СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемный и словообразовательный разборы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Морфемный и словообразовательный разборы»

Морфемный и словообразовательный разборы

Морфемный и словообразовательный разборы

Морфемный разбор - это  разбор  слова по составу при котором у слова выделяют все его части: окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Морфемный разбор - это  разбор  слова по составу

при котором у слова выделяют все его части: окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

 Части слова 1.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и служит для образования форм слова.

Части слова

1.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и служит для образования форм слова.

2.Основа слова – это часть слова без окончания.

2.Основа слова – это часть слова без окончания.

3.Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

3.Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

4. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

4. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

5. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова -

это слова с одним и тем же корнем.

Примеры разбора Прибалтийский Стульчик Раскроить

Примеры разбора

Прибалтийский

Стульчик

Раскроить

Делаем разбор У изменяемого слова найди окончание (изменив слово). Выдели основу . Выдели корень путём подбора однокоренных слов. Выдели приставку и суффикс (если они есть). Картина Пробег Бережок

Делаем разбор

  • У изменяемого слова найди окончание (изменив слово).
  • Выдели основу .
  • Выдели корень путём подбора однокоренных слов.
  • Выдели приставку и суффикс (если они есть).

Картина

Пробег

Бережок

Словообразовательный анализ. Словообразование – изучает значимые части слова и способы образования слов.

Словообразовательный анализ.

Словообразование – изучает значимые части слова и способы образования слов.

Способы словообразования 1. Приставочный Брать-собрать  2. Суффиксальный  Строить – строитель 3. Приставочный – суффиксальный Болотный –болото  4. Бессуффиксный  Выходить-выход 5.Сложение Лесостепь , самолет  6. Переход в другую часть речи  Каждый раз – объяснить каждому

Способы словообразования

1. Приставочный

Брать-собрать

2. Суффиксальный

Строить – строитель

3. Приставочный – суффиксальный

Болотный –болото

4. Бессуффиксный

Выходить-выход

5.Сложение

Лесостепь , самолет

6. Переход в другую часть речи

Каждый раз – объяснить каждому

План словообразовательного анализа 1.Поставить слово в начальную форму 2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным 3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово) 4.Указать основу в производящем слове 5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть) 6.Указать способ словообразования

План словообразовательного анализа

  • 1.Поставить слово в начальную форму
  • 2.Указать основу слова и определить, является ли оно производным
  • 3.Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово)
  • 4.Указать основу в производящем слове
  • 5.Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть)
  • 6.Указать способ словообразования
Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования.  1. Приставочный - … . 2. Суффиксальный - … . 3. Прист авочно – суффиксальный - … . 4. Переход одной части речи в другую - …   Летчик, парашютистка, престранный, преподнести, пригорок, раненый, больной, учительская, привставать, сотрудник.
  • Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования.

1. Приставочный - … .

2. Суффиксальный - … .

3. Прист авочно – суффиксальный - … .

4. Переход одной части речи в другую - …

Летчик, парашютистка, престранный, преподнести, пригорок, раненый, больной, учительская, привставать, сотрудник.

1. Прист авочный - преподнести, привставать. 2. Суффиксальный - летчик, парашютистка. 3. Прист авочно – суффиксальный -  престранный,  пригорок, сотрудник. 4. Переход одной части речи в другую - раненый, больной, учительская.

1. Прист авочный - преподнести, привставать.

2. Суффиксальный - летчик, парашютистка.

3. Прист авочно – суффиксальный - престранный, пригорок, сотрудник.

4. Переход одной части речи в другую - раненый, больной, учительская.