СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мудрые заповеди предков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра?  

Просмотр содержимого документа
«Мудрые заповеди предков.»

Тема: Мудрые заповеди предков.

Ход классного часа

Слайд. Тема нашей беседы: «Мудрые заповеди предков»

-Послушайте песню. Слайд

1. Звучит песня «Дорогою добра» ( 1-ый куплет)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. 
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра

- С какого вопроса начиналась песня? Какое напутствие дают нам авторы песни?

У. - Издавна человек ищет ответ на вопрос о смысле жизни, о счастье, истине.


Слайд 2. Игра «Угадай содержимое»

Показ двух упаковок: одна – красивая коробка, другая – простой и невзрачный пакет. Вопрос: «Что там?» ( дети высказывают разные предположения) Открыв красивую коробку, ребята видят в ней конфетные обёртки, использованный тюбик зубной пасты, поломанную ручку, упаковку от крема и т.п., т.е. мусор; в скромном пакете они находят набор цветных карандашей (фломастеров)…

У. – Какая упаковка более привлекательная? Д. – Красивая коробка.

У. – Что из содержимого вам может пригодиться? Д. – фломастеры

У. – Предполагали ли вы увидеть в этих упаковках нужные и бесполезные предметы? Д. – Нет.

У. - Каким образом вы увидели содержимое пакетов (коробки)?Д.- Заглянули внутрь.

У. – Продолжите предложение: «Внешность человека может быть …

Д. – обманчивой; Чтобы узнать человека, надо познакомиться с ним поближе (на это, возможно, уйдёт какое-то время); посмотреть какие поступки он совершает, не следует торопиться и делать поспешные выводы при первой встрече.

Слайд У. - Какая пословица подходит к этой ситуации.

Д. – По одёжке встречают – по уму провожают. (Не одежда красит человека, а его добрые дела)


3. Работа с пословицами. Слайд


У. – Читая пословицы, поговорки, каждый раз убеждаешься , как мудры были наши предки. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете, явлении, человеческих качествах. Что же ценили наши предки? Вам предлагается работа в группе: собрать поговорки и пословицы из двух половинок .


Каждой группе дают пословицы на одну из тем.



1-ая группа «Добрые слова» Проверьте себя.

Доброе слово и кошке приятно.

Слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрые слова дороже богатства.

Доброе слово, что дождь в засуху.

-Что ценили наши предки? Чему учат эти пословицы?


2-ая группа «Добрые дела» Проверьте себя

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

Торопись на доброе дело, худое само приспеет

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

-Что ценили наши предки? Чему учат эти пословицы?

3-ая группа « О труде»

Какие труды, такие и плоды.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Кто любит труд, того люди чтут.

-Что ценили наши предки? Чему учат эти пословицы?


4-ая группа « О почтении, уважении к старшим»

Молодой работает, старый ум даёт.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Без старых не проживёшь.

За старой головой – как за каменной стеной.

От совета старых людей голова не болит.


-Что ценили наши предки? Чему учат эти пословицы?


5-ая группа « О дружбе»

Там где дружат, живут не тужат.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Человек без друга, что земля без воды.

-Что ценили наши предки? Чему учат эти пословицы?


Итог: Что же ценили наши предки?


4. Обсуждение отрывков из художественной литературы

Слайд -Художественная литература также приобщает нас к миру человеческих ценностей.

Слайд а) Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

У.Почему старуха осталась у разбитого корыта? Что погубило её?

- О чём предупреждает эта сказка?

Слайд Б) Вспомните один из рассказов В. Осеевой « Три сына», где 2 женщины нахваливали своих сыновей, а третья про своего сказала, что ничего особенного в нем нету. Набрали женщины полные вёдра воды, несут. Тяжело им. Навстречу выбегают мальчики. Один кувыркается через голову, другой песню поёт. И только третий подбежал к матери и забрал у неё тяжелые вёдра.

- Кто из мальчиков настоящий сын? Почему? Чему учит этот рассказ?


Слайд В)- Посмотрите отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

-Чему учит эта сказка?

итог: Слайд

Литературные произведения могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружбу, доброту, милосердие, верность. В свою очередь сами литературные произведения являются ценностями для нас, это опыт и мудрость, оставленная нам, потомкам.


Слайд -А эти ценности предков необходимы современным людям?

-Сейчас я предлагаю вам распределить качества человека на 2 группы. В 1-ую поместить качества, которые несут добро, мир, улучшают нашу жизнь.

Во 2-ую группу, те качества, которые делают нам больно, вызывают отрицательные эмоции.( по 6 слов у каждой группы)

Качества человека,

Вежливость Внимание Грубость Деликатность Доброта Забота

Зависть Злоба Злорадство Издевательство Любовь Милосердие

Мудрость Насмешка Ободрение Оскорбление Помощь

Похвала Почтение Пренебрежение Смирение Сочувствие Тактичность

Терпение Уважение Унижение Великодушие Хамство Хвастовство Справедливость

Итог: В каком мире вы хотите жить? В котором процветают качества, несущие мир, добро или разрушение?

Да, жизнь предоставляет нам решать очень много непростых вопросов. Принимая то или иное решение, поступая тем или иным образом, мы должны думать, чем обернется наш выбор: добром или злом.

-Ребята, кто нуждается в наших добрых делах?
( близкие люди, пожилые, одинокие, малыши, люди, попавшие в трудные ситуации, животные…)

Слайд Предлагаю создать « Банк добрых дел». Учитель предлагает детям работать в группах. . Каждая группа составляет список добрых дел - тех, которые они уже совершили, (ребята делятся собственным опытом) и тех, которые могли бы совершить.
1 группа: Помощь животным;
2 группа: Помощь в семье;
3 группа: Помощь младшим (дома, во дворе, в школе, помощь детям-сиротам…)
4 группа: Помощь пожилым, одиноким людям;
5 группа: Помощь городу, стране (трагедии, стихийные бедствия…)

- Представление результатов работы каждой группы, дополнения к ответам учащихся ребятами из других групп.

-Согласны на воплощение этих предложений в реальной жизни?

Принимаем эти предложения ?,


Итог Слайд

Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередования добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершённых им поступках.

Слайд В народе говорят, что добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды,добрые сердца – сады.


У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды.

Если добрых мыслей у вас пока больше, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же ваши добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды.

Прикрепите свои деревья к доске.

- Как мы назовём нашу работу?.

Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

Слайд - Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Слайд Приложите руку к сердцу своему и скажите себе: «Слышу, стучит оно! Значит, ждут меня дела человеческие.

- Благодарю вас за тёплый, доверительный разговор, добрые и умные мысли.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!