СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг метапредметных и личностных достижений»

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

В условиях реализации ФГОС НОО для достижения качества планируемых результатов необходима оценка результатов образования, как предметных, так и метапредметных. Опираясь на диагностические методики (методика мотивации Гинзбург, методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками Э.М. Александровская) мною были использованы диагностические материалы для мониторинга метапредметных результатов. Диагностическая работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает задания на межпредметной основе. Работа направлена на оценку метапредметных результатов, которые возможно оценить в режиме выполнения индивидуальных заданий. Каждое задание диагностической работы помогает определить уровень сформированности одного из УУД, которые представлены в следующей таблице:



Класс

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

-Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

-Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

2 класс

- Организовывать самостоятельно свое рабочее место. - Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

- Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

- Корректировать выполнение задания.

- Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

- Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

- Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

- Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

- Выполнять задания по аналогии.

- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

- Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

- Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

-Читать вслух и про себя тексты учебников.

3-4 класс

- Организовывать самостоятельно свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

- Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

- Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

- Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.


- Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.).

- Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот.

- Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

- Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

- Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

- Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.



От класса к классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. К каждому заданию разработаны критерии, которые позволяют мне определить уровень сформированности проверяемого умения. Для оценки уровня сформированности некоторых из перечисленных регулятивных и коммуникативных умений и навыков используется метод наблюдения. Все результаты (диагностической работы и наблюдений учителя) заносятся в таблицу, работая с которой я делаю определенные выводы как относительно отдельного учащегося (судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. Здесь представлены результаты мониторинга за 2017– 2018, 2018-2019 (1 полугодие) учебные годы по моему классу. На основе данных мониторинга я провожу целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся.



Итоги мониторинга метапредметных результатов за 1,5 года



Коммуникативные УУД

Учебный год

Вычитывать информацию, данную в явном виде

Объяснять смысл слова (словосочетания)

Вычитывать информацию, данную в неявном виде

Понимать смысл текста в целом (главную мысль)

Истолковывать текст (через творческий пересказ)


2017-2018

100%

93%

59%

77%

54%

2018-2019

(1 полугодие)

100%

97%

61%

78%

55%



Познавательные УУД

Учебный год

Определять, какая информация нужна для решения задачи

Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи

Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций

Сравнивать и группировать факты и явления

Определять причины явлений и событий

Делать выводы на основе обобщения знаний

Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм

2017-2018

90%

85%

86%

81%

85%

79%

79%

2018-2019

(1 полугодие)

90%

85%

87%

81%

86%

80%

80%



Регулятивные УУД

Учебный год

Самостоятельно формулировать цель деятельности

Составлять план действий

Действовать по плану

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки

Проверять и оценивать результаты работы

2017-2018

61%

70%

71%

62%

70%

2018-2019

(1 полугодие)

65%

66%

73%

63%

72%



Личностные УУД

Учебный год

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.

Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей.

Определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам.

Отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой)

2017-2018

63%

71%

80%

67%

84%

65%

2018-2019

(1 полугодие)

63%

72%

80%

70%

87%

70%

Личностные и метапредметные результаты (уровень владения уни­версальными учебными действиями) можно определять с помо­щью четырёх тестов.

Тест 1. Познавательные УУД;

Тест 2. Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией);

Тест 3. Регулятивные УУД;

Тест 4. Личностные результаты.

Данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают мне возможность: скорректировать собственную деятельность; определить, насколько эффективно используется потенциал учеб­ников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; увидеть возможности реализации индивидуального подхода к раз­витию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагога и родителей).

Таблицы показывают, что учащиеся достигают определённых результатов.



Приложение 1.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. (Чтение и работа с информацией)



Когда я вышел из избушки, то ружьё зарядил мелкой дробью. Думал, рябчика встречу — подстрелю на обед.

Тихо иду, стараюсь, чтобы снег под валенками не скрипел. Вокруг ёлки мохнатым инеем покрыты, как бородой.

Вышел я на полянку, смотрю — впереди под ёлкой что-то чёрненькое.

Поближе подошёл — а это коричневая бабочка сидит на снегу.

Вокруг сугробы намело, мороз трещит — и вдруг бабочка!

Повесил я ружьё на плечо, снял шапку и стал ещё ближе подходить, хотел её накрыть шапкой.

И тут снег у меня под ногами взорвался — порх-порх! — и три рябчика вылетели.

Пока я снимал ружьё, они скрылись в ёлках. Остались от рябчиков только ямки на снегу.

Походил я по лесу, поискал, да разве теперь их найдёшь. Притаились на ёлках, сидят и надо мной смеются.

Как это я рябчиный хохолок за бабочку принял? Это же рябчик высунул головку из-под снега, чтобы за мной подглядывать. В другой раз не буду зимой бабочек ловить.(149)

(Г. Снегирёв)

Ответь на вопросы и выполни задания

  1. В какой книге ты мог бы прочитать это произведение?




1) Стихи

2) Рассказы

3) Сказки




  1. Где происходят события, описанные в тексте?

1) в поле

2) в лесу

3) в деревне

4) в избушке




  1. Когда происходят события, описанные в тексте?

1) летом

2) осенью

3) зимой

4) весной




  1. О чём говорится в тексте?




1) о том, как выглядят рябчики

2) о том, как автор принял рябчиков за бабочек

3) о том, как рябчики смеялись над автором

4) о том, как надо ловить рябчиков.




  1. Зачем автор отправился в лес?




Найди и подчеркни в тексте нужное предложение.




  1. Какой вывод сделал автор после прогулки?




1) Надо ловить не рябчиков, а каких-нибудь других птиц.

