СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийное логопедическое занятие "Дифференциация Б-П"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийное логопедическое занятие "Дифференциация Б-П"»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Мегион, ХМАО - Югра      Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии  у обучающихся 2-ых классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными  фонетико-фонематическим недоразвитием речи    Тема: «Дифференциация звуков  «Б,бь» и «П,пь» в слогах, словах».     Учитель-логопед Уразаева Рита Нажавовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  • «Средняя общеобразовательная школа №2
  • г. Мегион, ХМАО - Югра

Логопедическое занятие

по коррекции акустической дисграфии у

обучающихся 2-ых классов

с нарушениями чтения и письма, обусловленными

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Дифференциация звуков

«Б,бь» и «П,пь» в слогах, словах».

Учитель-логопед

Уразаева Рита Нажавовна

Цели: 1. Коррекционно-образовательные :  Закрепить знания о звуках Б,БЬ,П,ПЬ;  дифференцировать звуки по артикуляторным  и акустическим признакам в слогах, словах, предложениях;  совершенствовать навыки слогового анализа, опираясь на правило о слогообразующей  роли гласной;  соотносить звуки/буквы с символами; обогащать словарь обучающихся словами со звуками  Б,БЬ,П,ПЬ; упражнять в составлении предложений к заданной схеме с опорными словами-картинками; закрепить навыки чтения и письма слогов, слов с  оппозиционными звуками.

Цели:

1. Коррекционно-образовательные :

  • Закрепить знания о звуках Б,БЬ,П,ПЬ;
  • дифференцировать звуки по артикуляторным

и акустическим признакам в слогах, словах,

предложениях;

  • совершенствовать навыки слогового

анализа, опираясь на правило о слогообразующей

роли гласной;

  • соотносить звуки/буквы с символами;
  • обогащать словарь обучающихся словами со звуками

Б,БЬ,П,ПЬ;

  • упражнять в составлении предложений к

заданной схеме с опорными словами-картинками;

  • закрепить навыки чтения и письма слогов, слов с

оппозиционными звуками.

2 .Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие,  познавательную активность;  умение формулировать ответы на вопросы; активизировать работу лицевых мышц,  подвижность артикуляционного аппарата; развивать зрительное  восприятие, внимание,  память, логическое мышление,  воображение,  развивать координацию речи с движением. 3.Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самоконтроль; желание активно работать на занятии, целеустремлённость, собранность, самостоятельность; эмоционально-ценностное отношение  к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;  воспитывать доброжелательность, желание сотрудничать.

2 .Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие,

познавательную активность;

  • умение формулировать

ответы на вопросы;

  • активизировать работу лицевых мышц,

подвижность артикуляционного аппарата;

  • развивать зрительное восприятие, внимание,

память, логическое мышление, воображение,

  • развивать координацию речи с движением.

3.Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль; желание активно работать

на занятии, целеустремлённость, собранность,

самостоятельность; эмоционально-ценностное отношение

к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

воспитывать доброжелательность, желание сотрудничать.

Оборудование:     домики (Б-П), буквы-поделки ,  индивидуальные зеркала; ,  картинный материал для звуко-буквенного анализа,  фишки-символы для обозначения звуков П, Б  (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б),  лист со спрятанными буквами П и Б, фотографии продуктов  (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки,  бисквит, печенье, бутерброды, курабье, плюшки, плетёнки), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки со словами для чтения, со слогами  для чтения, карточки со схемами предложений, карточки  с картинками для составления слова «Буратино» по первым  звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино, картонные сумочки (для игры в «Магазин», карточки для чтения  слов с пропущенной буквой.

Оборудование:

домики (Б-П), буквы-поделки ,

индивидуальные зеркала; ,

картинный материал для звуко-буквенного анализа,

фишки-символы для обозначения звуков П, Б

(синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б),

лист со спрятанными буквами П и Б, фотографии продуктов

(баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки,

бисквит, печенье, бутерброды, курабье, плюшки, плетёнки),

предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка,

рубашка), карточки со словами для чтения, со слогами

для чтения, карточки со схемами предложений, карточки

с картинками для составления слова «Буратино» по первым

звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино,

картонные сумочки (для игры в «Магазин», карточки для чтения

слов с пропущенной буквой.

