СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика. 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация.

Морфемика. Корень. Окончание, основа. Приставка, суффикс.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика. 5 класс.»

Морфемика Корень Окончание, основа Приставка, суффикс  Учитель русского языка и литературы ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 5 классе.

Морфемика

Корень

Окончание, основа

Приставка, суффикс

Учитель русского языка и литературы

ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 5 классе.

Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. И пожмет ее немножко. Каждый даст свою ладошку Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

И пожмет ее немножко.

Каждый даст свою ладошку

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

 февраля.   Классная работа. Морфемика.

февраля.

Классная работа.

Морфемика.

Реб..тишки, Дру..ба, Рыба..кая ло..ка, Ж..вописная д..лина, В..роб..ишка, К..р..ле..ский дв..рец, Огл..нулся

Реб..тишки,

Дру..ба,

Рыба..кая ло..ка,

Ж..вописная д..лина,

В..роб..ишка,

К..р..ле..ский дв..рец,

Огл..нулся

ребЯтишки, друЖба, рыбаЦкая лоДка, жИвописная дОлина, вОробЬишка, кОрОлеВский двОрец, ОглЯнулся

ребЯтишки,

друЖба,

рыбаЦкая лоДка,

жИвописная дОлина,

вОробЬишка,

кОрОлеВский двОрец,

ОглЯнулся

Составь слова из слова ПЕРВОКЛАССНИК

Составь слова из слова

ПЕРВОКЛАССНИК

Угадайте, какой корень  … ное сосуществование, по…иться, при…ение, пере…ие  …… ливый человек, ……ственные возгласы, ……ствовать, передать …..

Угадайте, какой корень

ное сосуществование, по…иться, при…ение, пере…ие

…… ливый человек, ……ственные возгласы, ……ствовать, передать …..

В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре В слове рассказ вы приставку найдете В целом со мной на уроки пойдете  Корнем с путем он роднится В сборе приставка таится Суффикс как в слове дневник Первым я в космос проник  Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне Суффикс мой в тетрадке ты встречал Место проживания – дневник или журнал

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре

В слове рассказ вы приставку найдете

В целом со мной на уроки пойдете

Корнем с путем он роднится

В сборе приставка таится

Суффикс как в слове дневник

Первым я в космос проник

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке ты встречал

Место проживания – дневник или журнал

Проверочная работа  Найдите «четвёртое лишнее»:  1) лес, перелесок, колесо, лесной; 2) водяной, водопровод, водитель, водосток; 3) горный, пригорок, сгорел, горка; 4) светит, светлячок, просвет, цветок; 5) растение, растолкал, вырасту, растущий.

Проверочная работа

Найдите «четвёртое лишнее»:

1) лес, перелесок, колесо, лесной;

2) водяной, водопровод, водитель, водосток;

3) горный, пригорок, сгорел, горка;

4) светит, светлячок, просвет, цветок;

5) растение, растолкал, вырасту, растущий.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:  1 ) лес, перелесок, колесо, лесной; 2) водяной, водопровод, водитель, водосток; 3) горный, пригорок, сгорел, горка; 4) светит, светлячок, просвет, цветок;  5) растение, растолкал, вырасту, растущий.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1 ) лес, перелесок, колесо, лесной;

2) водяной, водопровод, водитель, водосток;

3) горный, пригорок, сгорел, горка;

4) светит, светлячок, просвет, цветок;

5) растение, растолкал, вырасту, растущий.

  Образуйте формы слова от первого слова в каждой группе, запишите их, выделяя при этом окончания.

Образуйте формы слова от первого слова в каждой группе, запишите их, выделяя при этом окончания.

Обозначьте проверочное слово . Уд..вительно (диво, дева); м..нять (мина, замена); л..пить (липко, лепка); подч..щать (честь, чисто); л..нивый (лень, линька); скр..пучий (скрепка, скрип); м..стерить (мост, мастер)

Обозначьте проверочное слово .

