СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга-отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.»




Мониторинг развития и формирования проектных умений

обучающихся 5 классов.


Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Функции мониторинга:
  1. Диагностическая определение уровня развития проектных умений обучающихся, отслеживание динамики развития проектных умений обучающихся.

  2. О ц е н о ч н а я – наличие критериев отслеживания проектных умений обучающихся.

  3. Контрольная – наличие критериев успешности работы учителя по развитию проектных умений обучающихся.


Задачи мониторинга:
  1. Определение уровня сформированности проектных умений каждого ученика на разных этапах обучения в 5 классе.

  2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных проектных умений.

  3. Определение успешности работы педагога по формированию проектных умений обучающихся 5 классов, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность:

В 5 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – с целью выявить начальный уровень проектных умений, и в апреле - первый срез. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Затем мониторинг будет проводиться в конце 6 класса, чтобы увидеть динамику развития проектных умений у каждого ученика, поставить задачи работы на 7 класс. И так до конца 9 класса.

Проектные умения

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

3. Ставить задачи

4. Выбирать методы и способы решения задач

5. Планировать работу

6. Организовать работу группы

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации проектной деятельности учащихся.
  1. Для руководителя образовательного учреждения:

  • Что дает проектная деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения?

  • Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

  • Как научить учителей руководить работой учащихся?

  • Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

  • Как оценивается успешность работы учащегося в проектной деятельности?

  1. Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе:
  • Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ

  • Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых)?

  • Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых

выполняется учебный проект?

  • Как организовать мониторинг формирования проектных умений?

  • Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

  • Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности,

используемых при выполнении учебного проекта?

  1. Для учителя:
  • Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

  • Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета,

особенностям класса, задачам УВП?

  • Как выстроить серию проектов учащихся для последовательного формирования проектных умений?

  • Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается

проектная деятельность учащихся?

  • Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, предмета и условиям имеющегося обеспечения?

  • Как разработать учебный проект?

  • Как осуществить учебный проект? Какие формы образовательной деятельности применять?

  • Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

  • Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта?

  • С кем консультироваться по вопросам организации проектной деятельности?


Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что с а м о й з н а ч и м о й о ц е н к о й д л я н е г о является общественное признание успешности и результативности. Положительной о ц е н к и д о с т о и н л ю б о й у р о в е н ь д о с т и г н у т ы х р е з у л ь т а т о в . Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • практическое использование ЗУН;

  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке к а ч е с т в а п р о е к т н о й д е я т е л ь н о с т и . Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее о б ъ е к т и в н у ю о ц е н к у п р о е к т н о й д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и х с я , что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.


Анализ работы над проектом в течение проектного урока

Тема



Выполнен кем (укажите ФИ)



Проблема:

Где и как вы искали информацию для ответа на этот вопрос





Какие гипотезы выдвигали:





Как вы обобщали полученные данные:



К каким выводам вы пришли:





Продукт

« » 200 г.



КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

проектных работ учащихся

ФИО обучающегося Класс Предмет Учитель Тема учебного проекта


  1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта
    1. Проблема

Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее

причины

5 баллов


    1. Целеполагание

      Формулирует и понимает цель

      1 балл

      Задачи соответствуют цели

      2 балла

      Предложил способ убедиться в достижении цели

      3 балла

      Предложил способы решения проблемы

      4 балла

      Предложил стратегию

      5 баллов

    2. Планирование

Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов


    1. Оценка результата

      Сравнил продукт с ожидаемым

      1 балл

      Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

      2 балла

      Предложил критерии для оценки продукта

      3 балла

      Оценил продукт в соответствии с критериями

      4 балла

      Предложил систему критериев

      5 баллов

    2. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования

продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы

применения продукта

5 баллов


Количество баллов – (максимальное кол-во – 25)


  1. Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)

    1. Поиск информации

      Задает вопросы по ходу работы

      1 балл

      Называет пробелы в информации по вопросу

      2 балла

      Назвал виды источников, необходимые для работы

      3 балла

      Выделил вопросы для сравнения информации из

      нескольких источников

      4 балла

      Выделил вопросы для сравнения информации из

      нескольких источников

      5 баллов

    2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или

данными

5 баллов


Количество баллов – (максимальное кол-во – 10)


  1. Оформление работы

Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал

вспомогательные средства

5 баллов

Количество баллов – (максимальное кол-во – 5)


  1. Коммуникация

    1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

Использовал предложенные невербальные средства

или наглядные материалы

4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства

или наглядные материалы

5 баллов


    1. Продуктивная коммуникация

      Односложные ответы

      1 балл

      Развернутый ответ

      2 балла

      Привел дополнительную информацию

      3 балла

      П р и в е л о б ъ я с н е н и я и л и д о п о л н и т е л ь н у ю

      информацию

      4 балла

      Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел

      дополнительные аргументы

      5 баллов

    2. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил способ избегания неудач

