СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2017-2018 учебный год

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории  2017-2018 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2017-2018 учебный год»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по истории

2017-2018 учебный год

7 кл

ШИФР УЧАСТНИКА_____________________


Максимальный балл – 100

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6).

    1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.

«А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый; а из Баку пошел в Чапакур… Земля здесь многолюдна, да сельские люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой збруе, а за ними триста всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек… А молятся они на восток, как русские. Обе руки они высоко кладут на темя, да ложатся ниц на землю, весь вытянется на земле – то их поклоны. А есть садятся – руки обмывают, да ноги, да и рот полощут…

1) "Хожение за три моря"

2) "Часословец"

3) "История о великом князе Московском"

4) "Синопсис»

1.2. Определите, о каком органе государственного управления говорится в документе.

«… В том Приказе сидят околничий, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин…»

1) Разрядный приказ

2) Поместный приказ

3) Стрелецкий приказ

4) Посольский приказ

1.3. Укажите название московского храма, который стал великокняжеской и царской усыпальницей

1) Архангельский собор

2) Успенский собор

3) Благовещенский собор

4) Покровский собор


1.1.

1.2.

1.3





Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6):

2.1. Определите события, с которыми связано выражение «Волга – русская река»:

1) Разгром Золотой Орды

2) Взятие московским войском Астрахани

3) Поход Ермака в Западную Сибирь

4) Присоединение земель Ногайской Орды

5) Присоединение Казанского ханства

2.2. Выберите из предложенного перечня произведения, посвященные битве на Куликовом поле:

1) «Повесть о Шевкале»

2) «Сказание об Авдотье Рязаночке»

3) «Задонщина»

4) «Слово о погибели Русской земли»

5) «Сказание о Мамаевом побоище»

6) «Слово о разорении Рязани Батыем»

2.3. Кто из указанных исторических деятелей был «кромешником» (опричником)?

1) Князь В.А. Старицкий

2) Митрополит Филипп

3) Малюта Скуратов

4) Алексей Адашев

5) Василий Грязной

6) Андрей Курбский

2.1.

2.2.

2.3





Задание 3. Что объединяет понятия, события, имена образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 6):

3.1. Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2 Осада Троице-Сергиева монастыря, шведская интервенция, восстание И. Болотникова, разгром тушинского лагеря

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Посадник, тысяцкий, архиепископ, князь

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность правления князей московского дома (1 балл за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл – 6):

1) Иван Данилович

2) Даниил Александрович

3) Василий Васильевич

4) Дмитрий Иванович

5) Юрий Данилович

6) Иван Васильевич

Ответ: __________________________________________________________________________


Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (2 балла за каждую правильно указанную пару, максимальный балл за все задание – 30):

5.1. Соотнесите событие и дату:

а) Первое упоминание о Москве

1) 1410г.

б) Восстание в Твери против монголов

2) 1147г.

в) Битва на реке Сити

3) 1068г.

г) Грюнвальдская битва

4) 1238г.

д) Битва на реке Альте

5) 1327г.


6) 1385г.

5.2. Соотнесите стоянку древнейшего человека на территории современной России и место ее нахождения:

а) Костенки

1) Алтай

б) Демидовская пещера

2) Воронеж

в) Каповая пещера

3) Челябинская область

г) Сунгирь

4) Башкирия

д) Игнатьевская пещера

5) Владимир


6) Крым

5.3. Соотнесите высказывание и исторического деятеля:

а) «Да как же я призову: «Братья мои, ринемся в бой все как один», - а сам буду лицо свое прятать и хорониться сзади»?

1) Святослав Игоревич

б) «Итак, с храбростью предков наших и памятуя, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой»

2) Дмитрий Донской

в) «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в случае опасности»

3) Ярослав Мудрый

г) «Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим...»

4) Хлодвиг из рода Меровингов

д) «Неученый государь – это коронованный осел»

5) Вильгельм Завоеватель


6) Карл Великий



а

б

в

г

д

5.1






5.2






5.3









Задание 6. В предложенном ряду представлена индоевропейская языковая семья, обозначьте слово, выпадающее из общего ряда (2 балла за правильный ответ):

Белорусский, Сербский, Персидский, Хорватский, Венгерский

Ответ:__________________________________________________________________________





Задание 7. Внимательно рассмотрите карту и выполните задание
(1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12).



Что обозначено в легенде к карте цветом (верхняя таблица) и стрелочками (нижняя таблица)?

1_______________________________________________________________________________2_______________________________________________________________________________3_______________________________________________________________________________4_______________________________________________________________________________5_______________________________________________________________________________6_______________________________________________________________________________7_______________________________________________________________________________8_______________________________________________________________________________

9_______________________________________________________________________________

10______________________________________________________________________________

11______________________________________________________________________________

12______________________________________________________________________________


Задание 8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8).

«И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: «Се буди мати градом русьским». И беша у него варязи и словени и прочи, прозвашася русью. Сей же Олег нача городы ставити, и устави дани словеном, кривичем и мери, и устави варягом дань даяти от Новагорода гривен 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше варягом»

Вопросы:

1. Как называется исторический документ? (1 б.)

2. Когда и где он был составлен? (2 б.)

3. Кто является предположительным автором этого документа? (1 б.)

4. Какие события в истории древней Руси описаны в указанном отрывке? (2 б.)

5. Начало какому процессу было положено этим документом? (2 б.)

Ответ:

1_______________________________________________________________________________2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________4_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8)

В 1462 году великим московским князем стал Иван III. Еще будучи подростком, Иван стал соправителем своего отца _______(1)____________, возглавляя войска в походах. В самом начале правления он присоединил Ростовское и Ярославское княжества. Однако особое значение придавал усилению своего влияния в Новгороде, где Ивану противостояла группировка Борецких. В 1471 году на реке _________(2)________ московские войска разбили новгородское ополчение. В январе ________(3)______ года самостоятельность города была ликвидирована, вече распущено, а _________(4)__________ увезен в Москву.

С 1472 года Иван III перестал посылать дань Большой Орде. Столкновение стало неизбежным. В 1480 году хану ___________(5)_______ удалось собрать большие силы. 8 октября ордынские войска подошли к реке __________(6)_______________ и стали поджидать своего союзника литовского князя Казимира IV. На противоположном берегу реки встала русская армия. 11 ноября 1480 года хан приказал своему войску отступать. Так закончилось ордынское владычество.

Иван III продолжил собирание русских земель. В 1485 году к Московскому государству присоединилось ___________(7)_______ княжество. В 1503 году Великий князь литовский уступил Москве 19 городов.

Иван III принял новый титул – государь всея Руси. На торжественных приемах он стал появляться со скипетром и державой. Его голову венчала великокняжеская корона - ___________(8)__________ .

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3_______________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________

5_______________________________________________________________________________

6_______________________________________________________________________________

7_______________________________________________________________________________

8_______________________________________________________________________________

Задание 10. Ученик подготовил иллюстративный материал для презентации по теме: «Памятники древнерусской архитектуры XI – XV вв.» Но учитель обнаружил среди представленных иллюстраций, памятники архитектуры, которые нельзя отнести к данному периоду. Помогите ученику исправить ошибки. Отберите верные иллюстрации и подпишите представленные на них памятники архитектуры. Ответ внесите в таблицу, вписав порядковые номера нужных иллюстраций и сделав подписи к ним. (2 балла за правильно указанный номер иллюстрации и правильное обозначение названия архитектурного памятника, максимальный балл - 16)


1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8. 9.

№ иллюстрации

Название памятника




















8