СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и орфография

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие рассчитано на 1 час, проводится в системно - деятельностном подходе. Работа  обучающихся  на уроке организована в группах, в парах, индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и орфография»

ФИО автора(ов): Спиридонова Наталья Анатольевна

Населённый пункт: г. Канск Образовательная организация: МБОУ СОШ №2 г. Канска

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема раздела: Морфемика и огфография

Тема урока: Словосочетание

Цель урока: формирование учебных знаний и умений по теме: «Словосочетание».

Задачи

Образовательные: - дать понятие о словосочетании;

- показать, как строятся словосочетания;

- изучить виды словосочетаний;

- отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид.

Развивающие: - создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания;

- развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;

- способствовать умению анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: - воспитывать сознательность на уроке;

- развивать культуру речи.

Предметные результаты: знать основные понятия синтаксиса (словосочетание и предложение);

уметь опознавать единицы синтаксиса; находить главное и зависимое слово;

уметь определять вид словосочетаний;

уметь связывать слова в словосочетаниях;

уметь определять средства связи слов в словосочетании;

уметь анализировать словосочетания;

уметь вычленять словосочетания из предложений.

Метапредметные результаты:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;

уметь высказывать свою точку зрения по проблеме;

развивать навыки парной и групповой работы;

соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.


Краткое учебное содержание: учебное занятие рассчитано на 1 час, проводится в системно - деятельностном подходе. Работа обучающихся на уроке организована в группах, в парах, индивидуально.

Действия учителя

Действия учеников

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний

Учебная задача 1 .

В паре проанализируйте и запишите, общее в каждой строчке.

Подумайте и ответьте, что обозначает часть слова,

которую вы записали.


Перед вами слова, можно ли сказать, что это пара? Докажите.

А что нужно сделать, чтобы в каждой строчке получилась пара?

Учебное задание 2.

Сконструируйте словосочетание.

Золотой, листья

Улетать, юг

Прыгать, скакалка

Молодой, старушка

Умный, береза

Пилить, вода

Кипятить, доска

Зачитайте полученные результаты? Все ли согласны?

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

Анализируют, высказывают свое мнение, оформляют письменно словосочетания.

Отвечают, сопоставляют полученные результаты и доказывают.

Ответ пары:

В первой строчке в словах есть приставка СО, которая обозначает «вместе».

Во второй представлены однокоренные слова с корнем –ЧЕТ-, который обозначает «пара».



Мотивированы на работу.

Составляют словосочетание из пары слов, изменяя окончания и добавляя предлоги.




Ответ: золотые листья, улетать на юг, прыгать на скакалке.

А с остальными словами в строчках, не перемещая слова, нельзя составить словосочетания, так как они не связаны по смыслу.

Этап целеполагания и планирования.

-Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание.

-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать?

-Сформулируйте задачи, которые нам предстоит решить на уроке.


Формулируют тему, задачи урока.

Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

Для того чтобы реализовать наши задачи, давайте поработаем в группах.

  1. Учебные задания по группам

Задание в группе: « Найди пару»

Рассмотрите таблицу.

Подберите к каждому слову из первого столбика

походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?


Задание для 2 группы:

«Лингвистический конструктор».

-Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары

слов словосочетание.

-Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?


Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания.

Распределите их в три столбика.

Сделайте вывод


  1. Слушаем выступления 2 первых групп и

составляем схему-помощницу







  1. Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.



  1. Определить на слух, если звучит слово, то нужно присесть, а если словосочетание, то попрыгать на двух ногах:

бабье лето, природа, небосклон, звонкий смех, чистая речка, солнце, холодный песок, затяжные дожди, лужица.



  1. Выступление 3 группы

Учебная задача: все ли словосочетания похожи друг на друга? По какому признаку вы их разделили? Выступление







  1. Учебное задание: запишите данные словосочетания и дайте название каждой группе.