 Тип занятия:  комбинированный  (одновременное решение дидактических и коррекционных задач) Формы работы:  и ндивидуальная, групповая. Основные методы обучения:  частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа по алгоритму. Этапы занятия: 1. Оргмомент - 2 мин. 2.Актуализация. 3. Формирование темы и целей занятия. Познавательная мотивация — 5 мин. 4. Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам — 3 мин. 5.Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях — 10 мин. 6.Физминутка — 2 мин. 7.Произношениие и дифференциация изучаемых  звуков в словах -10 мин. 8.Контроль- 5 мин. 9.Итог логопедического занятия- 3 мин.

Тип занятия: комбинированный (одновременное решение дидактических и коррекционных задач)

Формы работы: и ндивидуальная, групповая.

Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа по алгоритму.

Этапы занятия:

1. Оргмомент - 2 мин.

2.Актуализация.

3. Формирование темы и целей занятия.

Познавательная мотивация — 5 мин.

4. Сравнительная характеристика звуков

по артикуляционным и акустическим признакам — 3 мин.

5.Произношениие и дифференциация изучаемых

звуков в слогах и слоговых сочетаниях — 10 мин.

6.Физминутка — 2 мин.

7.Произношениие и дифференциация изучаемых

звуков в словах -10 мин.

8.Контроль- 5 мин.

9.Итог логопедического занятия- 3 мин.

      1 этап. Организационный момент Цель: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на учение, пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических функций; Деятельность учителя Психогимнастика. - Сейчас я улыбнусь  вам , а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу.  Как хорошо, что мы  сегодня здесь с вами.  Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы  все здоровы! Пожалуйста, сделайте  глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть,  доброту,  красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните . Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.  Деятельность обучающихся Дети приветствуют учителя, улыбаются,  ровно садятся за парты, настраиваются на работу и сотрудничество, проявляют интерес к уроку. Мимические упражнения улучшают работу лицевых  мышц, способствуют развитию подвижности  артикуляционного аппарата,  способствуют раскрепощению детей , проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению  двигательной неловкости.

1 этап. Организационный момент

Цель: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на учение, пробуждение

интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических функций;

Деятельность учителя

Психогимнастика.

- Сейчас я улыбнусь вам , а вы

улыбнётесь мне и улыбнетесь друг

другу. Как хорошо, что мы

сегодня здесь с вами.

Мы спокойны и добры, мы

приветливы и ласковы! Мы

все здоровы! Пожалуйста, сделайте

глубокий вдох через нос.

Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть,

доброту,

красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните . Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Деятельность обучающихся

Дети приветствуют учителя, улыбаются,

ровно садятся за парты, настраиваются

на работу и сотрудничество, проявляют интерес к уроку.

Мимические упражнения улучшают работу лицевых

мышц, способствуют развитию подвижности

артикуляционного аппарата,

способствуют раскрепощению детей

, проявлению своего «я», развитию

воображения, преодолению

двигательной неловкости.

Деятельность учителя 2 этап  Актуализация.  Цель: повторение опорных знаний и умений для лучего усвоения темы урока. Беседа о звуках и буквах . Чем отличается звук от буквы? Какую характеристику мы даем звуку? Чем отличаются гласные звуки от согласных? Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих, твердые согласные звуки от мягких? Деятельность обучающихся  Дети отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

Деятельность учителя

2 этап Актуализация.

Цель: повторение опорных знаний и умений для

  • лучего усвоения темы урока.

Беседа о звуках и буквах .

Чем отличается звук от буквы?

Какую характеристику мы даем звуку?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих, твердые согласные звуки от мягких?

Деятельность обучающихся

Дети отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

3 этап  Формирование темы и целей урока. Введение в тему занятия. Цель : создание условия для формулировки темы и цели урока, постановки учебных задач. Деятельность учителя Деятельность обучающихся -Дети определяют звуки, которые чаще всего встречаются  в стихах. Игра: «Запомни и повтори». Назовите звуки, которые встречаются чаще других. Белые бараны били в барабаны    -Дети смыкают губки и разжимают  их по подражанию  без голоса, с подачей воздушной струи) - При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает. У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка . Сегодня будем учиться различать звуки Б,БЬ, П,ПЬ. Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем. Дети, какую разницу вы почувствовали при  произнесении звуков П – Б?

3 этап Формирование темы и целей урока. Введение в тему занятия.

Цель : создание условия для формулировки темы и цели урока, постановки учебных задач.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Дети определяют звуки, которые чаще всего встречаются

в стихах.

Игра: «Запомни и повтори».

