Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по следующим параметрам: • звукопроизношение; • фонематические процессы; • словарный запас; • грамматический строй речи; • связная речь; • пространственная ориентировка; • артикуляционная моторика; • мелкая моторика. Критерии оценки уровня функции: п/п | Параметры | Уровни развития функции | Характеристика | I. | Звукопроизношение | Низкий | Нарушено несколько групп звуков | Ниже среднего | Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи | Средний | Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков | Достаточный | Звукопроизношение в норме | II. | Фонематические процессы | Низкий | Не слышит данный звук в любой позиции | Ниже среднего | Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы | Средний | С заданием справляется, но допускает несколько ошибок | Достаточный | Фонематические процессы в норме | III. | Словарный запас | Низкий | Активный словарь ограничен бытовым уровнем | Ниже среднего | Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы | Средний | Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения | Достаточный | Активный словарь близок к возрастной норме | IV. | Грамматический строй речи | Низкий | Речь резко аграмматична | Ниже среднего | Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании | Средний | Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении | Достаточный | Грамматический строй близок к возрастной норме | V. | Связная речь | Низкий | Фразовая речь резко аграмматична | Ниже среднего | Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой | Средний | При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков | Достаточный | Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции | VI. | Пространственная ориентировка | Низкий | Не ориентируется на плоскости и в пространстве | Ниже среднего | Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево | Средний | Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения | Достаточный | Пространственная ориентировка соответствует возрасту | VII. | Артикуляционная моторика | Низкий | Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата | Ниже среднего | Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений | Средний | Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения | Достаточный | Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей | VIII. | Мелкая моторика | Низкий | Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора) | Ниже среднего | Испытывает затруднения при выполнении динамических проб | Средний | Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. | Достаточный | Мелкая моторика в норме | На каждого ребенка два раза в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть "западающие" звенья и активизировать работу в данном направлении. В этот мониторинг можно внести и третий - промежуточный профиль, тем самым показать динамику логопедической работы. Заполнив таблицу, представленную ниже, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе для детей с ТНР, путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции. Диаграмма результатов логопедической работы с детьми ... группы Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии. (По материалам Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой. "Логопед", N5, 2005.) Мониторинг логопедической работы Критерии оценки параметров обследования 1. Звукопроизношение 1 балл - нарушение нескольких групп звуков. 2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь 3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков. 4 балла - звукопроизношение в норме. 2. Фонематические процессы 1 балл - не слышит данный звук в любой позиции 2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы. 3 балла - с заданием справляется, но допускает ошибки. 4 балла - фонематические процессы развиты достаточно. 3. Слоговая структура слов 1 балл - слоговая структура слов не сформирована. 2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности 3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования. 4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различного слогового состава. 4. Словарный запас 1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. 2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы. 3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов. 4 балла - активный словарь близок к возрастной норме. 5. Грамматический строй речи 1 балл - речь резко аграмматичная. 2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. 3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении. 4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме. 6. Связная речь 1 балл - фразовая речь резко аграмматична. 2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой. 3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений. 4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции. 7. Артикуляционная моторика 1 балл - объем артикуляционных движений ограничен. 2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений. 3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения. 4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. 8. Мелкая моторика 1 балл - мелкая моторика ограничена 2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб. 3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками. 4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме. |