Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках математики
“ Личность – звено между мотивацией и ее реализацией”
З. Фрейд
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.
Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата
“ Мне тогда все понятно, когда интересно ”
Значит ребенку должно быть
интересно на уроке.
хочу
выполняю с интересом
могу
личностно
значимо каждому
Приемы формирования мотивации к изучению математики
- Апелляция к жизненному опыту детей
.
Создание проблемной ситуации
В качестве проблемной ситуации можно предложить софизмы .
Например: Всякое число равно своему удвоенному значению.
Запишем тождество a 2 - a 2 = a 2 - a 2 , вынесем a в левой части за скобку, а правую часть разложим на множители по формуле разности квадратов, получим
a(a – a) = (a + a)(a - a).
Разделив обе части на (a – a), получим
a = a + a , или a=2a .
Создание проблемной ситуации
Фрагмент урока по теме: « Длина окружности»
На занятии предлагаются детям несколько моделей круга разных размеров.
Задание:
Измерьте длину окружности(С) и длину диаметра (d).
Найдите отношение длины окружности к длине её диаметра.
Повторите упражнение для всех моделей круга.
Результаты измерений занесите в таблицу:
Длина окружности (С)
Длина диаметра окружности (d)
Отношение длины окружности к длине её диаметра (C/d)
Ролевые и деловые игры Деловая игра «Строитель» Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания .
I бригада – столяры
Необходимо изготовить паркетные плитки, указанных размеров в таком количестве, чтоб после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимально, а плиток в форме параллелограммов и трапеций – одинаковое кол-во.
III бригада – паркетчики
Чтобы проконтролировать доставку надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
II бригада – поставщики
Необходимо доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Рассчитайте это количество
Приемы формирования мотивации к изучению математики
Решение нестандартных задач на смекалку и логику
Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости.
Задача В гараже стоят 750 автомобилей. Грузовые автомобили имеют по 6 , а легковые по 4 колеса. Сколько каких автомобилей в гараже, если колес всего 3024?
Приемы формирования мотивации к изучению математики
Элементы занимательности
Фокус – покус
Напиши такое трехзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последние числа сложи.
891 + 198 = 1089
Удивительное дело: какие бы числа мы не брали, в ответе всегда будет 1089!
Теперь предложи провести все эти действия с числами кому-то из друзей.
Приемы формирования мотивации к изучению математики Кроссворды, сканворды, ребусы, синквейны, творческие задания и т.п.
Приемы мотивации
Ассоциации вместо правил
Отражение исторического аспекта.
- Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.
- «Тригонометрией в ладони» ,8 класс
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Снижение мотивации-снижению успешности и эффективности обучения.
Использование современных педагогических технологий способствует развитию коммуникативной компетенции, творческой активной личности.