ТОО «Гимназия АРМАН»
Научно-практическая конференция учителей.
Доклад.
Тема: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории, обобщение опыта работы».
Абдраев Е.М.
Город Шымкент.
2021 год.
Введение.
Стандартная картина на уроке. Сидит на последней парте, отличник. Отличник от слов отлично не работает. И так, из урока к уроку.
Думаю, каждый из присутствующих коллег, имел счастье работы с таким учеником. Пытаюсь создать диалог-общения, спрашиваю:
- Артур, что тебе мешает учиться?
Ответ, как правило один и тот-же: - неинтересно-.
Что делать? Классика жанра в извечном вопросе бытия. Вот-так, я задумался о том, как? Сделать свои уроки интересными. Какие использовать приёмы тысячелетней системы Педагогики, чтобы детям было весело и легко учиться.
Цель работы:
Описать педагогические приёмы, повышающие мотивацию к знаниям у детей, на уроках истории.
Актуальность:
Из сообщения сайта информационного агентства Today.kz от 01.2020: «Казахстан занял 70-е место из 73-х списке лучших стран для образования».
Без техник, активизирующих мотивацию к учёбе у учащихся, повысить уровень знаний будет не возможным.
Система приёмов развития мотивации у детей на уроках.
Начнём с понятий.
«Мотив-это то, ради чего осуществляется деятельность». (Л.А.Божович).
В психологии, мотивация-это, побуждение к действию.
В менеджменте, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность через труд удовлетворять свои потребности.
Мотивацию можно определить в терминах различных факторов, которые направляют, активизируют и поддерживают наше целенаправленное поведение. Мотив-это причина определенного поведения; это желание или потребность, которая управляет нашим поведением и объясняет то, что мы часто делаем. Хотя мы не наблюдаем наши мотивы; вместо этого мы можем заключить, что они существуют на основе поведения, которое мы наблюдаем.
Теперь, возникает второй извечный вопрос рефлексирующей интеллигенции: «Когда?». Когда? Же использовать сладкое понятие мотивация на уроке.
Как правило, приемы повышения мотивации детей, лучше использовать в первой стадии урока. Создавая у ребёнка, устойчивый, положительный настрой на изучение, темы урока.
Разминка. Проводится в первой стадии урока, но можно ею разделять части урока для переключения внимания детей, чтобы избежать психологической усталости от изучаемой темы.
Разминку можно начать с гимнастики для мозга. Не забываем о техники безопасности детей. Упражнения, подбираем с таким расчетом, чтобы ученики не покалечили друг друга.
Как показала практика проведения, гимнастики стимулирования работы мозга, детям нравятся упражнения для стимулирования БАК (биологических активных точек).
Пример:
Пример типовых приёмов активации умственной деятельности ребёнка.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. (базовое положение для всех основных приёмов, кроме специальных).
Пальцами левой руки, начинаем массажировать пальцы правой руки. Массаж, делается не сильными нажатиями, растиранием. (если ребёнок левша, массаж начинается с левой руки).
Общий массаж ладоней. Принять исходное положение. Руки согнуть в локтях, ладони соединить перед собой, на уровни груди. Быстрыми движениями потираем ладони, друг о друга до появления чувства теплоты.
Массаж ушей, правую руку согните в локте, заведите за голову и возьмитесь за противоположное ухо. Массируйте, начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке. Повторить 5-10 раз, без фанатизма.
Ассиметричный приём, формирующий новые нейронные связи, между левым и правым полушариями мозга. Принять исходное положение. Руки согнуть в локтях, пальцы рук, сжать в кулаки, сильно, не жалея себя. Большой палец, левой руки выпрямить. Зафиксировать положение на 1-3 секунды. Меняем местами положение больших пальцев. Большой палец правой руки вверх, фиксация. Повторить 5-10 раз.
Исходное положение. Левая рука, пальцы формируют кулак, большой палец оттопырен и направлен вверх. Правая рука, ладонь раскрыта, большой палец и указательный образуют кольцо. Меняем местами положение пальцев. Повторить 5-10 раз.
Данные приёмы, активирует всю эндокринную систему, подготовляет к физическим, психологическим, умственным нагрузкам.
Для справки.
Функции эндокринной системы:
регуляция процессов дифференцировки тканей и развития организма
регуляция процессов синтеза ДНК и белка в клетках
регуляция митотической активности клеток, регуляция роста тканей
контроль над процессами обмена веществ и энергии
обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям
окружающей среды
поддержание гомеостаза организма
контроль поведенческой и рассудочной деятельности
регуляция половой дифференцировки и репродуктивной функции