Назовите звуки, которые

встречаются чаще других.

Белые бараны били в

барабаны

-Дети смыкают губки и разжимают

их по подражанию

без голоса, с подачей воздушной струи)

- При произнесении звука П не работает

голосовой моторчик,

а на звук Б — работает.

У Полюшки — подушка,

у Павлушки — плюшка .

Сегодня будем учиться различать

звуки Б,БЬ, П,ПЬ.

Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем

Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем.

  • Дети, какую разницу вы почувствовали при
  • произнесении звуков П – Б?

4 этап. Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.  Цели: уточнить артикуляцию – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука; показывается «профиль» звука на рисунке; уточнить акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

4 этап. Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Цели:

уточнить артикуляцию – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

показывается «профиль» звука на рисунке;

уточнить акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;

5 этап. Произношение и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое восприятие. Игра «Внимательные ушки». - Назовите, сколько звуков вы услышали.  Какой был первый звук, второй звук? ПА, АП, БЫ, ПО, УП, БО Игра «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем: ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

5 этап. Произношение и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях

Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое

восприятие.

Игра «Внимательные ушки».

- Назовите, сколько звуков вы услышали.

Какой был первый звук, второй звук?

ПА, АП, БЫ, ПО, УП, БО

Игра «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

6 этап. Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в словах. Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое восприятие. уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти;  Игра «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б. Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор. Запомните и повторите слово со звуком П. Балка – палка, пашня – башня, запор – забор .

6 этап. Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в словах.

Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое восприятие.

уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Игра «Запомни, повтори». Запомните и

повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор

напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор .

Игры со словами. Игра «Магазин». Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое восприятие.  - Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.  Что хотите выбирайте, Но товары покупайте Лишь со звуком Б в названии, Лишь со звуком П в названии.    -Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем. Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце). Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем. Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине). уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Игры со словами. Игра «Магазин».

Цели: развивать слухо–речевую память и фонематическое восприятие.

- Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

-Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

уточнение и расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Выделение слов со звуками Б — П  из стихотворного текста. У Мальвины есть баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки И плетенки, и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем».

Выделение слов со звуками Б — П

из стихотворного текста.

У Мальвины есть баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем».

Слоговой анализ слов.  Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Слоговой анализ слов.

Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Назовите гласные в слове БАНТ- определите количество слогов.

Назовите гласные в слове БАНТ- определите количество слогов.

БУРАТИНО. Буратино потянулся. Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. А чтоб ключик нам достать, Нужно на носочки встать.  7 этап. Физминутка.  Цели: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

БУРАТИНО.

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

А чтоб ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7 этап. Физминутка.

Цели: снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

БУКЕТ  ПАКЕТ   Предупреждение нарушений письма и чтения. Упражнения в чтении слогов и слов с буквами П и БЭ  ОП БО БО ПУ БО УПС СПО УП КУБИКИ  ПАНАМА

БУКЕТ

ПАКЕТ

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Упражнения в чтении слогов и слов с буквами П и БЭ

ОП

БО

БО

ПУ

БО

УПС

СПО

УП

КУБИКИ

ПАНАМА

8 этап. Дифференциация изучаемых звуков в  предложениях. Цель: дифферецировать звуки во фразах, грамматически правильно составлять предложения. - Перед вами схема предложения.  Составьте предложения к схеме (используйте слова-картинки со звуками П и Б) . Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б. .

8 этап. Дифференциация изучаемых звуков в

предложениях.

Цель: дифферецировать звуки во фразах, грамматически правильно

составлять предложения.

- Перед вами схема предложения.

  • Составьте предложения к схеме
  • (используйте слова-картинки со звуками П и Б) .

Сколько слов в твоем предложении? Назови слова

со звуками П, Б. .

Контроль. Прочитайте слово на своей карточке,  вставив пропущенную букву П или Б . Что получилось?  Какую букву вставили? Хо…от, ка…ан, …усы,  ком…ас, су… , ка…уста, … атон, зу…ы, из…а, … астух, …осуда,  са…оги.

Контроль. Прочитайте слово на своей карточке,

вставив пропущенную букву П или Б . Что получилось?

Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы,

ком…ас, су… , ка…уста,

атон, зу…ы, из…а,

астух, …осуда,

са…оги.

9 этап. Итог. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку  Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних  игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить  новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П и Б.

9 этап. Итог. Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку

Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних

игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить

новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П и Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!