Применение мониторинга при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной (итоговой) аттестации.
Знание только тогда становится
знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все. И это обязывает меня, учителя русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, свои секреты, которые помогут подготовить учеников к важному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.
Моя задача как учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. Русский язык является обязательным при сдаче итоговой аттестации, поэтому каждый обучающийся должен в совершенстве владеть нормами русской речи, быть грамотным.
Один из существенных факторов успеха ЕГЭ – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Поэтому я считаю, подготовка к сдаче экзамена актуальна. Мною подготовлена и создана целая система подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Разработать программу курсов, способствующих повышению мотивации обучающихся.
2. Создать тесты, презентации по темам
3. Организовать работу консультаций с учетом индивидуальных способностей учащихся.
4. Разработать систему мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений и навыков.
Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету.
Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям.
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Существуют различные типы мониторингов, в ходе практической работы были отобраны наиболее оптимальные.
Система диагностики обученности включает в себя:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3. Повторная проверка: параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по курсу образовательной программы.
Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на ЕГЭ.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.
Как известно, уровень подготовки по русскому языку можно определить с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного анализа текста, тестирования и др. Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.
Учитывая, что мышление современного школьника во многом ориентировано на тестовые алгоритмы, поэтому в системе использованию разного вида тесты на уроках русского языка, наблюдаю повышение качества знаний по предмету. Очень важно, чтобы задания, включённые в ЕГЭ, были знакомы учащимся с 5-го класса, повторялись из урока в урок и не требовали специального повторения к экзамену.
Преимущества тестов по сравнению со всеми возможными формами контроля можно свести к следующему:
- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их достижения в усвоении предмета;
- сведена к минимуму субъективность при оценке задания С (задание со свободным ответом);
- результаты поддаются статистической обработке;
- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;
- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.
Опыт работы по подготовке к ЕГЭ позволяет мне включать в урок тестирование, начиная с пятого класса. Тесты по темам (см. Приложение) разрабатываю в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников:
5 класс. Орфография. Правописание корней (А 14)
Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках. (А15)
Морфология. Правописание личных окончаний глаголов (А16)
6 класс. Орфография. Правописание приставок при- - пре-. ( А15)
Морфология. Местоимение (В 2, В 7)
Морфология. Морфологические нормы. Образование форм слова (Местоимение, имя числительное, имя прилагательное) (А 3)
Словообразование. (В 1)
7 класс Морфология. Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. ( А 13)
Морфология. Правописание суффиксов причастий (А 16)
Морфология. Слитное и раздельное написание НЕ и Ни с различными частями речи. (А18)
8 класс Синтаксис. Словосочетание (В3)
Синтаксис. Односоставные предложения (В4)
Предложение. Главные члены предложения (А 9)
9 класс Виды сложных предложений (А 10)
Пунктуация в сложных предложениях (ССП, СПП, БСП) (А 24, 25, 26, В 6)
Особое место в подготовке к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку занимают современные информационные технологии, основой которых являются различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации.
В своей работе я пользуюсь интерактивными учебниками с тестами, видео-уроками, а также на уроках , используя возможности компьютерного класса, решаем тесты ЕГЭ в режиме он-лайн.
Работу с тестами ЕГЭ начинаю с 1полугодия 10 класса, где каждый ученик получает тест, который он решает дома и через неделю сдает на проверку. На каждого обучающегося мною заводится лист учета знаний (см. Приложение), где отмечаю выданный вариант и правильно решенные задания. По этому мониторингу видно, какое количество тестов решает ученик, есть ли положительная динамика результатов, их стабильность или нестабильность, или произошла остановка в результатах на каком-то уровне. По листу учета знаний можно сказать о каждом ученике, на каком уровне он готов к ЕГЭ на данный момент времени. Хочу отметить, что ребята не списывают друг у друга, так как это нигде не оцениваю оценкой, а только выставляю баллы и конечно убеждаю, что это важно для каждого будет на самом экзамене. Но во 2 полугодии 11 класса обращаю внимание, что при выставлении итоговой оценки по окончании года буду учитывать и результаты работы с тестами.
После каждой проведенной работы (полной или тематической) делаю обязательно анализ, а затем сравниваю две последние работы.
Этот мониторинг провожу с целью выявления положительной динамики выполнения работы. Здесь отражаю результаты успеваемости, качества работ, полученные ребятами оценки, отслеживаю динамику верно выполненных заданий и количества ошибок по каждому заданию. Положительная динамика в этих результатах радует не только меня, но и обучающихся, а где выявленные затруднения являются ориентиром для организации индивидуального сопровождения ученика по выравниванию знаний.
В процессе работы с листами учета знаний первостепенное значение для меня имели только те задания, где ребенок выполнял правильно. Но впоследствии поняла, что огромную роль имеют те, к выполнению которых обучающийся не приступал. На основании данных заданий выявляю разделы программы, которые не усвоены большинством учащихся, данные вопросы становятся объектом отработки на уроках, общих консультативных и индивидуальных занятий. Здесь же выделяю индивидуальные проблемы каждого ученика и создаю индивидуальные маршруты по проблемным темам.
Лист учета знаний Фамилия, имя учащегося_________________________________________
№ варианта Дата проведения | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар | Вар |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | |
16 | | | | | | | | | | |
17 | | | | | | | | | | |
18 | | | | | | | | | | |
19 | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | |
21 | | | | | | | | | | |
22 | | | | | | | | | | |
23 | | | | | | | | | | |
24 | | | | | | | | | | |
Сочинение 25 | | | | | | | | | | |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/22/s_5ab3712ed59a1/867377_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/22/s_5ab3712ed59a1/867377_2.jpeg)