МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Изменения, происходящие в обществе, определяют качественно новые требования к педагогическим кадрам. Для организации сопровождения непрерывного профессионального развития учителей необходимы эффективные механизмы, к числу которых следует отнести и мониторинг. В статье рассматриваются актуальные вопросы мониторинга качества профессиональной компетентности педагогических работников, а также содержание, компоненты и показатели мониторинга профессионального развития педагогов.
Ключевые слова: мониторинг профессионального развития педагогов,
профессиональная компетентность, педагогические работники.
Современное образование – это быстро меняющаяся система. Новые Государственные образовательные стандарты, быстро развивающаяся информационная среда, технический прогресс диктуют новые требования к организации учебного процесса, а так же к профессиональной компетентности педагогических работников. В настоящее время учитель должен стремиться к самосовершенствованию, профессиональному росту, уметь свободно ориентироваться в современных условиях. Процесс формирования качественно нового уровня мастерства педагогов, которые должны быть готовы к новым изменениям всех аспектов образовательного процесса, достаточно сложен. В обеспечении этого процесса немаловажную роль следует отвести мониторингу.
Согласно определению А.Н. Майорова, мониторинг - «система сбора, обработки, хранения и распространения информации, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития» [2, с. 12]. Для отслеживания компетентностей педагогических работников необходима разработка научно обоснованной системы мониторинга уровня профессионализма и компетентности. Создание единой структуры мониторинговых исследований «обеспечивает непрерывное слежение за всеми сторонами многогранного дополнительного образовательного процесса, позволяет принимать управленческие решения, адекватные реальному положению дел, а не основанные на интуиции из-за дефицита информации». [3, с. 48]
Актуальность проведения мониторинговых исследований определяется рядом факторов:
- динамично развивающиеся процессы в сфере образования, требующие систематического прогнозирования тенденций;
- активизация оценочно - аналитической деятельности в сфере образования;
- новые требования к профессионализму учителя, определяющие новое содержание его профессиональных компетенций;
- необходимость обеспечения непрерывного профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога – это технология организации сбора, обработки, хранения и распространения информации об уровне профессионализма педагогического работника, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и возможность прогнозирования ее развития.
Целью диагностики является не только конкретная картина изменений, происходящих в ходе роста мастерства учителя как профессионала, но и возможность сделать заключение о тенденциях совершенствования, предусмотреть различные пути деятельности, направленной на поддержку и развитие положительных и на предупреждение нежелательных тенденций.
Анализ литературы по педагогике, психологии и иной литературы показал, что уровень профессионализма педагога, необходимо отслеживать в комплексе с профессионально-личностным развитием через критерии и показатели качества профессиональной деятельности. В результате, определение уровня педагогического мастерства учителя, объединило такие компоненты как знания обучающихся, профессионально-методические компетенции, педагогической коммуникации, стремление и готовность личности к саморазвитию [4, с. 36].
Практическая основа системы мониторинга качества профессиональной деятельности, в этой связи, стала складываться из системы анализа, оценки, коррекции, прогноза качества знаний учащегося, профессионально-методических компетенций и педагогической коммуникации учителя. Анализ, оценку, коррекцию, прогноз качества профессиональной деятельности и развития, можно представить в виде схемы:
Рис. 1. Составляющие элементы технологии мониторинга качества профессиональной деятельности учителя
Определяют две группы критериев исследования профессионализма педагогического работника:
- оценка общепедагогической, методической подготовки работника образования;
- оценка результатов практической деятельности учителя.
Мониторинговые исследования процесса развития профессиональной компетентности педагога включают следующие компоненты и квалиметрические показатели:
Мотивационно-ценностный компонент (позволяет судить об отношении педагога к усвоению новых знаний, готовности к обучению и профессионально-личностному развитию).
Когнитивно-праксеологический компонент (отражает уровень развития
профессиональных компетентностей педагога).
Эмоционально-процессуальный компонент (показывает уровень
удовлетворенности организационно - педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации профессиональным потребностям и интересам учителя).
Когнитивно-интегративный компонент (уровень профессиональных
компетентностей, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации).
