Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющиеся направленность его активности.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной работ, связанная с внутренним отношением ученика к учебной деятельности.
Классификация мотивов учебной деятельности:
1) Внутренние и внешние
Формирование мотивации учения:
Формирование внутренней мотивации – это движение «вверх» в развитии личности.
Формирование внешней мотивации – это движение «вниз» в развитии личности.
Внутренние мотивы:
Собственное развитие в процессе учения
Действие вместе с другими и для других
Познание нового, неизвестного
Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни
Процесс учения, как возможность общения
Похвала от значимых лиц
Внешние мотивы:
Учеба как вынужденное поведение
Процесс учебы как привычное функционирование
Учеба ради лидерств и престижа
Стремление оказаться в центре внимания
Ради материального вознаграждения
Задача учителя – выработать у школьников внутреннюю мотивацию учения, т.к. она является основой целенаправленной активности ученика в учебном процессе.
Средства активизации:
Логические задания, проблемные ситуации
Самостоятельные работы, фронтальные беседы
Разнообразные средства обучения
В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности.
Активность воспроизведения (характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу)
Активность интерпретации (связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях)
Творческая активность (предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявления познавательных интересов
Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение.
2) Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
А. Мотивы, связанные с содержанием учения
Ученика побуждает учиться:
стремление узнать новые факты
овладеть знаниями
овладеть способами действий
проникнуть в суть явления
Б. Мотивы, связанные с самим процессом учения
Ученика побуждает учиться:
Стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать
Преодолевать препятствия в процессе решения задач
Увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности
А. Широкие социальные мотивы
Мотивы долга и ответственности перед:
обществом
классом
учителем
родителями
Мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе)
Мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения)
Б. Узколичные мотивы
Мотивация благополучия:
стремление получить одобрение, хорошие отметки
Мотивация престижа
желание быть первым учеником
занять достойное место среди соклассников
Отрицательные мотивы:
Стремление избежать неприятностей со стороны родителей, учителей,
соклассников
3) Познавательные и социальные
П - направленность на содержание учебного предмета.
Широкие познавательные мотивы
(ориентация на овладение новыми знаниями, явлениями, закономерностями)
Учебно-познавательные мотивы
(ориентация на усвоение способов добывания знаний)
Мотивы самообразования
(ориентация на приобретение дополнительных знаний)
С - направленность на другого человека в ходе учения.
Широкие социальные мотивы
(долг и ответственность, понимание социальной значимости учения)
Узкие социальные мотивы
(стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими)
Мотивы социального сотрудничества
(ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком)
МОТИВЫ НАЗВАННЫХ ВИДОВ И УРОВНЕЙ МОГУТ ПРОХОДИТЬ В СВОЕМ СТАНОВЛЕНИИ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:
Актуализация привычных мотивов
Постановка на основе этих мотивов новых целей
Положительное подкрепление мотива при реализации этих целей
Появление на этой основе новых мотивов
Появление у ряда мотивов новых качеств
4) Непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие, интеллектуально-побуждающие
Н-п - основаны на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях
Яркость новизна, занимательность
Интересное преподавание
Привлекает личность учителя
Желание получить похвалу, награду
Боязнь получить отрицательную оценку
Наказание, страх перед учителем
П-п - основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности
Осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения учебного предмета, тех или иных знаний и умений .
Связывание учебного предмета с будущей жизнью ( поступление в институт, выбор профессии)
И-п - основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания
Интерес к знаниям
Любознательность
Стремление расширить свой культурный уровень
Увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач
Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Стадии развития ПИ:
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к предмету.
Обусловлена чисто внешними обстоятельствами.
Любознательность - характеризуется стремлением человека проникать за пределы увиденного.
Стремление знать больше, чем дается на уроке,
Задавать большое количество вопросов
Поиск сложных задач и их расшифровка
Познавательный интерес - характеризуется познавательной активностью
Избирательной направленностью к учебным предметам.
Теоретический интерес - стремление к познанию сложных теоретических вопросов
Познанию проблем конкретной науки.
В процессе учения школьников важно не только сформировать интерес, но и удержать, закрепить его на всех этапах учебного познания.
Именно стойкий интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности учащихся.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Выражает интеллектуальный отклик на процесс познания
Интерес, потребность в умственной деятельности
Поисковой направленностью в учении
Эмоциональным подъемом
Наличием познавательного интереса
Уровни познавательной активности:
Репродуктивно-подражательный
Поисково-исполнительский
Уровень творческой активности
Возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться:
- Младший школьник:
Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) к 8-9 годам могут преобразовываться в учебно-познав-тельные мотивы (интерес к способам приобретения знаний)
Широкие социальные мотивы преобразуются в более глубокое осознание причин необходимости учиться
Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в общем проявлении.
- Подросток:
Укрепляются широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные.
Мотив самообразования выражается в стремлении к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления
Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о нравственных ценностях общества и необходимости глубоких знаний для реализации собственных целеустремлений.
Старший школьный возраст:
Широкие познавательные мотивы укрепляются за счет интереса к основам наук
Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
Мотив самообразовательной деятельности связывается с перспективами выбора профессии.
Формирование мотивов учения:
Актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок.
Коррекция дефектных мотивационных установок
Выявление возрастных возможностей мотивации.
Формирование мотивации учения у отстающих школьников.
Формирование учителем совместной учебной деятельности.