Делаю вывод







Учитель поясняет, что есть словосочетания глагольные и наречные

главному слову, а существительных нет, а называют их именными,

так как называют имя, т.е. именные.

Работают в группах (их 3) по карточкам.






Примерные ответы 1 группы:

сказочный лес, чудесная природа, смотреть восхищенно, говорить увлеченно, идти устремленно.






Примерные ответы 2 группы:

Поздняя осень, скучная картина - это словосочетания, так как есть главное и зависимое слово, и они сочетаются при помощи вопросов.

А грачи улетели (улетают), поля опустели, шепчут колосья (колосья шептали) - это главные члены предложения, которые не являются словосочетанием.






























Слушают выступления 2 групп и делают выводы

в виде выводы в виде схемы - помощницы:

1 Словосочетание-это слова, связанные по смыслу.

2.Слова в словосочетании связаны грамматически и по

Смыслу.

3.В каждом словосочетании есть главное и зависимое

слово, т.е. одно слово подчиняется другому.




Сопоставляют правило с выводом
























Выполнение физминутки





Ответ 3 группы:

Записывают словосочетания, определяют главное и зависимое слово, дают названия этим группам.

 Примерные ответы групп: главным словом в словосочетании является существительное; 2 группа – главное слово - глагол; в третьей группе главным словом является наречие. Следовательно, эти группы можно назвать по главному слову: существительные, глагольные, наречные.

Закрепление изученного

  1. Учебное задание: в тетради запишите виды словосочетаний и, пользуясь схемой, дополните ниже таблицу.




- Все ли словосочетания вы распределили? Почему?











Какой сделаем вывод?








  1. Учебное задание: в стихотворении Ю. Каспарова «Ноябрь» найдите, выпишите словосочетания, определите структуру словосочетания и его вид.

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

Обучающие индивидуально выполняют учебное задание, пользуясь схемой-помощницей.


Проверяют в паре по эталону, доказывают свою точку зрения.

Примерный ответ: не все пары слов были распределны по группам, так как они не являются словосочетанием, у них нет главного и зависимого слова.

Птицы улетают, осень наступают –это главные члены предложения, которые не являются словосочетанием.

Около реки, из дупла- эта пара состоит из предлога и существительного, нет слова от которого можно задать вопрос.

Весёлые и хлопотливый, играет и поёт- это однородные члены предложения.

Начали готовиться, буду скучать- это сложная форма глаголов.

За двумя зайцами- это фразеологизм.

Делают вывод и дополняют схему-помощницу.


Работают в паре с текстом. Выписывают словосочетание в тетрадь, находят главные слова и определяют их вид.


Проверяют.

Примерный ответ: лесные звери (именное), закрывают в ноябре (глагольное), закрывают в норках (глагольное), закрывают двери (глагольное), бурый мишка (именное), будет спать до весны (глагольное), видеть сны (глагольное)

Этап контроля

Выполните тест:

1.Определите знаком «+», где находятся словосочетания.

А) На пушистых ветках.

Б) Явилось солнце.

В) В сонной тишине.

С) Поёт гроза.

2. Определите знаком «+» словосочетание, в котором

главное слово - существительное.

А) Приехал летом.

Б) Шумные воды.

В) Сегодня пришли.

С) Построю дворцы

3. Определите знаком «+» наречные словосочетания

А) Сильно дрожал.

Б) Ярко в лесу

В) Сегодня вечером.

Г) Яркий ковер



Индивидуальная работа с тестом.















Проверяют по эталону:

1-А, В

2-Б

3-Б,В

Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности:

возвращает детей к теме урока и запланированным задачам, предлагает продолжить ответы




Вспоминают тему урока и отвечают на вопросы

Рефлексируют по поводу собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание

1 уровень: упр. 133+определить структуру словосочетания;

2 уровень: упр. 133+ определить структуру и вид словосочетания;

3 уровень: упр. 133+ определить структуру , вид словосочетания и добавить свои