5 баллов


Количество баллов – (максимальное кол-во – 15)


  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

С а м о с т о я т е л ь н о н е с п р а в и л с я с р а б о т о й ,

последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

1 балл

С а м о с т о я т е л ь н о н е с п р а в и л с я с р а б о т о й ,

последовательность частично нарушена, допущены отклонения

2 балла

Р а б о т а н е в ы п о л н е н а в з а д а н н о е в р е м я ,

самостоятельно, с нарушением последовательности

3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с

соблюдением по следовательно сти, допущены небольшие отклонения

4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с

соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

5 баллов

Количество баллов – (максимальное кол-во – 5)

  1. Оформление, оригинальность представления результатов (продукта) Количество баллов – (максимальное кол-во – 5)



Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы используются следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.


ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Проектных работ учащихся







Фамил ия и имя учаще гося








Тем а рабо ты

Критерии оценки проекта

Сум

ма балл ов

Перевод сумм

баллов в оценочные нормы

Осмысление

проблемы проекта и формулиров ание цели и задач проекта исследовани я

Работа с

информа цией

Оформле

ние работы

Коммуник

ация

Степень

самостоя тель- ности

в выполн ении различн ых этапов работы над проекто м

Дизайн,

оригиналь ность представл ения результат ов


85

%

и вы ше

«5»

71

%- 84

%

«4

»

50

%- 70

%

«3

»

Максимальное количество баллов по критериям

56-

65

46-

55

33-

45

25

10

5

15

5

5

65
































Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.

Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:

  • Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше

  • Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%

  • Оценка «3» соответственно от 50% до 70%










Анкета для учащихся (определение уровня сформированности проектной компетентности учащихся 5 классов)


Ф.И. ученика , класс

Инструкция и содержание анкеты

Вам предлагается самостоятельно оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели проектными умениями. Для этого постарайтесь определить степень овладения каждым из перечисленных ниже умений (полностью, частично владею, не владею совсем). В последней графе укажите предметы, на которых вы приобрели заявленные умения.


п/п

Умения

Уровни овладения

Предмет ы

полность

ю

частичн

о

не

владею

1

2

3

4

5

6

1

Принимать или намечать учебную задачу, ее

конечную цель





2

Прогнозировать результаты работы





3

Планировать порядок выполнения задания





4

Выбирать рациональный путь выполнения

задания





5

Осуществлять самоконтроль и самооценку

своей работы





6

Руководить работой группы или коллектива





7

П р е з е н т о в а т ь р е з у л ь т а т ы р а б о т ы Высказываться устно в виде:

а) пересказа; б) рассказа;

в) характеристики;

г) сообщения или доклада;

д) рецензии или аннотации к тексту;

е) представления схемы, таблицы, алгоритма, памятки;

ж) оценки ответа товарища





8

Участвовать в учебном диалоге





9

Включаться в коллективное обсуждение

проблемы





10

Взаимодействовать в группе

Взаимодействовать в паре





Методика обработки анкеты

  1. Уровни владения различными видами проектных умений оцениваются в баллах:

полностью - 2 балла; частично - 1 балл; не владею - 0 баллов.

  1. Число баллов для ученика подсчитывается в соответствии с группами проектных умений:

организационные умения - ответы на вопросы 1-6; коммуникативные умения - ответы на вопросы 7-10.

  1. Результаты анкетирования вносятся в свободную ведомость по форме, представленной в таблице


Образец

Фамилия, имя

Организационные

Коммуникативн ые

Итог о

1

Балуева Дарья

6

5

11

2




Итого (средние показатели)




  1. Для каждого класса вычисляется средний балл (Уср.), который может использоваться для выявления динамики развития обучающихся в течение года или нескольких лет.


  1. . П р ед м е т ы , в п и са н н ы е у ч е н и ка м и в п о с л ед н ю ю г р а фу, характеризуются соответствующим числом баллов по каждому умению. Для отдельного предмета подсчитывается общее число баллов в соответствующей группе. Результаты подсчета вносятся в сводную ведомость, представленную в таблице


Образец

п/п


Предмет

Умения

Итог о

организационные

коммуникативн ые

1

Русский язык

24

19

43

2

Литература





  1. По каждой группе проектных умений вычисляется средний показатель:

а) для учащихся класса организационные, коммуникативные; б) по предметам.

С помощью данной анкеты возможно проведение диагностики индивидуальных достижений учащихся.

Приложение 1

Класс


п/ п


Фамилия, имя

Умения


Организационны е

Коммуникативные


Итого









































И т о г о ( с р е д н и е показатели)




Приложение 2

Класс


п/п

Предмет

Умения

Итого

Организационные

Коммуникативные

1





2





3





4





5





6





7





8





9







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!