Мультимедийная презентация на уроке музыки.
Дмитриева Е.А.
МОУ гимназия №8 Красноармейского района г. Волгограда.
Одним из ведущих факторов становления новой образовательной системы является развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий. Использование этих технологий в школе служит достижению определенных образовательных целей. Важен выбор той технологии, которая позволяет повысить эффективность урока.
В настоящее время учитель музыки широко использует электронные энциклопедии и справочники, где представлены статьи о музыкальных жанрах, стилях, инструментах, о жизни и творчестве композиторов и исполнителей. Данные электронные энциклопедии содержат аудио и видеофрагменты музыкальных произведений, богато иллюстрированы. Это такие программы, как «Соната. Не только классика», «Энциклопедия популярной музыки», «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты. Энциклопедия.», «Учимся понимать музыку» и др. Однако использовать электронные энциклопедии на уроке не всегда удобно.
Сегодня информационные технологии предоставляют широкие возможности для подготовки и проведения урока с использованием многостраничной презентации. Для этого используется программа PowerPoint, входящая в пакет Microsoft Office.
Представление учебного материала в таком виде, по сравнению с традиционным объяснением учителя на уроке музыки, отличается большей информативностью, наглядностью, научностью изложения. Презентация дает возможность учащимся увидеть целостность представленного материала, взаимосвязь изучаемых понятий, обогащает урок, делает его интересным для учеников.
На обобщающем уроке по теме «Музыка моего народа» в 4 классе был реализован мини – проект, целью которого была систематизация знаний детей о русской музыке. Предполагалось выделить разделы русской музыки (народная, композиторская, церковная), отобрать содержание по каждому разделу, музыкальные произведения. Ребята работали индивидуально, по группам, коллективно. Они проанализировали, сопоставили содержание, выбрали материал о русской музыке, а затем представили проект в виде информационного бюллетеня.
Отбор содержания ребята осуществляли по разделам: народная музыка, светская профессиональная (композиторская) и духовная музыка.
Для проведения урока была создана мультимедийная презентация, благодаря которой учащиеся могли не только работать в своей группе, но и иметь представление о работе своих товарищей. Использование интерактивной доски позволило корректировать и исправлять выполнение заданий различными группами, составлять ритмическую партитуру и тут же исполнять ее на русских народных инструментах. В группе ребята выбирали одного учащегося, который демонстрировал выполненное задание с помощью интерактивной доски. Благодаря мультимедийной презентации дети имели целостное представление о содержании, что позволило за один урок создать информационный лист. Урок получился яркий, интересный, каждый человек был включен в деятельность.
Мультимедийные возможности позволяют заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатить урок качественными наглядными, аудио и видеоматериалами. Наличие презентации на уроке музыки восполняет отсутствие учебника, нотных партитур, в конце семестра позволяет проверить знания учащихся с помощью тестов.
С помощью цветового оформления в презентации подчеркивается важность того или иного фрагмента демонстрации. Все это помогает на протяжении всего урока сохранять интерес учащихся к изучаемому материалу. Во время хода урока учитель организует беглый обмен мнениями. Даже короткая дискуссия в ходе урока оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность детей и, что очень важно, позволяет управлять коллективным мнением группы.
Использование мультимедийной презентации и интерактивной доски на уроке в 6 классе по теме «О чем поют колокола?» позволило учащимся создать партитуру звучания колокольных звонов, осознать драматургию звона, чтобы затем имитировать звучание колоколов на треугольниках.
Хочется отметить следующие важные преимущества уроков с применением информационных технологий:
формирование умений работать с информацией;
развитие коммуникативных способностей, диалоговый характер обучения;
управляемость (коррекция) в любой момент урока;
экономия времени на уроке;
мгновенная обратная связь с учащимися.
Использование мультимедийной презентации на уроке позволяет моделировать различные ситуации, активно развивать творческие и познавательные способности ученика, создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на художественном развитии ребенка.