2) Не надо ловить рябчиков зимой.

3) Удачная прогулка получилась.

4) Не надо ловить бабочек зимой.




7.Впиши нужное слово.




И тут снег у меня под ногами ______________ - порх-порх! - и три

рябчика вылетели.




8.Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4




Не бывает бабочек зимой.




Рябчики улетели.

1

Автор пошёл охотиться на рябчика.




Бабочка сидит на снегу.

9.Какого цвета рябчики?

Найди и выпиши из текста нужное слово.




Рябчики _______________ цвета.




10.Объясни, почему охота на рябчиков не удалась? Постарайся найти все доказательства.

1)______________________________________________________________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________________________________________________________________

3)______________________________________________________________________________________________________________________________




11.Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

1) В другой раз не буду зимой бабочек ловить.

2) Остались от рябчиков только ямки на снегу.

3) Поближе подошёл — а это коричневая бабочка сидит на снегу.

4) Когда я вышел из избушки, то ружьё зарядил мелкой дробью.

12.Какое название больше всего подходит к истории, рассказанной автором?

1) Зимняя прогулка.

2) Ямки на снегу.

3) Бабочка на снегу.

4) Удачная охота.















РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

ТЕСТ

Задание 1. Представь себе ситуацию. Девочка посадила на клумбе цветы. Она ухаживала за цветами: поливала их, выпалывала сорняки, рыхлила землю. Цветы выросли и распустились. Проходившие люди радовались цветам и хвалили девочку. Но однажды девочка вышла из дома и увидела клумбу с увядшими цветами.

Какое решение ты бы принял на месте этой девочки? Выбери среди предложенных ответов свой и обведи соответствующую ему букву.

A. Убежать, чтобы не видеть увядшие цветы.
Б. Полить цветы, чтобы они ожили.

B. Поплакать, чтобы её пожалели.

Г. Порадоваться, что теперь не надо ухаживать за цве­тами.

Задание 2. Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. В квадратиках рядом с выбранными пунктами плана проставь их номера в правильном порядке.

Попрошу поставить ударение.

Попрошу найти корень в словах.

Попрошу его вспомнить, что такое корень слова.

Покажу слово, где есть два корня (сложное слово).

Попрошу предположить, что такое сложные слова.

Попрошу подчеркнуть все гласные в словах.



Задание 3. Твоя цель - нарисовать на верхнем поле рисунок по указанному плану. Если ты ошибся, выполни задание на нижнем поле и уже не ошибайся.

План

На рисунке есть точка. От данной
точки вверх проведи линию длиною в две
клеточки и поставь букву А.

От точки А влево проведи линию
длиною в две клеточки и поставь букву Б.

От точки Б вниз проведи линию длиною в
в две клеточки и поставь букву В.

От точки В по диагонали (наискосок)
вправо вниз проведи линию внутри одной
клеточки и поставь букву Г.

От точки Г по диагонали (наискосок)
вправо вверх проведи линию внутри одной
клеточки и поставь букву Д.

От точки Д влево проведи линию
длиною в две клеточки.



Задание 4. У Нины была цель - нарисовать рисунок по указанному плану.





План

  1. На рисунке есть точка. От данной точки вверх проведи
    линию длиною в шесть клеточек.

  2. От полученной точки вправо проведи линию длиною в
    три клетки.

  3. От полученной точки по диагонали влево вниз проведи
    линию внутри одной клеточки.

  4. От полученной точки вниз проведи линию длиною в одну
    клетку.

  5. От полученной точки по диагонали
    вправо вниз проведи линию внутри однойклеточки.

  6. От полученной точки влево проведи
    линию длиною в три клетки.



Вот какой рисунок получился у Нины.

Тебе предлагается найти ошибки Нины. Для этого сверь её действия с пунктами плана и обведи номера тех пунктов, которые выполнены неправильно.

Если ты нашёл ошибки, исправь их на рисунке: зачеркни лишнее и дорисуй необходимое.

Имена собственные напиши с заглав­ной буквы. Раскрой скобки».

Текст, данный Славе:

Задание 5. Ученик Слава выполнял упражнение: «Вставь пропущенные буквы.

Наша деревня снегири ст...ит (на)б...регу р...ки банька. (В)реке (по)селились бобры. Летом зв...рьки (за)пасали (на)зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими (в)воду ств...лами д...ревьев. З...мой бобрам не надо ходить далеко (за)кормом.

Правильно выполненное упражнение выглядит так:

Наша деревня Снегири стоит на берегу реки Банька. В реке поселились бобры. Летом зверьки запасали на зиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами деревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Слава выполнил упражнение так:

Наша деревня Снегири стаит на берегу реки Банька. Вреке по селились бобры. Летом звирьки запасали назиму осиновые ветки. Они прятали их под упавшими в воду стволами диревьев. Зимой бобрам не надо ходить далеко за кормом.

Оцени работу Славы. Для этого выясни следующее:

  1. Сколько букв Слава вставил верно? из 7.

  2. Сколько предлогов и приставок Слава записал верно?

  3. Сколько имён собственных Слава начал с большой буквы:
    а) верно ; б) неверно ;

в) нельзя установить однозначно ;

4. Дай общую характеристику работы Славы. Для этого в квадратиках рядом с приведёнными суждениями запиши буквы (А, Б, В), соответствующие оценкам.

A. Полностью правильно.

Б. Частично правильно (с ошибками).

B. Полностью неправильно.

а) Слава умеет проверять безударную гласную в корне слова.

б) Слава умеет писать предлоги и приставки со словами

в) Слава умеет применять правило написания имён соб­ственных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!