СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотив-это источник деятельности любого человека.От силы мотива зависит и интенсивность деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности обучающихся.»

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


Мотив - это источник деятельности лю­бого человека и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Если нет внутреннего мотива - внутрен­ней движущей силы всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий про­цесс. Мотивацию надо специально формировать, раз­вивать, стимулировать.

Мотивация обучения и стимулирование деятельности обучающихся – это одна из основных задач обучения в школе. Характеризуя традиционное образование, мы наблюдаем ряд негативных тенденций; снижение двигательной и познавательной активности, высокий уровень психоэмоционального напряжения. И как следствие – мы наблюдаем снижение показателей в учебе и воспитанности.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  • Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  • Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

  • Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.


Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому нужно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами положительной мотивации к учебной деятельности являются:

1. Содержание учебного материала.

2. Стиль общения учителя и учащихся.

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

В связи с этим нужна корректировка программ и планирующей документации. Учебные программы откорректированы с учетом интереса учащихся. Содержание перспективно-тематического плана по предмету пересмотрено, переработано в плане подбора разнообразных видов самостоятельных работ, совершенствования дидактического материала, разнообразных средств обучения, повышающих эффективность обучения. Отбор содержания учебного материала проводится также с учетом того, что информация должна быть для учащихся интересной, доступной для понимания. Задания подбираются с учетом психофизиологических особенностей учеников. В структуре урока нужно чаще проводить смену деятельности, чтобы поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Для наглядности на занятиях используется различный дидактический материал, новые современные материалы и технологии:

1.Печатные материалы (карточки, схемы, дидактический материал)

2. Фрагменты урока на дисках.

3. Презентации уроков с использованием мультимедиа.

Учеб­ный материал должен вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы

На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимо­отношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возмож­ностям учащихся.

2. Проявление личного отношения учителя к уче­нику, группе, высказывание собственного мнения.

3. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Групповая фор­ма учебной деятельности создает лучшую мотива­цию, чем индивидуальная. Групповая работа «втя­гивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной дея­тельности .

Эмоциональные

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представ­лений,

5 - создание ситуаций успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой лич­ностью.

Познавательные

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных реше­ний,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающая кооперация (парная и группо­вая работа, проектный метод).

Волевые

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результа­тах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекции,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные

1 - развитие желания быть полезным обществу,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуации взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллектив­ной работы,

6 - взаимопроверка,

7 – рецензирование





Формируя познавательный ин­терес, нужно помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

I уровень - проявление ситуативного интереса к учебе, к предмету (иногда на уроке бывает инте­ресно, нравится учитель, нравится получать хоро­шие отметки).

II уровень - учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому, что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень - интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень - повышенный познавательный инте­рес (легко дается предмет, с нетерпением жду уро­ка, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Положительные показатели I и II уровня сформиро­ванное познавательного интереса важны и нужны, но, скорее всего, на первоначальном этапе. Важны другие параметры - III уровень и особенно IV уровень.

Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в ко­торый входят творческие задачи с интересным со­держанием из трех основных групп:

1) причинно-следственные связи,

2) комбинирование информации,

3) планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для раз­вития мотивации у учащихся к учебной деятельнос­ти предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Но это дает определенные свои положительные результаты.