СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы учения школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренние  мотивы:

Собственное развитие в процессе  учения

Действие вместе с другими  и  для других

Познание нового, неизвестного

Понимание  необходимости  учения для дальнейшей жизни

Процесс  учения, как  возможность  общения

Похвала  от  значимых  лиц

Внешние  мотивы:

Учеба  как  вынужденное  поведение

Процесс  учебы  как  привычное  функционирование

Учеба  ради  лидерств и престижа

Стремление  оказаться  в  центре  внимания

Ради  материального вознаграждения

Просмотр содержимого документа
«Мотивы учения школьников»

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющиеся направленность его активности.

Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работ, связанная с внутренним отношением ученика к учебной деятельности.

Классификация мотивов учебной деятельности:

1) Внутренние и внешние

Формирование мотивации учения:

Формирование внутренней мотивации – это движение «вверх» в развитии личности.

Формирование внешней мотивации – это движение «вниз» в развитии личности.

Внутренние мотивы:

Собственное развитие в процессе учения

Действие вместе с другими и для других

Познание нового, неизвестного

Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни

Процесс учения, как возможность общения

Похвала от значимых лиц

Внешние мотивы:

Учеба как вынужденное поведение

Процесс учебы как привычное функционирование

Учеба ради лидерств и престижа

Стремление оказаться в центре внимания

Ради материального вознаграждения

Задача учителя – выработать у школьников внутреннюю мотивацию учения, т.к. она является основой целенаправленной активности ученика в учебном процессе.

Средства активизации:

Логические задания, проблемные ситуации

Самостоятельные работы, фронтальные беседы

Разнообразные средства обучения

В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности.

Активность воспроизведения (характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу)

Активность интерпретации (связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях)

Творческая активность (предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявления познавательных интересов

Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение.

2) Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

А. Мотивы, связанные с содержанием учения

Ученика побуждает учиться:

стремление узнать новые факты

овладеть знаниями

овладеть способами действий

проникнуть в суть явления

Б. Мотивы, связанные с самим процессом учения

Ученика побуждает учиться:

Стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать

Преодолевать препятствия в процессе решения задач

Увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности

А. Широкие социальные мотивы

Мотивы долга и ответственности перед:

обществом

классом

учителем

родителями

Мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе)

Мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения)

Б. Узколичные мотивы

Мотивация благополучия:

стремление получить одобрение, хорошие отметки

Мотивация престижа

желание быть первым учеником

занять достойное место среди соклассников

Отрицательные мотивы:

Стремление избежать неприятностей со стороны родителей, учителей,

соклассников

3) Познавательные и социальные

П - направленность на содержание учебного предмета.

Широкие познавательные мотивы

(ориентация на овладение новыми знаниями, явлениями, закономерностями)

Учебно-познавательные мотивы

(ориентация на усвоение способов добывания знаний)

Мотивы самообразования

(ориентация на приобретение дополнительных знаний)

С - направленность на другого человека в ходе учения.

Широкие социальные мотивы

(долг и ответственность, понимание социальной значимости учения)

Узкие социальные мотивы

(стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими)

Мотивы социального сотрудничества

(ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком)

МОТИВЫ НАЗВАННЫХ ВИДОВ И УРОВНЕЙ МОГУТ ПРОХОДИТЬ В СВОЕМ СТАНОВЛЕНИИ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

Актуализация привычных мотивов

Постановка на основе этих мотивов новых целей

Положительное подкрепление мотива при реализации этих целей

Появление на этой основе новых мотивов

Появление у ряда мотивов новых качеств

4) Непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие, интеллектуально-побуждающие

Н-п - основаны на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях

Яркость новизна, занимательность

Интересное преподавание

Привлекает личность учителя

Желание получить похвалу, награду

Боязнь получить отрицательную оценку

Наказание, страх перед учителем

П-п - основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности

Осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения учебного предмета, тех или иных знаний и умений .

Связывание учебного предмета с будущей жизнью ( поступление в институт, выбор профессии)

И-п - основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания

Интерес к знаниям

Любознательность

Стремление расширить свой культурный уровень

Увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач

Познавательный интерес как мотив учебной деятельности

Стадии развития ПИ:

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к предмету.

Обусловлена чисто внешними обстоятельствами.

Любознательность - характеризуется стремлением человека проникать за пределы увиденного.

Стремление знать больше, чем дается на уроке,

Задавать большое количество вопросов

Поиск сложных задач и их расшифровка

Познавательный интерес - характеризуется познавательной активностью

Избирательной направленностью к учебным предметам.

Теоретический интерес - стремление к познанию сложных теоретических вопросов

Познанию проблем конкретной науки.

В процессе учения школьников важно не только сформировать интерес, но и удержать, закрепить его на всех этапах учебного познания.

Именно стойкий интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности учащихся.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Выражает интеллектуальный отклик на процесс познания

Интерес, потребность в умственной деятельности

Поисковой направленностью в учении

Эмоциональным подъемом

Наличием познавательного интереса

Уровни познавательной активности:

Репродуктивно-подражательный

Поисково-исполнительский

Уровень творческой активности

Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться:

- Младший школьник:

Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) к 8-9 годам могут преобразовываться в учебно-познав-тельные мотивы (интерес к способам приобретения знаний)

Широкие социальные мотивы преобразуются в более глубокое осознание причин необходимости учиться

Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в общем проявлении.

- Подросток:

Укрепляются широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные.

Мотив самообразования выражается в стремлении к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления

Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества и необходимости глубоких знаний для реализации собственных целеустремлений.

Старший школьный возраст:

Широкие познавательные мотивы укрепляются за счет интереса к основам наук

Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

Мотив самообразовательной деятельности связывается с перспективами выбора профессии.

Формирование мотивов учения:

Актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок.

Коррекция дефектных мотивационных установок

Выявление возрастных возможностей мотивации.

Формирование мотивации учения у отстающих школьников.

Формирование учителем совместной учебной деятельности.