Послушать произведение
– Что прозвучало?
– Когда впервые вы услышали колыбельную песню?
– Кто вам её пел?
– Что предлагает мама детям?
– Подтвердите словами из Колыбельной песни.
– Почему?
– Как можно обидеть
человека?
Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.
– Как вы думаете, почему Славе было обидно?
Вспомните, когда Вам было обидно?
“ Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши, Оно бывает то свинцово, То рождено теплом души”.
Свинец – тяжёлый металл. Значит слова тяжёлые, обидные. Вежливый человек никогда не причинит никому неприятностей и обид.
Сегодня мы продолжаем говорить о маме. Произведение, с которым мы познакомимся на уроке, принадлежит Э. Мошковской и посвящено маме.
Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке была привязана бирочка с фамилией мамочки. На бирочке было число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес и рост. Эта бирочка – ваша самая первая “медаль”. Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. А когда ты не мог уснуть, мама брала тебя на руки, прижимала к груди и пела красивую, добрую колыбельную песенку.
Эмма Эфраимовна
Мошковская
1926 – 1981
http://www.youtube.com/watch?v=t9Y-FHrnMLA
- Понравилось ли вам стихотворение? - Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этому произведению? - Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? - Найди эти строки и прочитай. - Переживал ли малыш, что поссорился с мамой? - Кем он себя представлял? - Почему он видел всегда себя печальным и молчаливым? - Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину?
-Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины. - Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу?
-Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя. - О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.
- Правильное ли решение хочет принять мальчик? – Что нужно сделать мальчику, чтобы мама его простила раньше? – Как бы вы поступили в такой ситуации?
Мама – самый близкий человек, самый родной. Любящий сын не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.
Работа в группах «Метод шести шляп»
1 группа. Белая шляпа: информация
-Пересказать содержание с использованием предположения о том, как мальчик мог обидеть маму.
2 группа. Черная шляпа: критика
-Дать оценку поступку мальчика. За что мы его осуждаем.
3 группа. Желтая шляпа: логический позитив.
-Что хорошего можно извлечь из этой истории? Перечислить все положительное.
4 группа. Зеленая шляпа: креативность
-Найдите выход из этой ситуации. Как по-другому выпросить мальчику прощение.
Каждая ваша шляпа особенная, неповторимая. Белая шляпа: статистическая, информационная. Нас интересуют только факты. Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ . Что хорошего можно извлечь? Красная шляпа: эмоциональная. Вы можете высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно темы (кластер). Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость) . Зеленая шляпа: творческая. Найдите выход из ситуации. Находясь под зеленой шляпой, составьте мини-коллаж: картинки, загадки, стихи, синквейн. Черная шляпа : негативная. К чему плохому может привести? Эта шляпа помогает критически оценить ситуацию. Синяя шляпа : аналитики. Составляют план реализации идей. Чего мы достигли? Определяет план координирует, реализует.
Дитя хоть криво, да отцу матери мило. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. От одного плохого слова, да навек ссора. Красота сердца дороже красоты лица.
-Как вы думаете, легко ли быть мамой?
Мамы проводят у постели больных детей более 3000 тысяч бессонных ночей.
Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд.
А еще они стирают горы белья. Если сложить постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус.
Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара.
Мамы поют песни и читают стихи.
Радуются и огорчаются.
А еще мамы плачут. Мамины слезы - это море или даже океан, который можно назвать океаном грусти.
http://www.youtube.com/watch?v=EVd6jE8FC08
Мультфильм «Я маму свою обидел»
Э. Мошковская? - Что вы можете сделать, чтобы родители могли вами гордиться? – Почему важно в семье любить друг друга? – Как выразить свою любовь к маме? – Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?
Мне удалось на уроке…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за …
-С каким настроением заканчиваем урок?