СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфология. Задания для повторения. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для повторения частей речи в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Морфология. Задания для повторения. 10 класс»

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)


  1. Выпишите из текста имена собственные.

  2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

  3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

  4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

  5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

  6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

  7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

  8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.






Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)


  1. Выпишите из текста имена собственные.

  2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

  3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

  4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

  5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

  6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

  7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

  8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.