МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
МБОУ «Нахабинская гимназия № 4»
Рощина Н.В.
ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить учащихся с понятием «морфема» и «морфемика»
- различать «производящую» и «производную» основу слова;
- развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.
Сегодня на уроке:
морфемика и словообразование
формообразующие и словообразующие морфемы
Морфе́мика —
раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.
Словообразование –
раздел науки о языке, в котором изучается , от чего и с помощью чего образуется слово.
Орфография –
раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
Что
Что такое морфема ?
6
Морфема ̶ наименьшая часть слова
имеет звучание и значение
имеет свое постоянное название
6
6
Слова
производящие
производные
от которых образуются другие слова
которые образуются от другого слова
6
6
Морфемы
словообразовательные
формообразовательные
образуют новое слово
образуют форму слова
6
6
Начнём с ….
Какая морфема в слове главная?
6
Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня.
6
Однокоренные слова
общий корень
разное лексическое значение
6
лес ник –
лес истый ̶̶
пере лес ок
Лес ̶
Лесистый – обильно поросший лесом.
Лес – площадь земли, заросшая деревьями .
Лесник – человек, охраняющий лес.
Небольшой участок, поросший лесом.
однокоренные слова
6
Слова, состоящие из одного корня
пианино, кашпо, кафе
6
Корень взаимодействует с морфемами
Столб -ик
Под- рост -ок
Пере- лес -ок
6
- Приставки – находится перед корнем. Уточняют смысл корня,
передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид глаголов).
6
- Суффиксы - значение ( словообразовательное ). Передают и лексическое, и (чаще) грамматическое значение. Может перевести слово из одной части речи в другую.
6
- Окончания - значимая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Располагаются в самом конце слов, бывает нулевым.
6
Составьте слово из разных морфем данных глаголов
ПРИ
ТАИЛСЯ
Л
ПЕ
ТЬ
И
ВОЗ
ИТЬ
ТАЩ
НОСИЛ
СЯ
ПРИ ТАЩИЛСЯ
6
ЗАДАНИЕ 1:
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень,
окончание.
- Отъезд
- Обсудить
- Обидный
- Полегче
Задание 2:
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
- Ответ
- Отвар
- Увидел
- Отросток
- Вьюжный
6
Разобрать по составу
Подберезовик Везде
Взгромоздиться Объявление
Перелесок Огромный
Вправо Левее
Выписать в правый столбик формы одного и того же слова, в левый –однокоренные слова
Рыба, рыбу рыбак, рыбаки, рыболовный, рыбный, рыбка, рыбочка, рыбного, рыбаком
6 класс. Задания по теме «Словообразование», вариант 5
1. Вставьте пропущенные буквы,обозначьте морфему, в которой пропущена буква.
Заг..релся огонь, первое к..сание, пр..градить дорогу, пр..нести стул, пр..близиться к подъезду, заниматься сад..водством, пр..усадебный участок, белый сам..лет, р..внять дорогу.
2. Произведите разбор слов по составу: землетрясение, перемахнули, разноцветный.
3. Выполните словообразовательный разбор слов:
Лесистый _______________________________,
Пароходик _______________________________,
Наработаться_______________________________ .