Из совокупности компетенций складывается компетентность, уровень сформированности, которой будет отражать степень овладения соответствующими компетенциями. Профессиональная компетентность -характеристика, которая определяет границы и уровень функциональных действий личности в профессии. Возникает необходимость в определении базовых профессиональных компетенций педагога, помогающих в решении актуальных профессиональных задач [5, с. 8].
Таблица 1
Виды профессиональных компетенций | Содержание компетенций |
Методологические | способность анализировать, оценивать, выбирать методологические подходы в образовании; применять методологические подходы (системно-деятельностный, компетентностный) в личной педагогической практике |
Методические | способность выявлять актуальные методические задачи, выбирать и обосновывать способы их решения; создавать условия для достижения обучающимися образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), применять методы обучения: проблемный, проектный, исследовательский |
Технологические | способность анализировать процесс обучения с позиции его технологичности; эффективно применять технологии обучения (в том числе технологии проблемного обучения, проектной, учебно - исследовательской деятельности, технологию обучения на основе учебных ситуаций, технологии электронного, дистанционного обучения) |
Оценочные | способность осуществлять контрольно-оценочную деятельность результатов освоения образовательной программы учащимися с применением различных систем оценивания (накопительной, формирующего оценивания, портфеля учебных достижений, защиты творческих, проектных и исследовательских работ, мониторинга личностных результатов и др.) |
Диагностические | способность определять диагностико-педагогические задачи, применять различные методы педагогической диагностики, разрабатывать системы мониторинга, модели диагностико-коррекционной деятельности (совместно с другими специалистами) |
Проектировочные | участвовать в разработке программы развития образовательной организации, рабочей программы учебной дисциплины, способность проектировать учебные занятия в соответствии с системно-деятельностным подходом, конструировать задания, формирующие универсальные учебные действия и основные компетентности, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития, индивидуально- ориентированные образовательные программы, адаптивные образовательные программы |
Рефлексивные | способность целостно анализировать свой и чужой опыт, адекватно оценивать результаты своей деятельности, определять проблему(ы), их приоритетность, устанавливать причинно - следственные связи, выбирать способы перенормирования (усовершенствования) деятельности |
Инклюзивные | использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного процесса обучения, реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми участниками инклюзивного процесса обучения, создавать развивающую среду в условиях инклюзивного образовательного процесса) |
Вышеперечисленные компоненты профессиональной компетентности педагога можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в современных условиях. Они выступают в качестве измеряемых переменных в процедуре мониторинга.
При этом подлежат наблюдению и учитываются следующие показатели:
приращение знаний;
актуализация знаний при решении практических задач;
применение знаний в новых ситуациях;
объем умений, полнота их операционального свойства и интегративность;
структура профессиональной мотивации;
динамика развития компетентностей;
личностный смысл получения знаний, удовлетворенность процессом обучения и его результатами;
степень готовности реализовать полученные знания и умения в своей педагогической деятельности.

Рис.2. Методы диагностики профессиональной компетентности
На основе полученной информации составляется общий мониторинговый лист, что позволяет представить объективную картину всех показателей.
Мониторинг профессионального развития дает возможность оценить качество содержания и форм профессионального роста педагога. Это необходимый инструмент образовательной организации для перспектив и оптимальных направлений повышения мастерства педагога, и, как следствие, для повышения качества образования.
Список литературы:
Возгова З.В. Система мониторинга как инструмент управления качеством
профессиональной компетентности научно-педагогических работников // Инновации в науке: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1 / А.Н.Майоров. – СПб.:
Издательство «Образование – культура», 1998. – 344 с.
Макин В.П. /Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя
в методическом объединении современной школы. //Академия педагогического поиска: учитель-ученик. Выпуск 1.Часть 5. Под общей редакцией С.В.Алексеева и Г.Н. Бакушиной. – Санкт-Петербург. 2011. – С.46-54.
Мониторинг качества сформированности профессиональной
компетентности профессионально-педагогических кадров: методические рекомендации /Под общей ред. Л.И. Дудиной. - Челябинск: Юж.-Уральское кн. изд-во, 2010. – 154 с.
Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования:
компетентностный подход [Текст] / Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына // Человек и образование. – 2006. - № 4-5. – С. 7-14.