Учебная задача 1 . В паре проанализируйте и запишите, общее в каждой строчке. Подумайте и ответьте, что обозначает часть слова, которую вы записали. Перед вами слова, можно ли сказать, что это пара? Докажите. А что нужно сделать, чтобы в каждой строчке получилась пара? Учебное задание 2. Сконструируйте словосочетание. Золотой, листья Улетать, юг Прыгать, скакалка Молодой, старушка Умный, береза Пилить, вода Кипятить, доска Зачитайте полученные результаты? Все ли согласны? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? | Анализируют, высказывают свое мнение, оформляют письменно словосочетания. Отвечают, сопоставляют полученные результаты и доказывают. Ответ пары: В первой строчке в словах есть приставка СО, которая обозначает «вместе». Во второй представлены однокоренные слова с корнем –ЧЕТ-, который обозначает «пара». Мотивированы на работу. Составляют словосочетание из пары слов, изменяя окончания и добавляя предлоги. Ответ: золотые листья, улетать на юг, прыгать на скакалке. А с остальными словами в строчках, не перемещая слова, нельзя составить словосочетания, так как они не связаны по смыслу. |
Для того чтобы реализовать наши задачи, давайте поработаем в группах. Учебные задания по группам Задание в группе: « Найди пару» Рассмотрите таблицу. Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика. Сделайте вывод: как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании? Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор». -Прочитайте пары слов. Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. -Сделайте вывод: что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание? Задание для 3 группы: «Наведи порядок» Прочитайте словосочетания. Распределите их в три столбика. Сделайте вывод Слушаем выступления 2 первых групп и составляем схему-помощницу Работа с материалом учебника. — Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений. Определить на слух, если звучит слово, то нужно присесть, а если словосочетание, то попрыгать на двух ногах: бабье лето, природа, небосклон, звонкий смех, чистая речка, солнце, холодный песок, затяжные дожди, лужица. Выступление 3 группы Учебная задача: все ли словосочетания похожи друг на друга? По какому признаку вы их разделили? Выступление Учебное задание: запишите данные словосочетания и дайте название каждой группе. Делаю вывод Учитель поясняет, что есть словосочетания глагольные и наречные главному слову, а существительных нет, а называют их именными, так как называют имя, т.е. именные. | Работают в группах (их 3) по карточкам. Примерные ответы 1 группы: сказочный лес, чудесная природа, смотреть восхищенно, говорить увлеченно, идти устремленно. Примерные ответы 2 группы: Поздняя осень, скучная картина - это словосочетания, так как есть главное и зависимое слово, и они сочетаются при помощи вопросов. А грачи улетели (улетают), поля опустели, шепчут колосья (колосья шептали) - это главные члены предложения, которые не являются словосочетанием. Слушают выступления 2 групп и делают выводы в виде выводы в виде схемы - помощницы: 1 Словосочетание-это слова, связанные по смыслу. 2.Слова в словосочетании связаны грамматически и по Смыслу. 3.В каждом словосочетании есть главное и зависимое слово, т.е. одно слово подчиняется другому. Сопоставляют правило с выводом Выполнение физминутки Ответ 3 группы: Записывают словосочетания, определяют главное и зависимое слово, дают названия этим группам. Примерные ответы групп: главным словом в словосочетании является существительное; 2 группа – главное слово - глагол; в третьей группе главным словом является наречие. Следовательно, эти группы можно назвать по главному слову: существительные, глагольные, наречные. |
Учебное задание: в тетради запишите виды словосочетаний и, пользуясь схемой, дополните ниже таблицу. - Все ли словосочетания вы распределили? Почему? Какой сделаем вывод? Учебное задание: в стихотворении Ю. Каспарова «Ноябрь» найдите, выпишите словосочетания, определите структуру словосочетания и его вид. НОЯБРЬ В ноябре лесные звери Закрывают в норках двери. Бурый мишка до весны Будет спать и видеть сны. | Обучающие индивидуально выполняют учебное задание, пользуясь схемой-помощницей. Проверяют в паре по эталону, доказывают свою точку зрения. Примерный ответ: не все пары слов были распределны по группам, так как они не являются словосочетанием, у них нет главного и зависимого слова. Птицы улетают, осень наступают –это главные члены предложения, которые не являются словосочетанием. Около реки, из дупла- эта пара состоит из предлога и существительного, нет слова от которого можно задать вопрос. Весёлые и хлопотливый, играет и поёт- это однородные члены предложения. Начали готовиться, буду скучать- это сложная форма глаголов. За двумя зайцами- это фразеологизм. Делают вывод и дополняют схему-помощницу. Работают в паре с текстом. Выписывают словосочетание в тетрадь, находят главные слова и определяют их вид. Проверяют. Примерный ответ: лесные звери (именное), закрывают в ноябре (глагольное), закрывают в норках (глагольное), закрывают двери (глагольное), бурый мишка (именное), будет спать до весны (глагольное), видеть сны (глагольное) |