хороший и отличный результат 87 % (20 учащихся). Дети
самостоятельно работают с текстом. Умеют ориентироваться в структуре текста, находить в тексте ответ на прямой вопрос, правильно списывать предложение.
Не справились с комплексной работой - 4% (1 уч-ся) т.е. получила за выполнение всей работы менее 6 баллов, она имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов. Этот учащийся был направлен на медико- педагогическую комиссию, по решению которой оставлен на повторное обучение.
Задания основной части (максимальное количество баллов – 10)
Задание | | Справились | Не справились |
1 | Умение ориентироваться в структуре текста | 20- 87 % | 1-4% |
2.1 | Умение находить в тексте ответ на прямой вопрос | 20-87% | 1-4% |
2.2 | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв, списывать предложение. | 16-70% | 1-4% |
3 | Первичное умение определять части речи | 17-74% | 6-26% |
4.1 | Умение приводить примеры из текста к предложенной классификации | 20-87% | 3-13% |
4.2 | Умение выделить буквы мягких согласных звуков | 16-70% | 5-22% |
5.1 | Понимание смысла арифметических действий. | 22-96% | 2-8% |
5.2 | Вычислительные навыки | 18-78% | 3-13% |
6 | Умение находить величину | 12-52% | 5-22% |
Задания дополнительной части (максимальное количество баллов – 9)
Задание 7. Умение решать арифметическую задачу с недостающими данными справились – 47%
Задание 8.1. Умение заполнять таблицу - выполнили 91%
Задание 8.2 Умение ранжировать числа - выполнили 57%
Задание 9.1 Умение обобщать информацию- 59%
Задание 9.2 Умение пояснять суждения - 44%
Задание 10. Умение строить свободное высказывание - 50%
Задание 11. Умение объяснять значение слов - 52%
Выводы:
Комплексная контрольная работа показала, что обучающиеся, выполнявшие комплексную работу на основе единого текста, испытывают определенные трудности, связанные с:
-недостаточным уровнем сформированности навыка осмысленного чтения, в том числе, навыка аналитической работы с текстом;
-недостаточным уровнем сформированности навыка межпредметных заданий на основе единого текста;
Проведенная диагностика позволила педагогам выявить трудности, возникшие у обучающихся в процессе выполнения комплексной контрольной работы, обозначить педагогические проблемы, повлиявшие на показатели уровня сформированности УУД второклассников, и как следствие, определить диапазон дальнейшего конструирования и корректировки педагогической деятельности. Для этого цели были разработаны рекомендации.
Рекомендации:
- разработать различные проверочные и диагностические задания, способствующие
формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
- при составлении тематического планирования включить задания направленные на
совершенствование умения выделять буквы мягких и твердых согласных звуков в простых случаях, умения соотносить вопрос задачи и выражение для ее решения, понимать смысл арифметических действий, умения ранжировать числа;
-обратить внимание на то, что при работе с текстовыми задачами, у учащихся необходимо
развивать мыслительные операции и формировать умения в освоении способов решения задачи;
- уделять больше внимания на уроках по формированию таких регулятивных УУД, как
способность принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с ней;
- систематизировать работу с учащимися, направленную на формирование у них навыков в освоении продуктивного способа чтения;
- включать задания, вызвавшие затруднения, в классные и домашние работы (дифференциация заданий);
- организовать индивидуальные дополнительные задания для учащихся, показавших слабые знания;
- усилить работу над развитием речи;
- довести до сведения родителей результаты контрольной работы.
Анализ выполнения проверочных работ и итоговой комплексной работы в 3 -д классе (2017-2018 учебный год).
Выполняли работу 26 человек.
| отличный результат (количество человек) | хороший результат (количество человек) | удовлетворитель ный результат (количество человек) | не справились с работой |
15-14 бал лов | 13 бал лов | 12 бал лов | 11 бал лов | 10 бал лов | 9 бал лов | 8-7 бал лов | 6-5 бал лов | 5 и менее баллов |
Стартовая | 2 | 3 | 2 | 3 | 6 | 6 | 3 | 1 | 0 |
Промежуточная | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 1 | 3 |
Итоговая | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 7 | 1 | 3 | 2 |
Диаграмма. Результаты работ учащихся 3-д класса

Выводы о сформированности УУД у учащихся 3 класса, рекомендации:
Анализ результатов комплексной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Учащиеся 3-х классов успешно справились с предложенной комплексной работой по итогам 3 класса и показали, достаточный уровень сформированности метапредметных результатов. Не справились с комплексной работой - 2 учащихся.
2. Уровень овладения ключевыми умениями средний:
сформированность навыков чтения – 100%;
осознанность чтения, умение работать с текстом – 19 уч. / 75%;
умение правильно, без ошибок, пропусков и искажений букв, списать предложение –
20-77%.
Умение найти слово по заданному признаку – 10 уч-ся / 38%;
еумение выстроить события в нужном порядке на основе текста – 14 уч-ся, / 55 %;
умение на основе текста найти правильный ответ – 18 уч-ся, / 69%;
умение по заданному условию поставить вопрос – 16 уч-ся / 60%.
Вычислительные навыки при выполнении действий сложения, вычитания и деления –
18 уч-ся, 69%
Умение соотнести и определить количество букв и звуков в слове – 19 уч-ся, 73%
Наличие представлений о природе Арктики, умение анализировать ответы и соотнести
их с текстом – 22 уч. / 85%
3. Выполнение заданий дополнительной части необязательно для всех учащихся, они
выполняются только на добровольной основе. Тем не менее:
умение читать информацию и преобразовывать её в логическую цепочку
сформировано у 13 уч-ся, (50%);
умение перевести текст на язык схемы у 11 уч-ся (42%);
умение объяснить лексическое значение слова у 7 уч-ся (27%);
умение сделать вывод по прочитанному тексту и записать в свободной форме
сформировано у 5 уч-ся (20%)
Таким образом, анализ результатов выполнения комплексной работы показал хороший уровень усвоения образовательной программы учащимися 3-го класса. Обратить особое внимание:
при работе с текстом, на формирование умения выстраивать события в нужном порядке,
работать над умением правильно списывать предложение, умение найти в слово по
заданному признаку
давать полные ответы- высказывания как в устной, так и в письменной форме;
работать над чётким пониманием прочитанного;
в урочной и внеурочной деятельности применять задания с использованием схем и
схематических опор;
чаще использовать подобные задания для самостоятельных работ.