Уд..вительно (диво, дева);

м..нять (мина, замена);

л..пить (липко, лепка);

подч..щать (честь, чисто);

л..нивый (лень, линька);

скр..пучий (скрепка, скрип);

м..стерить (мост, мастер)

УдИвительно ( диво , дева); мЕнять (мина, замена) ; лЕпить (липко, лепка) ; подчИщать (честь, чисто ); лЕнивый ( лень , линька); скрИпучий (скрепка, скрип ); мАстерить (мост, мастер )

УдИвительно ( диво , дева);

мЕнять (мина, замена) ;

лЕпить (липко, лепка) ;

подчИщать (честь, чисто );

лЕнивый ( лень , линька);

скрИпучий (скрепка, скрип );

мАстерить (мост, мастер )

Веснушки Веснушкам нету (с)носа, Не исчезают (с)носа, Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б (от)мыла, Веснушки я б (от)мыла. (Я. Козловский)

Веснушки

Веснушкам нету (с)носа,

Не исчезают (с)носа,

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

(Я. Козловский)

Коту прекрасно спится. Коту котлета снится. А рядом спят котята. Им снятся котлетята. (П. Синявский)

Коту прекрасно спится.

Коту котлета снится.

А рядом спят котята.

Им снятся котлетята.

(П. Синявский)

Лингвистическая задача  Гуляя по заляве в новой кружевной фуфыре, Мряка 3 раза встретила Слюника.  Хрямзика, который обычно встречается в природе гораздо реже, Мряка встретила 12 раз.  Во сколько раз чаще, чем Слюник, встретился Мряке Хрямзик? (Г. Остер)

Лингвистическая задача

Гуляя по заляве в новой кружевной фуфыре, Мряка 3 раза встретила Слюника.

Хрямзика, который обычно встречается в природе гораздо реже, Мряка встретила 12 раз.

Во сколько раз чаще, чем Слюник, встретился Мряке Хрямзик?

(Г. Остер)

Попробуйте определить основу и окончание в выделенных словах. Можем ли мы определить у них род? Что служит подсказкой? ( Окончание не только подсказывает род имени существительного, но и служит для связи слов в предложении. МрякА встретил а — окончание подсказывает, что имя существительное 1-го склонения, женского рода; по залявЕ — окончание и предлог подсказывают, что имя существительное женского рода в дательном падеже (для сравнения — по поляне). Слова Слюник и Хрямзик относятся к мужскому роду; они изменяются по модели слов 2-го склонения мужского рода (в именительном падеже — нулевое окончание).

Попробуйте определить основу и окончание в выделенных словах. Можем ли мы определить у них род?

Что служит подсказкой?

( Окончание не только подсказывает род имени существительного, но и служит для связи слов в предложении. МрякА встретил а — окончание подсказывает, что имя существительное 1-го склонения, женского рода; по залявЕ — окончание и предлог подсказывают, что имя существительное женского рода в дательном падеже (для сравнения — по поляне). Слова Слюник и Хрямзик относятся к мужскому роду; они изменяются по модели слов 2-го склонения мужского рода (в именительном падеже — нулевое окончание).

Лингвистическая задача.  Мляша коллекционирует млянечки, а Пляша плянички. У Мляши млянечков в 3 раза больше, чем у Пляши пляничков. Сколько у Пляши пляничков, если у Мляши 69 мляничков?  Какой суффикс в выделенных словах?  Какие слова с этим суффиксом вы можете привести? (Млянечки — млянечков, маячки — маячков; плянички-пляничков, прянички — пряничков.)

Лингвистическая задача. Мляша коллекционирует млянечки, а Пляша плянички. У Мляши млянечков в 3 раза больше, чем у Пляши пляничков. Сколько у Пляши пляничков, если у Мляши 69 мляничков? Какой суффикс в выделенных словах? Какие слова с этим суффиксом вы можете привести? (Млянечки — млянечков, маячки — маячков; плянички-пляничков, прянички — пряничков.)

Итог урока  Заполни таблицу Что я узнал(а) о морфемике? Морфемика – это…   Окончание – это…   Корень, приставка, суффикс - это…  

Итог урока Заполни таблицу

Что я узнал(а) о морфемике?

Морфемика – это…

 

Окончание – это…

 

Корень, приставка, суффикс - это…

 

Рефлексия Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?  Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?  Что у вас сегодня получалось хорошо?  Какие трудности возникли у вас в процессе работы?  Над чем еще нужно вам поработать?

Рефлексия

  • Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?
  • Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?
  • Что у вас сегодня получалось хорошо?
  • Какие трудности возникли у вас в процессе работы?
  • Над чем еще нужно вам поработать?
 Домашнее задание Параграф № , упр.

Домашнее задание

Параграф № ,

упр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!